Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.12.2020 / 15:26:49
Фатима Режаметова. Без грима и фальши«Если уж быть в профессии, так надо быть всегда впереди, всегда быть лучшей», - таков девиз заслуженной артистки, ведущего мастера сцены Молодежного театра Узбекистана Фатимы РЕЖАМЕТОВОЙ. В 2019 году она награждена орденом «Дустлик». И сегодня наш с ней разговор о ее жизненном и творческом пути в кино и театре без грима и фальши. Фатима Туганбаевна не случайно пользуется огромным уважением и любовью коллектива. Молодые коллеги дорожат ее мнением, считая своего рода барометром творческой жизни театра. Несмотря на огромный опыт и высочайший профессионализм, она постоянно продолжает учиться. У коллег, своих студийцев. И ей это очень нравится. Говорит, что только так, постоянно постигая тайны профессии, можно ощутить величайшее наслаждение и радость творчества. - Вы – наследница и продолжательница знаменитой творческой семейной династии заслуженного артиста Узбекистана Туганбая Режаметова и народной артистки Узбекистана Ширин Азизовой. Каков был ваш путь в искусство? Или все было предопределено заранее? - Родители учились на одном курсе Ташкентского государственного театрально-художественного института имени Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры), всю дальнейшую жизнь были партнерами по сцене, семейной жизни. Они не только заложили основы прекрасной актерской династии, но и вошли в группу единомышленников, создавших театр «Ёш гвардия». Свою жизнь с искусством связали мои братья Зухриддин и Хусан Режаметовы. Иного выбора, наверное, у нас и не могло быть, так как вся наша сознательная и бессознательная жизнь с самого раннего детства связана с искусством. Запах театральных кулис впитался с молоком матери в самом прямом смысле слова. Здесь нас мама кормила в перерыве между репетициями и спектаклями. Многие наши друзья и коллеги шутят, что мы уже родились недипломированными артистами. Для нас не существовало границ между театром, кино и жизнью, потому что в доме постоянно были гости – коллеги родителей, обсуждения продолжались до утра. Многого не понимала, но очень нравилось все, что было связано с творчеством. Восхищала вся эта «кухня», закулисье, репетиции спектаклей, премьеры… Мой актерский дебют в кино состоялся в четыре года - главная роль в короткометражке «Незабудки» - операторской дипломной работе Даврона-ока Азизова, когда он учился во ВГИКЕ. Потом мы работали с ним во многих фильмах. Ну, а первой большой лентой стал «Дом под жарким солнцем» Георгия Бзарова. Одна картина сменяла другую и мой творческий багаж быстро пополнялся. При этом понимая, как сложна и терниста жизнь актера, родители не хотели, чтобы я пошла по их стопам. Так, зная мои способности к иностранным языкам, папа мечтал, чтобы я стала переводчицей. Даже взял с меня слово, что не стану актрисой. Но уже тогда, хотя мне было всего 12 лет, понимала, что не смогу сдержать его. Когда мы с братишкой подали документы в театральный институт мама сказала: «Умываю руки, не буду ни во что вмешиваться!» И попросила мастера курса Улугбека Рахмаджановича Зуфарова поставить нам самые низкие баллы. Но думаю, ей было очень приятно, когда увидела список мандатной комиссии - наши фамилии стояли в нем первыми. Сказала: «Ну, вот, теперь и вы тоже артисты!» Сегодня в моем творческом багаже более 60 картин. И более 40 ролей в театре. Не могу сказать, какая я больше актриса – кино или театральная? В театр я пришла в 1991 году, он стал для меня вторым домом. Но и кино для меня не хобби, это профессия, занимающая всю мою жизнь и всю меня. И тут мне очень помогает моя театральная школа. Своего рода рецептом успеха в актерской профессии, как в кино, так и театре служит принцип: «И тут только правда жизни, и там правда!». Ну, как я могла объяснить своей дочке в шесть лет, когда она играла главную роль в фильме «Ойижон» («Мамочка») Зульфикара Мусакова систему Станиславского? Просто сказала: «Доча, делай как в жизни!» - Подтверждение тому огромная любовь зрителей, которые любят ваших героинь, верят им! Такая мега популярность помогает или мешает? - Конечно, это накладывает отпечаток на всю жизнь. Очень приятно, когда считая «своей», люди часто помогают чем могут, выручают, пропускают без очереди. Но порой устаешь от такого пристального внимания. Ну, нет у меня сегодня желания одеться или накраситься, хочется побыть собой. А статус обязывает, потому что зрители не простят, если буду не в форме. Как не прощают плохое настроение. Всегда помню папины слова: «Если станешь большой актрисой, никогда не оставляй зрителей без внимания, автографа, письма без ответа!». Помни, без них ты – никто! Поэтому даже если у меня нет настроения непременно остановлюсь и улыбнусь в ответ. - В будущем году исполняется 30 лет, как вы служите в этом театре. Выросло не одно поколение зрителей. В 1997 году он вошел в Международную ассоциацию детских театров (АССИТЕЖ), а в 1998 году получил статус Молодежного театра Узбекистана. Сегодня это один из ведущих театральных коллективов нашей страны, который неоднократно представлял ее на международных фестивалях. С большим успехом проходили гастроли театра в Москве, Санкт-Петербурге, Днепропетровске и Дрездене, Алматы и городах Узбекистана. Как отметил писатель, поэт Тимур Зульфикаров: «Я соприкоснулся с театром, в котором нет фальши. Так жить на сцене, так фанатично отдаваться своему ремеслу под силу не каждому!» - Да, после окончания театрального вуза в 1991 году наш курс влился в коллектив с