Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.10.2019 / 18:37:56

Лия Кёниг и её спектакль "Выиграл или проиграл?"


Молодёжный театр Узбекистана, в продолжение многолетнего успешного сотрудничества в области театрального искусства с Израилем, 26 10 19 представил единственный  моноспектакль автора и исполнителя Роя Хоровица в постановке режиссера Лии Кёниг.

Когда я вошла в зрительный зал Молодёжного театра Узбекистана за полчаса до начала представления в Ташкенте от Камерного театра Тель-Авива: "Выиграл или проиграл?",  я услышала взволнованный голос режиссёра-постановщика Лии Кёниг: «А где же журналисты? ». Я представилась и присела в партере рядом с пожилой женщиной, лёгкий макияж которой на  лице вовсе не скрывал её 90-летнего возраста, а между тем большие карие глаза светились совершенно по-молодому и излучали простое человеческое счастье. Она неожиданно взяла меня за руку, как близкая родственница, и начала рассказывать о себе, совершенно свободно владея русским языком.

         Лия Кёниг – режиссёр-постановщик спектакля – родилась в 1929 году в Польше, в семье актёров. Война застала её в Румынии, когда вместе с матерью они были на гастролях. Годы эвакуации вместе с матерью Лия Кёниг провела в Узбекистане – в Ташкенте и Самарканде. С 1941 года, того драматического момента, ей до сих пор кажется, что она словно  заново родилась в Средней Азии. «Моё  детство началось тут», - рассказывает она, - именно здесь Лия познала вкус человеческой доброты, самоотверженной любви и дружбы и вкус горячей лепёшки из тандыра в самые суровые годы войны, проведённые в южном тылу. «Именно здесь узбеки меня научили, как можно сообща бороться за свою жизнь, они спасали нас любовью и душевной теплотой. У нас были добрые соседи: одна из них  молодая красавица Хидоят. Она всё время меня приглашала к себе. Я приходила к соседям и подолгу сидела с ними во дворе на топчане, где они меня угощали хлебом, нехитрой похлёбкой и чаем. С тех пор я в своём сердце всегда носила эту теплоту людей и мечтала снова побывать в этих краях и низко поклониться этой земле и людям, спасшим нас от войны и голода». Наконец, её мечте удалось сбыться…

За неделю пребывания в Узбекистане Лия Кёниг  выкроила время и вместе с представителями Израильского посольства съездила в Самарканд, нашла улицу и дом, приютивший её мать с пятью детьми. В Самарканде  её сверстники преклонного возраста вспоминали о тех  суровых годах, когда узбеки делились с эвакуированными людьми разных национальностей с российских и европейских территорий, оккупированных фашистами, своим мирным кровом и последним куском хлеба наравне с родными детьми.

- У меня, кроме моих родителей (матери и отчима, отец погиб рано в Уральске в 1942 году), были хорошие учителя среди окружающих меня людей в Узбекистане, России, Молдавии, Румынии и потом в Израиле, научивших меня любить и ценить жизнь, гуманно относиться ко всем людям…  Я также посетила Общество бухарских евреев, которое меня очень тепло приняло. Я думаю, кто проживает в Ташкенте, до конца не осознаёт, какой это красивый и солнечный город, в котором живут счастливые люди. Моя нынешняя поездка в Узбекистан завершает определённый период моей духовной жизни, -  подводит итог пережитому важному отрезку  жизни наша героиня.

В 1961 году Лия Кениг эмигрировала в Израиль, где и была принята в легендарный национальный театр «Габима» («Сцена» в переводе на русский язык). Поначалу ей было тяжело – пришлось срочно изучить иврит. Здесь ею сыграно огромное количество ролей. В настоящее время Лия Кёниг является старейшей и самой заслуженной театральной актрисой Израиля и играет в трёх спектаклях. Её называют королевой сцены, в совершенстве владеющей искусством перевоплощения трагических образов в комические, обладающей великолепной пластикой, умением петь и танцевать. Кёниг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом Премии Израиля, в 1999 г. — Израильского союза актёров. Этот значительный период жизни Лия Кёниг характеризует так:

- Я думаю, я начала осуществлять свою актёрскую карьеру в Бухаресте и потом в Израиле с правой ноги. Я играю очень много до сих пор. Творческая жизнь на сцене помогает моему долголетию и продляет мою счастливую жизнь. Что же касается привезённого спектакля по приглашению Израильского посольства и руководства Молодёжного театра Узбекистана, его автор и исполнитель Рои Хоровиц всё время режиссировал меня. Я предложила ему поменяться ролями в этот раз – что из этого получилось судить вам, ташкентским зрителям.

