Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
07.07.2025 / 14:06:19
Дина Максимовна Пенсон-Ходжаева (1932-2024) была первой женщиной - фоторепортером Узбекистана. Ее творческое наследие настоящее фотолетопись нашей страны![]() Это отчетливо видно на фотовыставке «Фотографии без дублей», развернутой в эти дни в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана, где представлены лучшие образцы ее творчества. Можно сказать, что официальное открытие этой выставки 1 июля с.г. стало заметным событием в культурной жизни столицы. Выступавшие воздавали должное тому, что сделано Диной Максимовной за многие годы творческой деятельности, ее неустанному труду во благо родного края. . Можно сказать, что она была достойным продолжателем дела своего отца, фотографа мирового значения, много лет проработавшего в газете «Правда Востока» Максима Пенсона. Все ее работы отличаются глубиной содержания, мастерским отражением окружающей ее действительности. Невозможно без особого восхищения смотреть на фотографии современников, сделанные Диной Максимовной в самых различных городах и в сельской местности, на рабочем месте. Особое место в ее творчестве занимали фотопортреты видных деятелей культуры и искусства. Большое влияние на нее оказал ее супруг, известный кинодокументалист, сценарист , писатель Файзулла Ходжаев с которым они прожили немало счастливых лет. Я дружил с ними и могу гордиться этим. Многому у них учился и это помогало мне стать тележурналистом , который хорошо понимает как надо работать на самом достойном уровне и делал это по мере сил и своих творческих возможностей. На открытии выставки одним из самых лучших и трогательных было выступление известного искусствоведа, одного из лучших друзей Дины Максимовны — Ирины Богословской. Давайте вместе прочитаем , что она тогда сказала: Мне трудно говорить о любимой Дине Максимовне в прошедшем времени, потому что она живет внутри меня, я все еще общаюсь с ней и получаю добрые советы, которыми она умела одаривать всех окружающих. В знаменитой фразе В. Белинского «Любите ли вы театр так, как я люблю его», можно заменить лишь одно слово: «любите ли вы фотографию так, как люблю ее я» и это, пожалуй, можно определить, как жизненным кредо Дины Максимовны Ходжаевой-Пенсон. Она дышала фотографией, она могла говорить о ней и о тех, кто работал с фотографией часами. А особенно о своем основном и главном учителе по жизни – отце Максе Захаровиче. Мы не были просто соседями, жившими с 1966 года в одном и том же доме на улице Германа Лопатина (ныне Юнуса Раджаби). Вначале, будучи еще ребенком, я всегда следила за тем, как очень красиво одетая (соседка) женщина, с большим кофром через плечо ежедневно проходит мимо наших окон на первом этаже, а позднее мы стали общаться теснее. Моя мама обращалась за советами к Дине Максимовне, как жарить такие пышные и вкуснейшие биляши, которые получались только у нее или как делать рыбу фиш. А какой узбекский плов с бараньими ребрышками готовила т. Дина!!! На удивление многих талантливым узбекским «ошпазам».
У нее, пожалуй, у первой в Ташкенте появилось полупальто и шапка из каракульчи кофейного цвета, которое ей сшили в знаменитом в том время ателье на Бешагаче и когда она поехали в нем в Москву в начале 1970-х годов, то очень многие завистливо смотрели ей в след. И последнее, что касается оригинальности в ее внешнем виде…На один из пленумов, проходивших в 1970-х годах в ЦК Дину Максимовну пригласили в качестве фотографа. Волосы ее в то время были выкрашены в синий цвет. И вот она в там в светлом брючном костюме с синими волосами ходила во время заседания по проходу между рядов и снимала участников заседания и приглашенных на этот пленум. Во время перерыва, к ней подошел один из организаторов и попросил больше в зал не заходить, так как все присутствующие смотрят и следят только за ней и не слушают доклады. Была ли она счастливым человеком? Безусловно!!! Она занималась любимым делом всю свою жизнь. Работая на ташкенской телестудии, ей удалось не только снимать, но и познакомиться с Батыром Закировым, чье фото, сделанное во время его концерта было любимым самим певцом и печаталось на плакатах. С ним они дружили семьями. Дина Максимовна снимала и познакомилась с артистами театра Сатиры из Москвы : Ширвиндтом, Романом Ткачуком, с Евгением Евстигнеевым, Галиной Волчек. Она снимала во время гастролей в Ташкенте югославскую певицу Радмилу Караклавич, азербайджанскую певицу Зайнаб Ханларову, поэта Константина Симонова и многих других. Дине Максимовне повезло во времена «железного занавеса» при СССР побывать во многих зарубежных странах: во Франции, Италии, Польше, Германии, позднее в США, Израиле и др. Она была неимоверно гостеприимным человеком и никто из гостей не уходил из их квартиры, не отпробывав знаменитых блинчиков из кислого теста, белишей или ранее упомянутого плова с бараньими ребрышками, а ее муж Файзулла всего делал акцент, что «у Дины в плове больше мяса, чем риса». Файзулла и Дина были очень счастливой и самой необычной парой во всем Узбекистане. Они прожили вместе больше 40 лет. Динара (как называл ее Файзулла) с огромной радостью всегда слушала написанные Файзуллом сценарии к более чем 60 документальных фильмов, которые он создал. Он был всегда очень остр на язык и не терпел ложь или халтуру. Резал правду-матку на всех заседаниях кинематографистов и называл вещи своими именами. Замечательная идея персональной выставкы Дины Максимовны Пенсон дала возможность вспомнить этого удивительного человека, которая сумела преодолеть в своей жизни очень многое: и радость, и предательство, и счастье и горе. Пусть добрая память об этом светлом человеке живет вечно и она останется жить в своих работах. Интервью для сайта Культура Узбекистана Татьяна Кузьмина, ветеран труда, поклонница творчества семьи Пенсон Что вас привело на эту выставку? - Я увидела материалы об этой выставке, она вызвала у меня большой интерес и специально пришла ее посмотреть в Центральный выставочный зал. Конечно же, фамилия Пенсон мне хорошо знакома. Многие фотографии ее отца и ее самой я раньше видела и всегда восхищалась. Мне очень нравится эта выставка,представленные экспонаты, фотографии и сделанные к ним текстовые подписи, одна другой лучше. Очень интересная и очень содержательная выставка. - По этим фотографиям без дублей хорошо видно, что Дина Максимовна дочь знаменитого на весь мир Максима Пенсона, правда? -Полностью с вами согласна. Это именно так. Она тоже была большим мастером фотографии, конечно. - Как все здорово, видишь реальную жизнь, реальных людей… - Да, да, да. Здесь я вижу не эпоху, а именно реальных людей и реальные ситуации жизни прошедшего времени. Здесь нет никакой политики, а реальная жизнь со всеми ее перипетиями. Я могу сказать, что именно такими мы были в то время. - Наверно, надо сказать, большое спасибо организаторам выставки, работникам ЦВЗ. Они такие молодцы, все так хорошо организовано. В интернете был очень хороший ролик об этом событии. - Дина Максимовна оставила большой и достойный след на земле. - Да, это именно так. Вот взять к примеру серию фотографий о том, как осваивалась Голодная степь. Теперь там цветущие сады, как мы знаем. А Дина Максимовна ездила туда не раз , в любое время года и все это мы здесь с вами видим.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
| ![]() |
![]()
|