двумя своими студенческими дипломными спектаклями «Лекарь поневоле» Мольера и «Звезды на ладони», которые поставила наш второй педагог Римма Кашаева. Сейчас в репертуаре насчитывается более 40 спектаклей для молодежи, взрослой и детской аудитории. Название отражается в творческой политике, стилистической, художественной и эстетической направленности деятельности театра. На одном из фестивалей так оценили его деятельность: «Этот театр – отражение многовековой восточной культуры, многонационального города, сочетает в себе созерцательные напевы, притчевую иносказательную мудрость, и возвышенную поэтичность. Все это причудливо переплелось в каждом спектакле, поднимающем самые глобальные темы». Но главное, наш театр молод внутренне! И эта энергия молодости, азарт доходящий порой до куража, присутствуют в каждой постановке, невольно передаются зрителю. И каждый спектакль стараемся играть как в первый раз. Это своего рода игра, в которой зритель должен быть соавтором, сотворцом, происходящего на сцене. Ты и я - мы вместе. Такой уговор. А во что будем играть, сейчас я тебе покажу. Наверное, это отличительная черта, почерк всех наших спектаклей. Только в этом случае рождается чудо театра, его магия. Ведь зритель приходит в театр не просто развлечься, это большая внутренняя духовная работа. Именно таким, как мне кажется, и должен быть современный театр. - Столько прекрасных ролей за спиной, но не ошибусь, если скажу, что актеру этого всегда мало. И есть то, что хочется сыграть, есть роль мечты… - «Желаю, чтобы самая твоя лучшая и любимая роль не была сыграна в середине творческого пути, а как можно дальше и позже! Это даст возможность постоянно держать себя в творческой форме», - напутствовал папа. Именно таким подарком судьбы стала для меня инсценировка пьесы Жана Ануя «Оркестр», премьерный показ которой буквально на днях пройдет в Молодежном театре Узбекистана в рамках моего юбилейного бенефиса. Мне кажется, бенефис незаслуженно считается устаревшей формой спектакля. Он не только дает возможность актеру проявить себя с неожиданной стороны, но и открывает все грани его творчества. Особенно, когда речь идет о моноспектакле! Режиссер-постановщик Левон Узунян (идея Майи Гафуровой). С его потрясающей работой «Я – Николай Гумилев» Тбилисского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова ташкентские зрители познакомились в сентябре прошлого года. Раскрою секрет – в пьесе шесть персонажей. И всех играю я. Предложение попробовать себя в этом материале, не скажу, что вызвало страх, но огромный интерес. Инсценировка делалась специально для меня, и я понимала, что такой материал нужно сделать либо очень хорошо, либо никак. Еще одна сложность и уникальность проекта состояла в том, что репетиции от начала и до конца велись в онлайн-режиме. И тут Левон буквально стал моими глазами и ушами. Музыку к спектаклю написал мой бывший коллега Алик Халмурзаев (Россия). Проект, ставший международным, поддержало Посольство Грузии в Узбекистане. Планируется, что спектакль войдет в репертуар театра, сможет представлять нашу страну на театральных фестивалях. Очень волнуюсь, но как всегда по жизни ведет девиз: «Вперед и только вперед!» - Каждое время выдвигает свои требования. Сегодня мы все оказались в непростой ситуации. Ставит ли она под сомнение или дает возможность задуматься о будущем современного театра? - Наша новая работа как раз тому яркое подтверждение. Пустые улицы, беспокойство за завтрашний день, мир замер в ожидании… В такое тревожное время на два-три часа в день забывала обо всем. Наши онлайн-встречи стали для меня настоящей отдушиной, спасением. Помогли не впасть в депрессию. В этом и состоит волшебная сила искусства. Конечно, театр не может существовать без зрителей. Актеру нужна ответная реакция зала. Скажу честно, было очень сложно работать на маленькую камеру на экране телефона, поглощающую всю мою энергию. Вначале репетиции не доставляли привычного удовольствия, не было ощущения их полноценности. Казалось не могу донести то, что хотят сказать мои персонажи. Кроме того, без сцены текст никак не ложился. Потом работа захватила полностью. Передо мной стояла цель доказать себе, что что-то могу. Спасибо Левону за терпение. Ни разу не возник вопрос: «А нужно ли кому-нибудь то, чем я занимаюсь?!» Это было нужно, прежде все мне самой – ощущение себя в профессии. И не важно, что будет завтра. И будет ли оно. - Ваши родители оставили яркий след в искусстве Узбекистана, их имена занесены в энциклопедию кино и театра страны. Такой «груз», наверное, нести очень почетно, но и неимоверно ответственно? - Горжусь своей фамилией. Счастлива, что они были не только моими родителями, но и большими артистами. Видимо это черта характера, которую они во мне воспитали - всегда и во всем в быту ли, в творчестве стремилась быть первой, лучшей. Все знать и уметь - играть ли в настольный теннис, плавать, делать уколы или водить машину. И неважно, понадобится мне это в жизни или нет. Даже в театре во время репетиций всегда сижу впереди всех, ближе к сцене, режиссеру. Это место выбрала интуитивно, еще когда пришла в театр, чтобы слышать лучше и видеть больше, ведь от этого зависит результат. И по сей день мой девиз в творчестве: «Если уж быть в профессии, так надо быть лучшей!». И это та самая планка, заложенная родителями, которые по сей день как два крыла за спиной придают силы, не дают возможности довольствоваться достигнутым, служат маяками в творчестве. И планка эта очень высока. Беседовала Ирина Рибар
|
|