Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.10.2019 / 20:02:06

Истина страстей в юбилей великого русского композитора Римского – Корсакова (о спектакле "Царская невеста в ГАБТЕ им. А. Навои)


Театр дорог всем нам своим удивительным свойством одаривать наши души настоящей правдой страстей и чувств. И когда это удивительное излучение со сцены сплетается с пристальным вниманием и чутким восприятием переполненного зала – то рождается истинный праздник творчества. Именно таким праздником остался в сердцах многих ташкентских зрителей замечательный спектакль «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА», представленный ташкентской музыкальной общественности и многочисленным любителям оперы Государственным Академическим Большим театром оперы и балета имени Алишера Навои. Этот спектакль живет на сцене нашего любимого театра уже более десяти лет.Он признан и любим зрителем, и мы уже неоднократно и с удовольствием писали о нем.

       Но и особая дата, связанная с недавним исполнением этой замечательной оперы, и высокий уровень и постановки, и исполнения заставляет нас вновь обратиться к этой прекрасной работе ГАБТ имени А.Навои. А дата весьма значительна – это 175 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Выдающегося мелодиста, уникального музыкального драматурга, создателя и замечательных опер, и ярких симфонических творений. А нас, жителей Узбекистана, - особенно привлекает в его творчестве удивительная любовь композитора и к культуре Востока, которую он высоко ценил и всю жизнь пытался воспевать в своих произведениях.

   И прекрасная, значимая акция, которой предполагалось отметить юбилей выдающегося композитора, задуманная и проведенная ГАБТом имени Алишера Навои при содействии Представительства «Россотрудничества» в Республике Узбекистан, к счастью удалась и организационно, и творчески. То, что организационно и творчески в этом проекте объединили свои силы и театр и РОССОТРУДНИЧЕСТВО – несомненно, дало весьма плодотворные результаты.  Зрительный зал театра был буквально заполнен зрителем – внимательным и чутким, с первых и до последних мгновений воспринявшим каждую деталь спектакля и награждающим практически каждый номер горячими аплодисментами. А замечательный исполнительский состав с полной отдачей

Проникновенно и трепетно провел каждый миг жизни своих героев. Прекрасно и осмысленно спетый яркими голосами, эмоционально сыгранный – этот спектакль оставил совершенно исключительное впечатление.

   Главной ценностью постановки «Царской невесты» заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан Андреем Слонимом, безусловно, стоит считать и её верность авторской драматургии, и наполнение чувств и страстей героев неподдельной искренностью. Именно это вызывает горячее сопереживание зрителей в каждый момент.

Хочется особо отметить, что стиль спектакля точно и четко соответствует эпохе опричнины царя Ивана Грозного, а характеры поведения и психологии героев окрашены современной заостренностью.В каждый момент веришь нюансам и оттенкам изменчивой жизни этих героев и проникаешься к ним зрительским вниманием. В силу этого спектакль разворачивается как экспрессивное полотно, в котором напряжение нарастает с каждым моментом, а жизнь каждого героя очерчивается с убеждающей достоверностью.

Опера эта весьма непроста переменчивостью настроений и нюансов, сочетанием и внешнего, и скрываемого смысла. Уже несколько составов исполнителей сменилось за годы сценической истории этого спектакля. И думается, что слышанный и виденный в минувшую субботу состав – один из самых оптимальных по качеству и искренности исполнения.

Символична и сценография спектакля, воссозданная главным художником театра Зубайдулло Батыровым. Она лишена бытовой достоверности и наполнена символами эпохи. Запоминаются и огромные колокола, в который бьют герои спектакля или от радости, или от большого горя -  и ряд других подобных весьма убеждающих образных находок.

    Со дня премьеры этим спектаклем успешно дирижирует его музыкальный руководитель, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Анвар Эргашев. Всю драматургическую значимость сложнейшей партитуры Римского-Корсакова он делает слышимой и как бы «осязаемой» всеми органами чувств, объединяя звучание солистов, хора и оркестра в единое целое.

Говоря о героях спектакля, безусловно хочется начать с яркой и убеждающей работы Рахима Мирзакамалова в образе опричника Григория Грязного.Молодой певец не только сделал свой яркий и красивый голос средством для раскрытия больших страстей, но и убедительно вжился в суть самого характера обуреваемого страстями Григория. Он убедительно раскрывает влияние любовной страсти своего героя к юной Марфе, страсти, котороя становится навязчивой и неуправляемой. И губит и его самого, и многих, кто вольно или невольно оказался в орбите этой страсти. С момента своего дебюта Рахим Мирзакамалов заметно обогатил свой образ и достойно раскрыл его в юбилейном спектакле.

   В роли Марфы практически со дня премьеры успешно выступает Лятифе Абиева. В этой трудной роли ей удается замечательно раскрыть и светлый мир души Марфы, и ее любовь к Ивану Лыкову, и растерянность перед грозными обстоятельствами. Сцена безумия Марфы в последней картине особенно удалась ей переменчивостью состояний, убедительной передачей угасания своей героини перед сокрушающими событиями.

   Очень искренне и трагично раскрыла Анастасия Юдина образ Любаши – возлюбленной Григория. Навязчивое стремление сгубить ни в чем не повинную Марфу только потому, что её Григорий загорелся к ней страстью – передается Юдиной сильно и убедительно.

Ее образ – это также – несомненная принципиальная удача всего спектакля и в выразительном пении, и в действии.

  Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов порадовал в образе Собакина-отца и богатством тембра, и правдой своего непростого героя – и доброго, и с хитрецой. Удачно переданы им и любовь к дочери и ее жениху Лыкову, и таящаяся надежда на то, что Царь выберет в жены именно Марфу. А когда тяжесть горя обрушивается на него в связи с недугом и смертью Марфы – он особенно искренен в своих чувствах.

   Колоритен и Джабраил Идрисов в образе Малюты Скуратова – второго после царя лица в государстве. Этот разгульный палач и деспот и подчиняет себе все окружающее, и полон ненависти к Лыкову, который по царскому указу побывал в Европе и теперь смеет осуждать дикость нравов опричнины. А вот к Любаше он питает особое чувство – и с наслаждением слушает ее пение. А в финале становится единственным, кто горько оценит ее гибель...

Нурмахмат Мухамедов в образе врача-немца Бомелия успешно решает сложные образные задачи. Его «составитель ядов» и сметлив, и хитер, и сладострастен в своем стремлении овладеть красавицей Любашей. Молодой Отемис Джуманиязов сделал в образе своего Лыкова хорошую заявку на воплощение этого образа во всей полноте. Он показал и хорошее звучание голоса, и стремление проникнуть в мир натуры его героя – и любящей, и обреченной. Думается, что в дальнейшем его образ обогатится новыми чертами и останется в спектакле как один из самых органичных.

Несомненно украсила спектакль и прекрасная певица Надежда Банделет-Голендер, раскрыв в характере своей Домны Сабуровой и неуёмное желание видеть свою дочь Дуняшу невестой царя Ивана, и доброту и сердечность натуры. Бессменная Дуняша – Рада Смирных убедительно показала в спектакле и краски своего контральто, и черты своей героини. Органичной предстала и Мадина Базарова в роли няни Петровны. А в безмолвном (согласно композиторскому замыслу!) образе самого царя Ивана Грозного уже традиционно и весьма убедительно предстал сам постановщик спектакля Андрей Слоним.

   Особо стоит сказать о работе хора, который в этом спектакле раскрыл разные образы – и представителей народа, и суровой опричнины. Прекрасная работа главного хормейстера, народного артиста Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой очень убедительно помогла раскрыть в спектакле эти важные образные категории в органичной жизни хора на сцене.

    Да, зрителей в зале в этот вечер было очень много. И каких! Здесь были представители дипломатических корпусов, почетные гости из правительства Республики, были знатоки и любители оперы, представители различных культурных центров. Без преувеличения можно сказать, что вся ташкентская интеллигенция присутствовала в этот вечер в зале театра. Все они были единодушно горячи в восприятии и оценке «истины страстей» этого замечательного спектакля. И было особенно приятно ощущать их прямое содействие происходящему на сцене, и во внимательной тишине слушания, и в горячем приеме после каждого номера и, конечно же – в финале спектакля.