На вопрос о режиссёрском замысле гастрольного моноспектакля с интригующим вторым названием «Всё или ничего!» Лия Кёинг ответила достаточно откровенно с долей самоиронии:   

-  Ну, что вы скажите обо мне? В этом возрасте режиссировать впервые ... скорее всего, я сошла с ума. Но когда Рои принёс мне свою прекрасную пьесу, я не могла поступить иначе. Я не могла не согласиться. Этот дедушка, какой персонаж!!! Такой оптимистичный, такой умный, полный юмора и жизнерадостный. Такие роли была бы рада сыграть сама. Но Рои решил, и правильно, передать свою историю глазами молодого человека, внука. "Лиа! - сказала я себе, тебе не дают играть? Как минимум, режиссируй! Как говорят в нашей пьесе «Sure men» - почему бы нет?»

А если серьёзно: главная идея пьесы, отобранной  для постановки Роем Хоровицем,   - это генетическая и ментальная связь между старым  дедом и его молодым внуком. Наша задача была – показать душевную дружбу и родство двух людей, сумевших найти общий язык, несмотря на разницу в возрасте и социальных статусах этих  героев. В их взаимоотношениях преобладает универсальная беспроигрышная модель поведения в наше прагматичное время: они демонстрируют более высокий альтернативный уровень  общения, где нет конкуренции, где правит бал сотрудничество и любовь. Думаю, вам будет приятно посмотреть этот спектакль.

- Сколько Вы ещё пробудете здесь?

- Мы  уже сегодня ночью улетаем. Я приехала во время разгара театрального сезона в сопровождении молодой актрисы, пожелавшей меня снимать  и использовать эти документальные  видеокадры  для будущего биографического фильма обо мне. У неё ещё пока нет названия.

Лия Кёниг и Рои Хоровиц – автор и исполнитель моноспектакля «Выиграл или проиграл?» в рамках визита в нашу страну 24 10 19  с радостью поделились своим  актёрским и режиссёрским опытом со студентами творческих вузов и артистами Молодёжного театра, давая  им трёхчасовой мастер-класс. Лия Кёниг отметила в беседе, что мастер-класс проходил на сцене театра. Любознательные молодые артисты, искренне и глубоко интересующиеся западной культурой и театром, желающие достойно играть на большой сцене, задавали много практических вопросов, связанных с актёрским мастерством и особенностями режиссуры наших гостей, поэтому было очень интересно и полезно всем узнать ближе друг друга.  

      Но лучше всего талант  гастролёров из Израиля раскрылся во время моноспектакля, в котором единственный актёр Рои Хоровиц на глазах у всех зрителей легко перевоплощался в старого 99-летнего  деда, мечтавшего прожить до нового тысячелетия. Он также органично превращался в чопорную учительницу, открывшую своим ученикам истину в последней инстанции сакраментальной фразой, что «человеку даны всего лишь две гарантии – родиться и умереть». Труднее всего, наверное, было поддерживать диалоги то с его мамой, плохо знавшей  характер и навыки своего сына;  то с его дедом, за внешней грубостью которого и пороком азартного игрока скрывался добрейший человек с твёрдыми независимыми убеждениями и силой воли. Рои Хоровица одновременно был прекрасным рассказчиком с философским созерцательным взглядом со стороны на всё происходящее и просто объяснял внутренние подводные течения сюжета.

         Трудность восприятия  действия осложнялась тем, что спектакль шёл на иврите. Зрители вынуждены были следить неотрывно за выразительной игрой актёра и одновременно схватывать боковым зрением субтитры на русском языке, чтобы до конца понять спектакль. Кое-кто в зале бесцеремонно умудрялся вслух зачитывать субтитры для соседей с плохим зрением, но в целом, народ  не дышал, следя за развитием динамичного действия и мог высоко оценить актёрскую игру главного и единственного исполнителя.

         Рои Хоровиц - выпускник "Актерской студии-Нисан Натив" в Тель-Авиве, магистр театрального факультета Тель-Авивского университета, докторант кафедры современной литературы Бар-Иланского университета. Награжден званием «Лучший актер» на Международном фестивале детей и молодежи, Хайфа, 1997 год и «Режиссер года», в 2010 году. Снимался в американском фильме "The Body" с Антонио Бандерасом. Рои поставил серию признанных критиками постановок, исполняемых по всему Израилю, в Национальном театре Хабима, Театре Камери, Театре Беэр-Шева, Театре Хасимта и т.д.

         Пьеса «Выиграл или проиграл?» представляет воспоминания молодого человека о детстве и его дедушке. Для дедушки Гари азартные игры были смыслом всей жизни. Он выигрывал много и терял еще больше… Но теперь, дыша на ладан, дедушка Гари идёт до конца, в самом прямом смысле.

         Посмотрев спектакль, зрители после долгих оваций подходили  к Лии Кениг и обнимали её. Многие впервые задумались о главном:  «Победа в футбольном матче реализует модель: «Выиграл» / «Проиграл». Победа в споре с близким человеком порой абсолютно не важна, особенно если победа может разрушить многолетние отношения. Но делая выбор, как  дедушка Гари в спектакле «Всё или ничего» (мне почему-то это название больше по душе!), необходимо руководствоваться собственными идеями и предпочтениями, а не идти по поводу сиюминутных эмоций. Только навык,  кстати, подсказанный современным психологом Кови «Победа для всех» - может привести к всеобщему успеху, как это случилось в  единственном представлении в Ташкенте Камерного театра Тель-Авива на сцене Молодёжного театра Узбекистана.

 

Гуарик Багдасарова

 

 





Другие материалы рубрики

27.10.2019 / 21:38:44

На сцене Молодежного театра Узбекистана представлен моноспектакль тель-авивского Камерного театра " Выиграл или проиграл?"

В этом театральном проекте зрителей ожидало много неожиданностей. И прежде всего то, что режиссером поставившем спектакль является старейшая актриса Израиля Лия Кениг, которая до сих пор играет в трех спектаклях Далее...

25.10.2019 / 14:05:56

РЕЦЕНЗИЯ: "МАМАША КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ"

Немецкий поэт и драматург Бертольд Брехт начал работу над пьесой "Мамаша Кураж и ее дети" в канун Второй мировой войны. Он задумал ее как предупреждение властям, которое должно было прозвучать со сцен больших городов: "Кто хочет завтракать с чёртом, должен запастись длинной ложкой". Драматург дописал пьесу осенью 1939 года, когда война уже развернулась, и с горечью признал поражение: "Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… "Мамаша Кураж и ее дети" – опоздала". Как же он ошибался. Далее...

16.10.2019 / 20:07:52

"Выиграл или проиграл?": единственное представление в Ташкенте от Камерного театра Тель-Авива

Так называется моноспектакль автора и исполнителя Роя Хоровица в постановке режиссера Лии Кёниг, который состоится в Молодежном театре Узбекистана 26 октября. Далее...

16.10.2019 / 20:02:06

Истина страстей в юбилей великого русского композитора Римского – Корсакова (о спектакле "Царская невеста в ГАБТЕ им. А. Навои)

Театр дорог всем нам своим удивительным свойством одаривать наши души настоящей правдой страстей и чувств. И когда это удивительное излучение со сцены сплетается с пристальным вниманием и чутким восприятием переполненного зала – то рождается истинный праздник творчества. Именно таким праздником остался в сердцах многих ташкентских зрителей замечательный спектакль "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА" Далее...

10.10.2019 / 09:44:47

Вспоминая гастроли артистов из Грузии. Ташкент громкими овациями встретил моноспектакль "Я – Николай Гумилёв!"

Впервые, 21 и 22 сентября 2019 г., Тбилисский государственный академический русский театр им. А.С. Грибоедова представил в Ташкенте моноспектакль "Я – Николай Гумилёв!" на сцене Государственного молодёжного театра Узбекистана в рамках проекта "Русская поэзия Серебряного века". Организатор гастрольного спектакля - Арт-содружество "Freelance" совместно с ООО "Niiat". Далее...





22.12.2024 / 15:11:58
Закончился съемочный период нового фильма Зульфикара Мусакова под рабочим названием "Сны о Фудзияме
 
21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте