Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.01.2021 / 14:06:29

"Благословляю снова небеса!": в поисках живописной высоты Шухрата Абдумаликова


Вот уже больше недели (25 11 20 – 10 01 21) в Центральном выставочном зале АХУз на первом этаже работает персональная выставка инсталляций и театрально-декоративных произведений Шухрата Абдумаликова под названием: «Где моё небо?». Мы уже перешли в Новый двадцать первый год третьего тысячелетия, успели окунуться с головой в сутолоку первой рабочей недели, а риторический вопрос мастера-декоратора  по-прежнему не даёт нам покоя и требует задуматься, на какую такую небесную высоту замахнулся театральный художник, если предметом его  инсталляций является вполне земная жизнь, а  подсобным материалом для создания художественных образов иногда служат пластиковые баклашки, старая изношенная кепка или домашняя обувь, использованная полуразбитая кухонная утварь и прочие бытовые средства, многие из которых мастером инсталляции заимствованы, скорее всего, с городской мусорки.

Шухрат Абдумаликов родился в 1970 году в г. Самарканде. С 14 лет живёт в Ташкенте, где в 1989 г., после окончания художественного училища им. П. Бенькова, поступил в Театрально-художественный институт, в класс известного театрального художника Георгия Робертовича Брима, и волей судьбы стал одним из его последних и любимых учеников. Ещё со студенческой скамьи начал оформлять спектакли в Театре юного зрителя, в театре им. Аброра Хидоятова. Шухрат Абдумаликов после окончания института остался там преподавать на кафедре театральной декорации и в настоящее время он заслуженный деятель искусств Узбекистана, сценограф, профессор института Художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзада. В практике художника-постановщика свыше 100 спектаклей в Англии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, России, Киргизии.

Хотя Шухрат официально не числится ни в одном театре и ощущает себя свободным художником, этот театральный художник уже успел поработать с восемнадцатью режиссёрами: Марком Вайлем в спектакле "Белый, белый, чёрный аист", Овлиягули Ходжакулиевым в "Каине и Авеле", Баходыром Юлдашевым, Барзу Абдураззаковым и другими известными театральными деятелями. Художник на открытии своей персональной выставки с удовольствием вспоминал о напряженном и радостном творчестве совместно с ними. Большое удовольствие живописцу доставила работа над сценографией спектакля "Пегий пёс, бегущий краем моря" Чингиза Айтматова, поставленного в Ташкентском ТЮЗе.

Для Шухрата Абдумаликова занятие живописью давно переросло из просто увлечения в образ жизни с постоянным поиском цвета, темы, формы. Его живописные работы украшают многие стены: домов друзей, театров и выставочных залов. Если заглянуть, к примеру, в "Салон человеческой одежды" известного дизайнера Лолы Сайфи, на самом видном месте там можно встретить картины Шухрата.

Дебютировал художник и в кино, заинтересовавшись новыми изобразительными возможностями кинематографа. Совместно с казахскими и российскими коллегами Шухрат Абдумаликов, представляющий Узбекфильм, участвует в съёмках в районе озера Айдаркуль на территории Джизакской области под руководством клипмейкера Баходыра Юлдашева. По его эскизам уже построено 18 павильонов, где он с увлечением работает с фактурой, заставляя комнаты "дышать", наполняя их предметами, красками, настроением...

Шухрат также активно участвует в различных выставках. Разработанный им дизайн большой экспозиции в Японии, посвященной Узбекистану, его культуре и искусству, получил третье место на международной выставке. Принимал он участие и в последнем Пражском Квадринале, представив свои четыре макета, в том числе - инсталляцию на шелкографии. Такие выставки хороши возможностью не только "себя показать", но и "людей посмотреть": там он ближе познакомился с известными российскими театральными художниками, как Бархин, Боровский, Корогодский...

Профессия театрального художника - особая и предполагает, в первую очередь, работу организационную, натуру деятельную и - само собой! - насыщенную театральную жизнь с самобытными, активно действующими режиссерами, с притягивающими живым теплом и яркими идеями театрами...

Будучи учеником талантливого педагога и известного художника сцены Георгия Брима, Ш. Абдумаликов смог перенять у своего педагога основные направления искусства сценографии, которые в данное время развивает и уже делится накопленным опытом со своими студентами непосредственно на практике. Данная выставка-инсталляция — плод работы слаженного коллектива молодых художников сцены под его руководством.

На выставке большинство зрителей особенно привлекает центральная многопредметная инсталляция «Где моё небо?», соединившая земное и небесное начала, а также разные религиозные учения и философские школы – от язычества, конфуцианства, суфизма, христианства до технократического нигилизма в наши дни. Ш. Абдумаликов работает также в станковой живописи. Тема его живописных произведений различна — в первую очередь, это обращение к многовековой истории и философии — «Ода Роксане», «12», «Танец ушедших королей», «Ода Александру». В них для художника главное передать не реальное портретное сходство с историческими персонажами, а своё отношение к ним и живое ощущение далёких от нас эпох. Произведения А. Кадыри, Ч. Айматова, Т. Зульфикарова и других писателей вдохновляют художника не на точное иллюстрирование их содержания, а на новую интерпретацию сюжета в субъективном творческом осмыслении и новаторском живописном решении. В оригинальной экспозиции, созданной художником в Центральном выставочном зале АХУз, представлены макеты и эскизы к различным спектаклям и фильмам. Интересен неординарный подход к сценографии «Саломеи», где художник выступает «соавтором» режиссёра, предлагая зрителям свою индивидуальную интерпретацию исторического противоречивого женского образа.