   Хочется не забыть отметить и еще одно, весьма существенное. То, что в Узбекистане на таком высоком профессиональном уровне была исполнена одна из великих русских опер и было выражено искреннее и глубокое внимание и почитание жизни и творчества Н.А.Римского-Корсакова – говорит о многом. И о том, что с давних пор истоки узбекистанской и русской культур исконно тянулись друг к другу и сплетались в прекрасные соцветия воплощений на нашей земле лучших произведений русской и мировых культур. И о том, что в разнообразии наций и народностей, населяющих Узбекистан – неизменно велик интерес и к опере, и к балету, как к высшим формам театральных искусств. И, несомненно, - о том, что встречая свой девяностый сезон, наш оперный театр находится в неизменном и замечательном развитии. И радует сегодня, и , несомненно, будет радовать завтра новыми и новыми выдающимися достижениями, которые все более зримо выплетаются в многоцветную палитру искусства мира.

 

                                                                                                                     Б.БАБАЕВ

                                                                                                                                                                                                                 фото Юрия Полянского 





Другие материалы рубрики

10.10.2019 / 09:44:47

Вспоминая гастроли артистов из Грузии. Ташкент громкими овациями встретил моноспектакль "Я – Николай Гумилёв!"

Впервые, 21 и 22 сентября 2019 г., Тбилисский государственный академический русский театр им. А.С. Грибоедова представил в Ташкенте моноспектакль "Я – Николай Гумилёв!" на сцене Государственного молодёжного театра Узбекистана в рамках проекта "Русская поэзия Серебряного века". Организатор гастрольного спектакля - Арт-содружество "Freelance" совместно с ООО "Niiat". Далее...

07.10.2019 / 21:17:00

ПРЕМЬЕРА "МАМАША КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ" НА СЦЕНЕ ТЕАТРА "ИЛЬХОМ"

5 и 27 октября премьера спектакля "Мамаша Кураж и ее дети" по мотивам пьесы Бертольда Брехта – это совместный проект театра-студии "Дийдор" и театра "Ильхом". Далее...

23.09.2019 / 13:29:10

Драматический балет "Распутин" на сцене ГАБТ им. Навои

Впервые в Ташкенте 19 ноября будет представлен драматический балет "Распутин" на сцене ГАБТ им. Навои. Мировая премьера, которая с большим успехом уже прошла в Лондоне и в Москве, в скором времени с нетерпением ожидают в Цюрихе. Балет рассказывает историю мистического "старца" Григория Распутина, сыгравшего роковую роль в русской истории. Далее...

18.09.2019 / 21:51:45

Город мира, город дружбы, город хлеба – древний солнечный Ташкет тепло приветствовал юных актеров ДМТЮА

12 сентября 2019 года Ташкент стал завершающим пунктом благотворительных гастролей Детского музыкального театра юного актера из Москвы, проводимых Россотрудничеством с целью продвижения российской культуры Далее...

13.09.2019 / 09:36:42

Яркие гастроли Детского музыкального театра юного актера (г.Москва) в Узбекистане

12 сентября 2019 года при содействии и поддержке Российского центра науки и культуры в Ташкенте на сцене Государственного академического русского драматического театра Узбекистана состоялось выступление Детского музыкального театра юного актера – единственного в России профессионального музыкального театра, роли в котором исполняют дети в возрасте от 13 до 15 лет. Далее...





23.12.2024 / 14:56:54
ВЛИЯНИЕ "РЕКВИЕМА" ДЖ. ВЕРДИ НА СЛУШАТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА: ГРАНДИОЗНОЕ СОБЫТИЕ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ МАЭСТРО УРИНБАЕВА
 
22.12.2024 / 14:26:22
В рамках Большого фестиваля в честь 10-летия образования Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева, состоялся концерт Камерного оркестра "Туркистон" с участием музыкантов из США
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 


21.12.2024 / 14:13:05
Итоги года: Korzinka Go доставила более одного миллиона заказов
 
18.12.2024 / 17:37:49
"Корзинка" представила финальную книгу серии "Время героев" и подарочный комплект из всех четырех историй
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте