Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.11.2016 / 09:18:47
Сила - в знании истории и культурного наследия древней БухарыВыполняя государственный грант Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, научно-исследовательский центр «Наследие Бухары» осуществлял в течение 12 месяцев работу над проектом «Обогащение знаний молодёжи Бухарской области в сфере изучения культурного наследия Бухары». Работа над проектом началась с составления списка слушателей из числа молодёжи, исходя из их интересов. Для этой цели были опубликованы статьи в областных газетах «Бухоронома» и «Бухарский вестник», в которых освещались цели и задачи проекта, была предоставлена информация о контактных данных организаторов проекта: руководителя проекта д.и.н. Альмеева Р.В., а так же были проведены встречи с молодёжью интересующихся историей родного края. В результате проект охватил слушателей в количестве 500 человек из числа учащихся и студентов лицеев, колледжей и Бухарского государственного университета. В рамках проекта были подписаны договора о взаимном сотрудничестве с ректором Бухарским Государственным университетом д.т.н., проф. А.А.Тулягановым, с директором Академического лицея №1 при Бухарском инженерно-техническом институте Э.З.Халимовым, с директором Бухарского колледжа туризма А.Т.Адизовым. Активную поддержку оказали председатель Общественного молодёжного движения Камолот-Д.Хакимов, руководитель Управления средне -специального образования Бухарской области-Х.Кобилов, директор РО НИМФОГО -Ж.Болтаев и профессорско-преподавательский состав учебных заведений. Полную поддержку проекту оказали администрация вышеперечисленных учебных заведений: были подготовлены аудитории, оснащенные техническими средствами для проведения занятий. Согласно календарного плана, проект был условно разделён на четыре направления: 1.-проведение тематических лекций, встреч со специалистами-историками; 2.- в целях закрепления полученных знаний в период обучения были проведены экскурсии по исторической части города Бухары, археологических объектам, объектам природного наследия, знакомство с деятельностью народного мастер Республики Узбекистан, керамиста Алишером Нарзуллоевым; 3.- в целях долгосрочного освоения и углубления полученных знаний в рамках проекта были опубликованы восемь отдельных публикаций: сборник научно-познавательных статей, методические пособия и научная брошюра; 4.- в рамках проекта были подготовлены и установлены в учебных заведениях четыре экземпляра стационарных выставок на тему: Бухара на Великом шёлковом пути; Бухара-очаг культуры, древность и современность Данная статья освещает итоги работы над первым разделом проекта. В ходе работы над проектом было проведено 52 часа занятий. Для проведения интересных и качественных лекций, семинаров и встреч были приглашены ведущие учёные, специалисты, исследователи, краеведы. Хотелось бы отметить, что всем слушателям был предоставлен раздаточный материал (файловые папки, тетради, блокноты, ручки). Во время лекций, встреч студенты узнали, увидели и встретились с такими талантливыми людьми: как Нарзуллаев Алишер - Народный Усто Республики Узбекистан, ремесленник-керамист (в Бухарском государственном университете); известными ремесленниками - Усто Камалов Шокир Шарифович и Усто Жумаев Бахшилло Ширинович (в Академическом лицее № 1 при БИТИ), которые внесли свой вклад в развитие ремесленного дела в Узбекистане и в частности в Бухаре. Мастера рассказали о месте и значении ремесленного искусства в сохранение исторического наследия Бухары, а так же поделились премудростями ремесла и продемонстрировали документальные фильмы о своем творчестве, а об истории развития ремесленного дела в Бухаре рассказал во время лекции к.и.н., доц. Киличев Р.Э. Не менее интересной была встреча с журналистом – исследователем Раззоковой М.К которая поделилась своими исследовательскими наблюдениями за архитектурными памятниками Бухары через призму светотеневых эффектов. Дополнением к сказанному была беседа во время встречи с гидами-экскурсоводами Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника - Набиевой Д. и Джумаевой М. со студентами Бухарского колледжа туризма о деятельности гида, о сохранности и истории памятников, а так же о деятельности таких музеев как: “Бухорода сув таъминоти тарихи”, “Гиламбофлик тарихи”, “Кулолчилик музейи”. Больше информации о работе музеев, о реставрационной работе, особенно после приобретения независимости Узбекистаном, слушатели получили от д.и.н. Альмеева Р.В., старшего преподавателя БухГУ Болтаева Б.Б. В отношении археологических исследований проведённых в Бухаре и их значении в определении возраста Бухары, было рассказано во время встречи с археологом к.и.н. Ниязовой М.И. и во время лекций д.и.н., проф. Тураевым Х.Х., старшими научными сотрудниками-исследователями Клычевым О.А. и Темировым Ф.У. Во время лекций были затронуты этнографические аспекты к.и.н., доц. Курбановой М.Б., рассказала об обрядах связанных с празднованием праздника Навруз: «Сумаляк сайли», «Навруз дастурхони», «Мучал маросими», «Дарвешона маросими» и др. Интересна была встреча с краеведом Исматовым М. М. и к.и.н., доц. Курбановым Г.Н., который рассказал как можно узнать по денежным единицам о политической, экономической ситуации в стране на примере Бухарского эмирата. Продолжением изучения вопроса о развитии в Бухарском эмирате (вторая половина XIX-начало XX вв.), был проведён семинар преподавателем БухГУ Махмудовой Н.Б. с использованием первоисточников – материалам ревизии и мемуарам сенатора К.К.Палена. Поучительны и познавательны были лекции к.э.н.,доц. Таджиевой С.У., которая рассказала об инфраструктуре Бухары, о развитие туризма в Узбекистане и в том числе в Бухаре, о перспективах развития туризма. Помимо тех учебных заведений с которыми были подписаны договора, организаторы проекта провели лекцию для студентов Бухарского филиала Ташкентского института Ирригации и мелиорации, где старший научный сотрудник-исследователь Клычев О.А. рассказал о историко-археологических памятниках Бухары и их значение в изучении истории края. Следует отметить, что во время проведения занятий, лекторы использовали наглядные пособия, презентации, инновационные педагогические технологии, для успешного восприятия нового материала. Результатом проведения в рамках проекта занятий, вызвали у студентов желание продолжить участие в аналогичных проектах организованных научно-исследовательским центром «Наследие Бухары», как отмечала молодёжь, во время встреч они узнала много нового и интересного, что не встречается в учебниках или методических пособиях. И эти сведения подтверждаются написанными студентами эссе. Таким образом, образовательная цель проекта - обогащение молодежи знаниями об истории, культурном наследии родного края, формирование научного мировоззрения; воспитательная цель- воспитание у студенческой молодёжи высокой духовности и нравственности, чувств патриотизма и чувства гордости за свою Родину, его историческое прошлое; развивающая цель - аналитический подход к историческому прошлому и пониманию сущности современных стратегических задач в жизни нашего общества в условиях независимости, были достигнуты. Альмеев Р.В. Директор научно-исследовательского центра «Наследие Бухары», д.и.н. Махмудова Н.Б. Преподаватель кафедры «Национальная идея, правовое образование и основы духовности» Бухарского государственного университета, ассистент проекта.
|
|