Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
29.07.2025 / 11:22:22
На новой встрече в Клубе "Интеллектуал" , в библиотеке имени А.Навои, была демонстрация фильма "Весенняя мелодия" режиссера Хабибуллы Файзиева по сценарию Виктории Казанской, созданному по мотивам повести С. Георгиевской "Пек![]()
Для меня это стало памятным событием. И вот почему. Фильм был создан в 1978 году на киностудии «Узбекфильм», в главных ролях снялись Светлана Норбаева, Максуд Мансуров, Сардор Исхаков, сыгравший в фильме роль 6-летнего мальчика, который и представил фильм участникам встречи. Кстати, в этом фильме играют также такие известные узбекские киноактеры Наби Рахимов, Яйра Абдуллаева и другие. Музыку к фильму создал известный композитор Энмарк Салихов. А вишенкой на торте этого фильма являются песни, исполняемые главной героиней голосом Роксаны Бабаян, за кадром также звучат песни в исполнении самого Валерия Ободзинского. Сколько легендарных имен! Фабула фильма основана на достаточно распространенной истории – в молодой семье после рождения первого ребенка развивается конфликт между мужем и женой, связанный в данном случае с тем, что жена в связи со своей карьерой эстрадной певицы постоянно на работе, не может уделить достаточно внимания ребенку и семье. Они разводятся. Муж, будучи прорабом, уезжает из Ташкента на стройку в Навои, и работает там уже 3 года, и все это время не видел свою семью и своего сына. А сынишка очень хочет увидеть папу. Поскольку фильм для нас уже исторический, при его просмотре и анализе у каждого, кто родился и жил в то время, возникают свои личные ассоциации, и я не исключение. Поэтому буду немного отвлекаться от фильма на свои воспоминания. Для начала расскажу, почему считаю эту историю довольно распространенной. Когда мне было 5-6 лет, папа уехал из Ташкента в Москву в аспирантуру в Институт электрохимии, мама осталась со мной одна. Кстати, этот институт в те времена возглавлял академик Александр Фрумкин. Когда он приезжал в Ташкент где-то в 1975 году, по приглашению папы он был в гостях у нас д ома. Институт электрохимии – одно из ведущих союзных научных учреждений, впоследствии институту было присвоено имя академика Фрумкина. Так вот, не знаю детально, какие сложности возникли между папой и мамой, но это несложно представить, потому что мама решила меня 6-летнего отправить в Москву к папе. И вот зимой она отправляет меня одного, вручив в аэропорту какому-то солдату. Это был мой первый рейс на самолете, тогда это был ИЛ-18. В аэропорту в Москве папа и солдат долго не могли встретиться, почти 2 часа искали друг друга, наконец нашли. Так я поселился в аспирантском общежитии у папы в комнате, где он жил вместе еще с одним аспирантом. В этой комнате у впервые увидел магнитофон, до прослушивания все никак не мог понять, как это магнитофон записывает – ведь ручки и бумаги у него нет (!), после демонстрации записи в микрофон понял, что такое магнитофонная запись. Я несколько раз бывал у папы в лаборатории, до сих помнится лабораторная обстановка. Потом папа отдал меня в детский сад, и какое-то время я ходил туда. Через несколько месяцев меня вернули в Ташкент. Отец после аспирантуры не остался в Москве, тоже вернулся в Ташкент, видимо, благодаря моему путешествию к нему. Я никогда не спрашивал у родителей, почему и как все это было, потому что, в общем, и так все понятно. Итак, сын уговаривает маму поехать к папе, и наконец мама решается и обещает, что они поедут к папе, который находится в «длительной командировке». Мама отказывается от гастролей в Крыму, каким-то образом руководитель ансамбля срочно организует гастроли в г. Навои. И вот большая компания в составе ансамбля едет в аэропорт, уезжающих провожает также компания детей. В кадре появляется группа детей с собакой охотничьей породы спаниель. Увидев собаку в кадре, я сразу узнал ее. Это был спаниель семьи Сегеди, проживавших на 1-м квартале Чиланзара. В семье было двое пожилых человека , которые ранее какое-то время жили также в Англии. Муж высокий и стройный мужчина – Евгений Сегеди, любивший ходить по тогдашней моде с подтяжками, работал на киностудии Узбекфильм, он нередко снимался в эпизодах различных фильмов. Он ходил также с тростью, его типаж очень подходил для ролей пожилых офицеров царских времен. Махалля Чиланзар, в которой я жил, примыкала к Узбекфильму, а я ходил в 103 школу, находившуюся на 1-2 квартале Чиланзара на улице Гагарина. Жена в этой семье давала частные уроки английского языка детям, у нее учились несколько детей узбефильмовских режиссеров, проживавших в специальных коттеджах на границе между забором Узбекфильм и нашей махаллей. Я тоже учился у нее английскому, так как в школе учил немецкий язык. В семье Сегеди было 2 спаниеля, которых чаще всего выгуливал муж. И вот одного из этих спаниелей я увидел в фильме «Весенняя мелодия». А в одном из кадров фильма Евгений Сегеди сидит со своей тростью к аэропорту и читает развернутую газету, рядом с ним стоит дежурная по аэропорту и звонит по телефону-автомату. Такие вот исторические встречи! Далее в фильме события разворачиваются уже в городе Навои, который активно застраивается. Идет также большая стройка в 70 километрах от города Навои. На этом расстоянии от Навои находится город Нурота, видимо, там и идет стройка. В кадрах фильма множество строительных самосвалов с укороченной колёсной базой марки ЗИЛ-130Д. На одном из таких самосвалов шоферит молодая симпатичная девушка, и именно на этом самосвале колесит по области прораб стройки, отец мальчика. События в фильме разворачиваются таким образом, что в какой-то момент в кадре находятся четверо – мама, папа, сын и девушка. Потом эта девушка какое-то время возит мальчика на самосвале с собой, и возвращает ребенка маме. А папа вместе с девушкой гонит на самосвале, пытаясь догнать уезжающую на микроавтобусе того времени марки РАФ-2203 гастрольную группу, в составе которой уезжают мама и сын. Если бы фильм снимали в наше время, то конфликтная ситуация между двумя женщинами, одна из которых с сыном, и находящегося между ними мужчины была был разыграна по полной программе. Может быть, даже с битием посуды.Но сценарист и режиссер сделали лишь намек на любовный треугольник, не развивая эту тему. И на вопрос, который повис в конце фильма – с кем же останется главный герой, ответ вполне очевиден – конечно же, он вернется в семью, просто хотя бы ради мальчика. Вот и в жизни (по моей истории) и в кино дети помогают вернуть отцов в семью. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что главным героем этого фильма является не молодая эстрадная певица, которая фигурирует все время в кадре. Главным героем этого фильма является мальчик, ребенок, который становится главным цементом разрушающейся и уже разрушенной семьи. Задумка сценариста и режиссера показать в фильме ребенка как можно больше – мальчик присутствует на экране практически половину экранного времени, выводит это фильм в разряд достаточно редкого жанра – кино для взрослых, где главным героем является ребенок. И это делает фильм, несмотря показанную в нем на сложную жизненную ситуацию в семье, таким светлым, мягким, теплым. Отдельно хотелось бы отдельно отметить актерскую работу 6-летнего Сардора Исхакова, который был у нас в клубе в этот вечер отличным спикером. Известно, что детей снимать в кино непросто. Но в этом фильме мальчик во всех эпизодах настолько естественен и органичен, что вообще не чувствуется сложностей съемочного процесса. Зрителю кажется, что все на экране происходит просто и естественно. Меня впечатлил, например, эпизод, когда мальчик смотрит мультфильмы, а его мама в это время разговаривает пот телефону один раз, ходит по комнате, потом разговаривает по телефону еще раз – камера не прерывает съемку, мальчик в кадре непрерывно и увлеченно смотрит телевизор. Такая долгая непрерывная сцена непроста сама по себе, а тем более для ребенка. Но юный актёр легко и просто (так нам кажется) справился со всеми сложностями режиссерской задумки и операторской работы. И это впечатляет! Почему этот фильм не сделан с показом полного объема разворачивающегося семейного конфликта? Стилистика фильмов того времени не предполагала показа тяжелых и жестких психологических конфликтов, потому что кино должно было играть позитивную воспитательную роль. Современный искушенный зритель может сказать, что это не совсем правильно, что кино должно показывать правду жизни. Так что же должно показывать кино – лакированную красивую историю или неприглядную правду жизни? На мой личный взгляд, главная задача кино как искусства – правильное воспитание молодого поколения, и исходя из этого лейтмотива и планируемого жанра фильма, нужно строить фабулу сценария и режиссерско-операторскую подачу киношного контента. И при этом должно быть больше настоящего искусства, чтобы не злоупотреблять манипуляторскими приёмами и воздействиями на зрителя. Такие воспоминания, впечатления и размышления вызвал у меня просмотр этого фильма. Спасибо его создателям, спасибо Сардору Джасуровичу Исхакову за показ, спасибо Борису Рахимовичу Бабаеву за организацию этой встречи.
БАХРОМ ДУРМАНОВ, член Клуба «Интеллектуал»
фото Алишера Казакбаева
| ![]() |
![]()
|