Если говорить о качествах Ш. Абдумаликова как организатора, то художник является генератором идей и человеком, умеющим воплотить всё задуманное в жизнь. Свидетельством этого являются феерические действа в Ташкенте во время проведения международных фестивалей SCENOFEST -2010, 2014, 2018 годов, собравшие огромное количество зрителей и познакомившие нас с работами художников сцены из Узбекистана и зарубежных стран. 

Персональная выставка «Где моё небо?» разместило биографию художника с его оригинальным взглядом на жизнь и творчество, что даёт возможность погрузиться в атмосферу творческих поисков художника. В каждой его работе таится игра и превращение. За это его коллеги называют прагматическим мифотворцем. Он витает в своём придуманном мире притч и аллегорий. Живописец не ограничен никакими религиозными, национальными, этническими традициями и фобиями.  В его художественном мире уживаются разные религиозные течения и философские школы. Так он свободно работал над текстами Абдуллы Кадыри, Тимура Зульфикарова с легендарными режиссёрами Марком Вайли в «Ильхоме» и Наби Абдурахмановым в «Молодёжном театре».

В одном случае, он снимает парадные маски со своих театральных персонажей; в другом – через простейшие вещи - пытается познать глубокий неисчерпаемый смысл бытия и приоткрыть его нам, зрителям. В его инсталляциях художественные средства не молчат – они умеют говорить и даже кричать, взывая к совести зрителей и тем самым меняют окружающую социальную реальность с преобладающим в наши дни равнодушием людей друг к другу и даже к самим себе.  Художник никогда не останавливается на достигнутом: он всегда в поиске новых выразительных художественных решений.  Это своеобразный диалог автора со зрителем не только театра, но и выставочного пространства, где художник синтезировал трёхмерное пространство мизансцены с двухмерными живописными полотнами и многомерным языком современной поэзии:

Мы продолжаем говорить,
писать, дышать, смеяться, верить.
Мы продолжаем просто жить...
В какой-то мере.
А может, продолжаем спать,
боясь не вовремя проснуться.
Мы продолжаем просто ждать,
пока по небу сны несутся.
И ёлка продолжает вновь
дарить иллюзию уюта.
И вечность проникает в кровь
из ниоткуда.
Из ниоткуда, из тоски,
из тонкой правды иллюзорной.
Из детской радостной руки,
такой единственно-бесспорной.
А боль, наверное, пройдет,
когда мы вновь поверим в чудо.
О этот странный Новый Год,
что возникает ниоткуда.
(Бах Ахмедов)
 

Познакомившись с изобразительным искусством Шухрата  Абдумаликова в ЦВЗ АХУз, хочется с благодарностью сказать автору персональной выставки: «Благословляю снова небеса…»

Гуарик Багдасарова

 





Другие материалы рубрики

02.01.2021 / 12:45:31

Почему Евгений Скляревский на выставке картин Исфандияра Хайдарова "Созвучие красок родного края " сказал мне, что его переполняют чувства

Послесловие к вернисажу. В день открытия я взял несколько экспресс-интервью, которые говорят о многом Далее...

28.12.2020 / 14:38:49

XXXV Республиканская художественная выставка "Художник и природа" порадовала живописцев и зрителей победой искусства над "ковидом"

Академия Художеств Узбекистана, Творческое объединение художников, Дирекция художественных выставок, Центральный выставочный зал представили традиционную XXXV Республиканскую художественную выставку "Художник и природа" Далее...

24.12.2020 / 22:59:06

Посольство Франции в Ташкенте представило выставку картин узбекских художников — лауреатов программы Французского института "Резиденции Международного центра искусств"

Это во многом необычная выставка. Она развернута на баннерах на фронтоне здания дипломатического ведомства Франции в столице Узбекистана. Церемония открытия проходила в присутствии ограниченного количества гостей и журналистов прямо во дворе посольства с учетом требований защиты от коронавируса Далее...

22.12.2020 / 12:43:41

О цифровой выставке ШОС, посвященной общему буддийскому наследию

В настоящее время мировое сообщество столкнулось с серьезными испытаниями, связанными с внезапно нагрянувшей напастью под названием COVID-19. Все это еще больше актуализируют значимость единой человеческой цивилизации, самоидентификации народов и этносов мира и их ответственности за ее будущее, а также насущность народной дипломатии Далее...

22.12.2020 / 12:15:52

Состоится фотовыставка "Чингиз Айтматов-певец общечеловеческих ценностей"

Выставка посвящена 92-летию писателя Далее...





14.01.2021 / 23:02:46
Уникальный конкурс-концерт ушедшего года среди молодых композиторов в "Лаборатории современной музыки" при Государственной консерватории Узбекистана
 
11.01.2021 / 14:32:12
Вторая жизнь Мансура Ташматова, или Как джазмена чуть не выгнали с "Голоса"
 


03.01.2021 / 12:37:57
Бетгер Евгений Карлович
 
06.12.2020 / 14:22:07
Каждое утро, как и другие жители окрестных домов на Ц-1, отправляемся в любимый Экопарк…
 


09.01.2021 / 23:20:16
Александр Фитц. Воспоминания дня. Тайны старого Ташкента. Часть 2
 
07.01.2021 / 21:37:11
Александр Фитц. Воспоминания дня. Тайны старого Ташкента
 


19.01.2021 / 13:29:35
Международный день образования 2021
 
04.12.2020 / 12:03:02
Писатель Маркиэл Фазылов издал новую книгу – "Исповедь чемпиона мира". Она впечатляет глубоким содержанием и откровенными признаниями
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте