Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
04.02.2021 / 20:08:44

Новая премьера "Иван Васильевич меняет профессию" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана: "классика не стареет!"


Но замахнуться на музыкальную комедию по пьесе Михаила Булгакова, ориентируясь на гайдаевскую киноверсию «Иван Васильевич меняет профессию» 70-х годов прошлого века, на первый взгляд, казалось безумием, но только не для главного режиссёра Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана и вот почему.

«Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», лидер советского кинопроката — в год выхода на экран его посмотрели свыше 60 миллионов зрителей. Пользователи YouTube-канала «Мосфильма» в дни самоизоляции отдают предпочтение фильмам Гайдая и Меньшова. В четвёрку самых популярных картин вошли «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Любовь и голуби» и, конечно, «Иван Васильевич меняет профессию». Недавно появилась ТВ- реклама с Жоржем Милославским, перенесённым при помощи нового поколения компьютерной графики в наше время - "искусственный интеллект". 

Советские зрители поныне помнят наизусть сюжет комедии Гайдая. Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век — во времена Ивана Грозного, в результате чего царь оказывается в советской Москве в квартире горе-изобретателя, а его тёзка — управдом Иван Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя. Забегая вперёд, скажу, что спектакль по своей сути является обновлённым римейком столь любимой миллионами наших зрителей кинокомедии, поэтому параллели с ней во время просмотра и анализа театральной версии неизбежны.

В спектакле изобретателя Александра Сергеевича Тимофеева (Шурика), создавшего машину времени, легко и непринуждённо играет Константин Морозов. В фильме своего современника правдоподобно воплощает Александр Демьяненко. В квартире неуёмного учёного-практика, больше похожей на научную лабораторию, царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз», распивая столичную водочку. В отличие от театральной версии, в фильме типичный изобретатель не сдаётся на уговоры русского царя распить с ним стопочку водочки и предпочитает стакану с горячительным напитком привычную бутылку кефира из домашнего холодильника – между прочим, характерная положительная черта многих учёных, на которую я обратила внимание при первом знакомстве как раз в середине 70- х годов в Москве с моим будущим мужем –

изобретателем- радиотехником.                                                                                        

Захватывающие убедительные эксперименты на сцене по использованию Машины времени закончились взрывом и потерей Шуриком сознания. Жена Шурика, киноактриса Зина – её великолепно играет Ифода Алижанова, украсившая свою роль песней Александра Зацепина из фильма Л. Гайдая. Взбалмошную героиню в кино воплощает Наталья Селезнёва, во многом подсказавшая рисунок этой роли, и внешний вид, и поведение в целом нашей молодой ташкентской актрисе. Зинаида в стильном красном брючном костюме приходит со съёмок в задымлённую квартиру и говорит Шурику, что уходит от него. Её нового возлюбленного — кинорежиссёра Якина, с которым она уезжает в Гагры, - успешно воплотил на сцене Шерхон Нурушев. Он сумел придать уже известному по фильму комическому персонажу Михаила Пуговкина с его неизменной тросточкой, особой вкрадчивой интонацией совершенно неподражаемые национальные черты, тем самым оживив его на «узбекский» лад.  Актриса - Гульнара Самыкова (в фильме - Наталья Кустинская) – в маленьком эпизоде так убедительно проживает роль умственно недалёкой отвергнутой тщеславной соперницы, что её появление на сцене вызывает в зале гул овации.                                                                                    

В это время квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский (Сарвар Салиев) проникает в квартиру соседа Шурика — стоматолога Антона Семёновича Шпака (Бехзод Усманов) и обворовывает её. Бехзод Усманов близок персонажу Владимира Этуша и смог позаимствовать у своего кумира многие выразительные художественные средства в манере двигаться, интонации голоса, сдержанной пластике, чем сразу вызвал доверие публики к себе. Зал рукоплескал во время его «исповедального» монолога: «... три магнитофона, три портсигара, куртка замшевая - и всё это нажитое честным и непосильным трудом, всё погибло... »; «... Храните деньги в Сберегательной кассе!..».

Здесь надо отметить и великолепную игру актрисы Рузанны Рахимовой, сочно, уверенно исполняющей нелёгкую комическую роль Ульяны Андреевны, жены Шпака. Внешне подражая Наталье Крачковской, она в каждом выходе неподражаемо остаётся самой собой. Именно ей принадлежит фраза в финале этой закрученной буффонады: «... И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат!..», так неожиданно по-новому актуально зазвучавшей в эти дни карантина из-за пандемии.                                                                                       

Сарвар Салиев в образе ''Милославского'', по-своему высоко оценившего изобретение Шурика одним своим сакраментальным высказыванием: «Да вашему изобретению цены нет!!!», на мой взгляд, всё-таки немного недотягивает до полного курьёза, особенно, когда он пускается в пляс во время царской трапезы с призывом: «Танцуют -  все!». Ему явно не хватает полной раскованности и русской широты персонажа Леонида Куравлёва (никуда не деться от сравнительного анализа!), умевшего по-настоящему до мозга костей перевоплощаться в разные карикатурные образы в предлагаемых обстоятельствах в пространстве одного комедийного сюжета.

В присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши Шурик испытывает машину на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает. Валерий Юлдашев очень убедительно изображает законопослушного до критицизма полного антипода своего царского тёзки – типичного управдома, которые ещё не перевелись в наше время. Его сущность красноречиво характеризуют живучие по сей день афоризмы, которые он адресует Шурику: «... Вы своими разводами - резко снижаете наши показатели...», - и заканчивая, - «... Я на вас жалобу подам! Коллективную…»; «... То обворовывают, то обзывают, и они еще борются за звание дома высокой культуры быта! Это же кошмар, кошмар! ... » и многие другие реплики, которыми он сыплет, как из рога изобилия, оказавшись в царских палатах и при этом ничуть не меняясь в новых обстоятельствах: «Царь, приятно познакомиться, царь!»; «... Эй, человек!!! Человек!!! Почки один раз царице!»;«Кушайте, кушайте, Маргарита Васильна, всё оплачено!».

…Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика. Шурик включает большую мощность, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, рядом дьяк Феофан… Туда-то и попадают тёзка царя - пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский. На их место теперь уже в двадцать первом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий... В спектакле два разных персонажа – великого грозного русского царя и его тёзки, жалкого домкома Ивана Васильевича, играют совершенно разные по своему характеру актёры театра: это удачная находка режиссёра-постановщика, столкнувшегося с трудностями воплощения главной интриги пьесы на театральной сцене.

Иван Грозный – Игорь Бухаидзе – держит весь спектакль на профессиональной высоте - и этим всё сказано. Помня великолепную игру Юрия Яковлева сразу в двух ипостасях – царя и домкома – мы отдаём должное уважение артистической способности талантливого солиста театра оперетты Бухаидзе живо перевоплощаться не только в «биндюжника», но и самого «короля»: кого он только не играл на этой сцене!

Федя – Валерий Климов - не пытается быть похожим на Савелия Крамарова, киноисполнителя его персонажа (дьяк Феофан). Он остаётся серьёзным в самых комических ситуациях и поэтому особенно смешон, так как безукоризненно правдоподобен.

Царица – Олеся Зварцева - берёт внешней красотой, парадным костюмом и, при всей немногословности, чувствует себя со своей величественной прямой осанкой и сдержанной улыбкой, наивными чистосердечными фразами по-царски очень естественно во время трапезы с мнимым царём-самозванцем.

Трудно выделить кого-то особенно в этом слаженном ансамбле главных и второстепенных персонажей, когда артисты выкладывались полностью даже в эпизодах, как это было и в фильме А. Гайдая. Так, например, всех зрителей заставил хохотать иноземный шведский Посол – Диёр Тухтаназаров, начиная с его высокой прямой осанки, галантных поклонов и кончая совершенно непонятной и непереводимой речью на немецком языке, в которой можно было угадать отдельные обрывки фразы: «Кепска коло ВитЕбска». Этот молодой многообещающий актёр много позаимствовал у неподражаемого киноартиста Сергея Филиппова, но при этом на театральной сцене оставался совершенно оригинален.

Гульрух Мухаметжановна Нажидова перед началом премьерного спектакля 31 января 2021 г.в своём кабинете в эксклюзивном интервью сайту «Культура.Уз» откровенно рассказывает о мотивах своего замысла и как долго и ответственно коллектив театра готовился к реализации этого незабываемого «Путешествия во времени»:

- Замысел наш с художником-постановщиком Натальей Глубокиной создания новой музыкальной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» зародился давно, два года тому назад. Желание было огромное у артистов театра: поначалу, с ноября прошлого года, репетировали в режиме on-line. Мы хотели создать на основе литературного произведения Михаила Булгакова и кинокомедии  свою «золотую середину» -  оригинальную театральную версию, чтобы зрители, хорошо знающие и помнящие фильм, увидели вживую в сценическом пространстве любимых комедийных персонажей и заодно могли насладиться захватывающей музыкой и великолепными песнями Александра Зацепина: «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга»); «Кап-кап-кап» («Маруся»); «Разговор со счастьем» («Счастье вдруг, в тишине…») на слова Леонида Дербенёва. Наши артисты и хор театра исполняют их вживую под минусовку.

