Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.10.2020 / 21:11:11
"Танец – есть движение, которое есть сама жизнь, сама красота, сама любовь, гармония и сила"Руфь Сен-Дени в "Лакме" Целое поколение молодых хореографов сегодня пытаются осмыслить и дать новую жизнь современному танцу. Но где проходит тонкая грань между академическим и современным танцем? Чем современный танец так манит начинающих исполнителей? Наверное, свободой выражения мысли, отсутствием рамок и большим выбором различных направлений, которые существуют и развиваются сегодня. Безусловно, начинающие хореографы должны на что-то ориентироваться, опираться на опыт и достижения тех, кто стоял у истоков современной хореографии прежде, чем браться за собственное произведение. Вспомните, как в подготовительных классах мы писали в прописях крючки и палочки - и только освоив их, переходили к буквам, словам и предложениям. Так же и с танцем. Основа - будь то классика, брейк, или физкультура, - задает основу танцу, но никак не определяет его стиль. Современный танец — это постоянный поиск образов, идей, приемов, идеалов. И так было с самого начала. Первые эксперименты в сфере движения начались еще в середине XIX века. Одним из пионеров был создатель теории "телесного выражения" Ф. Дельсарта, но полноценно работать над этой идеей стали яркие и талантливые исполнители Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени и Тэд Шоун. Если танец Фуллер отталкивался от внешней составляющей, то Дункан ставила в центр личные переживания и эмоции. Поиски Айседоры продолжила Рут Сен-Дени, привнеся в модерн элементы Востока, мистики и религиозных мотивов. Айседора Дункан стремилась к идеалу "Я во Вселенной", а для Рут Сен-Дени идеалом стало "Вселенная во мне". Рут Сен-Дени начинала карьеру, выступая в составе эстрадного танцевального ансамбля. Гастролируя по стране, Рут играла мелкие роли в пьесах Дэвида Беласко "Заза" и "Мадам дю Барри". Становлению особого характера постановок Рут способствовал случай. В 1903 году, находясь в Буффало, штат Нью-Йорк, Сен-Дени зашла в аптеку с коллегами по труппе и увидела рекламный плакат с изображением египетской богини Исиды, восседающей на троне. Этот образ пленил Сен-Дени на месте. Рут почувствовала непреодолимое влечение к культуре древнего Египта и Востока и увлеклась изучением буддизма. В качестве хореографа Сен-Дени впервые выступила в 1904. Ее танцы резко отличались от традиционной хореографии того времени: их переполняла свобода, мотивы культур Африки, Востока и Азии. В одной из ее первых постановок - балете "Радха" на музыку Л.Делиба (1906) были использованы мотивы индийского храмового танца. Также она поставила танцы в египетском стиле (балет "Egypta"), византийском ("Dance of Theodora") и арабском ("Romance of the Desert") В 1914 она вышла замуж за студента-богослова Теда Шоуна, изгнанного из университета за занятия танцами и ставшего партнером Рут. В 1915 они основали труппу "Денишоун" и школу танца в Лос-Анджелесе. Название школы стало практически синонимом профессионализма в сфере танца модерн. Благодаря этойшколе мир увидел таких блестящих исполнителей, как Чарлз Вейдман, Дорис Хамфри, Марта Грэхем. Школа оказала большое влияние на формирование современного танца, и модерн перешел из разряда экспериментальных жанров в определенную танцевальную систему, со своими принципами и законами техники. Именно в "Денишоун" родился американский экспрессионизм в танце, объединивший творчество многих хореографов и исполнителей. Рут Сен-Дени была первой американской танцовщицей, которая из традиций и приемов варьете создала серьезный концертный танец. В 1938 году Сен-Дени основала Университет Адельфи, один из первых университетов танца в Америке. На протяжении многих лет Сен-Дени учила танцам начинающих актёровв Голливуде.
Миссия современного танца сегодня - донести посредством танца не историю, а эмоции. Ломая существующие системы оценки искусства, современные хореографы строят новые формы и диктуют свои правила. Современный танец прошел определённыйпуть перед тем, как стать таким, каким мы его знаем. В развитии современного танца, есть и свои проблемы. Одна из основных - недостаточная работа по подготовке танцоров и хореографов. Одним из решений задачи может стать наличие качественных методических материалов. Они должны способствовать постановке техники по всем танцевальным дисциплинам, направлениям и стилям. Мастер-классы от ведущих специалистов, творческий обмен опытом, конкурсы могли бы стать хорошим подспорьем в развитии современного танца. Существует проблема подготовки педагогов, во всех школах танца – любого уровня, от небольшой студии до высших учебных заведений. Необходимо создать такие материалы, чтобы танцоры всех уровней (начинающие, "продолжающие", профессиональные танцоры) имели возможность развиваться как с помощью педагогов, так и самостоятельно. Модерн - танец-оппозиция, противопоставление балету, манифест против рамок и ограничений, один из ярчайших жанров современной хореографии. На сегодняшний день, нужно обладать высоким мастерством, чтобы освоить сложнейшие техники и приемы. Алевтина Борейко
Магистрантка 2 курса
Государственной академии хореографии Узбекистана
|
|