Спектакль длится всего полтора часа без антракта. Он идёт в двух составах: в действии заняты и мэтры, и совсем молодые артисты театра. Мы постарались в декорации к спектаклю (художник-постановщик – Наталья Глубокина), исторических костюмах (Захро Касымова), хореографических вставках (балетмейстер – заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева), сольных партиях и выступлении хора в образе стрельцов (хормейстер – Яна Карабанова) приблизиться к оригиналу – комедийному жанру, соответствующему назначению нашего театра. Мы хотели сохранить в спектакле зрелищность, яркость буффонады, феноменальное музыкальное оформление. По-моему, нам это удалось сделать…

Публика бывает порой объективней самого строгого жюри, так как всегда искренне реагирует на удачи и просчёты премьерной постановки. Зрители, заполнившие зал с учётом санитарных норм в условиях пандемии, которая так сильно истосковалась по позитиву, живо реагировала на каждую шутку, карикатурную мимику, высокопарный жест, выражая с вой восторг и солидарность с артистами рукоплесканием и возгласами «Браво!».

Режиссёр-постановщик Гульрух Нажидова сумела выдержать гайдаевскую планку юмора и сатиры, фантасмагории и реальности, помноженные на постоянную смену веков между собой и лет, в которых развиваются все события, настолько пропорционально и понятно, добавив всему этому динамику и массу реплик, разошедшихся со временем на цитаты, которые не дают зрителям заскучать ни на одну минуту. Они звучат в спектакле гениально просто за кулисами как увертюра к действию и потом по ходу развития фантазийного сюжета как навечно «влитые» в канву спектакля. Эти уморительные шутки и приколы своим органичным присутствием в спектакле, может быть, кого-то в зале на своеобразной «машине времени» вернули в недавнее прошлое – эпоху СССР.

Советский хит о липовом государе в сценическом формате музыкальной комедии вызвал в прохладном зрительном зале чувство уюта и тепла. Зрители восторженно радовались встрече с любимыми героями. Премьерный спектакль ещё раз доказал всем нам, что юмор, как это ни парадоксально, имеет свойство не устаревать. Комедийная классика бессмертна и по праву причислена к Золотому Фонду общечеловеческого культурного наследия. Не стареет и не угасает под гнётом времени и гайдаевский фильм, а словно путешествуя по нему, как и Иван Васильевич – «в одну ногу» - лишь подтверждает тезис: «классика - не стареет». Заряд бодрости на день или заряд бодрости вообще в мегаполисе под сопровождение песни А. Зацепина «Вдруг, как в сказке» - просто настоящий подарок ташкентским зрителям в преддверии весны. Не упустите:«Ляпота!...»; «Танцуют - все! ...».

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

02.02.2021 / 13:09:16

Молодёжный театр: "Леди" и Астрахан

Февраль 2021 года станет точкой отсчёта, открывающей новую страницу в истории нашего старейшего театра, На его сцене известный российский режиссёр, автор многих культовых, любимых зрителями фильмов, Дмитрий Астрахан начинает репетиции пьесы "Леди на день" Далее...

28.01.2021 / 11:51:45

Бернара Кариева – живая легенда балета Узбекистана

В день юбилея замечательной актрисе, любимой балерине, педагогу Бернаре Рахимовне Кариевой студенты и педагоги, родные и близкие желают здоровья, творческого вдохновения и долгих лет счастливой жизни. Сегодня Бернара Кариева - профессор, педагог, наставник. Она полна идей и новых проектов, с удовольствием работает со студентами, веря в то, что им удастся сделать следующий шаг в развитии танцевального искусства Узбекистана Далее...

27.01.2021 / 19:44:35

"ОДИНОКАЯ ЛОДКА" заставляет задуматься о многом

На сцене прошла наполненная добрых воспоминаний и сложных перипетий жизнь героя, в исполнении народного артиста Узбекистана А.Рафикова, который пронес через все свое существование любовь и надежду на возрождение к Аралу. Без слез невозможно было видеть, как Арал-бобо - этот истинный патриот своей земли, воспитывает в молодежи любовь к истории и преданность к родному краю, труду во благо всех жителей и надежду на восстановление моря Далее...

24.01.2021 / 22:48:58

Сценическая импровизация "Сын" в театре Марка Вайля "Ильхом"

В день рождения Мастера мы хотим подарить нашим зрителям уникальную возможность заглянуть за кулисы и увидеть – читку будущего спектакля, премьера которого состоится в конце февраля Далее...

11.01.2021 / 19:45:14

"Крошка": премьера в ГАРДТУз

Государственный академический русский драматический театр Узбекистана приглашает Вас, дорогие зрители, на премьеру комедии французского драматурга Жана Летраза "Крошка", которая состоится 16, 17, 31 января 2021г. Самая известная пьеса Ж.Летраза, написана в 1935 году, была поставлена на многих сценах мира Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


23.12.2024 / 14:56:54
ВЛИЯНИЕ "РЕКВИЕМА" ДЖ. ВЕРДИ НА СЛУШАТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА: ГРАНДИОЗНОЕ СОБЫТИЕ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ МАЭСТРО УРИНБАЕВА
 
22.12.2024 / 14:26:22
В рамках Большого фестиваля в честь 10-летия образования Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева, состоялся концерт Камерного оркестра "Туркистон" с участием музыкантов из США
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте