Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.02.2021 / 22:10:10

"Быть или не быть… актёром?"


   Для ташкентцев с прошлого года это была вторая знаменательная творческая встреча 12 02 21 с актёром Молодёжного театра Узбекистана Александром Васильевичем Колмогоровым - на этот раз в его 70-летний юбилей. Это был душевный разговор замечательного человека, мастера сцены, актёра, поэта и драматурга со зрителями о жизни, творчестве, театре и кино. Она прошла под знаком, заданным в начале театрализованной встречи с юбиляром его молодыми коллегами, директором Молодёжного театра Хасаном Салиховым и главным режиссёром театра Обидом Абдурахмановым: «Быть или не быть… актёром?»

         На этот риторический вопрос выступавший виновник торжества искренне и подробно ответил своей творческой биографией, ничего не утаивая от зрителей. Александр, подтянутый, худощавый, невысокого роста, обаятельный мужчина с открытой доброй улыбкой, пригласил поклонников своего творчества вместе с ним пройти за 2, 5 сценических часа его жизненный путь с ухабами, неожиданными поворотами, взлётами и падениями, преданной дружбой земляков-ташкентцев, где бы они ни  были, и непреклонной верой в судьбу, мечту с раннего детства стать артистом и своё на редкость счастливо реализованное призвание.

         Александр Колмогоров родился 29 января 1951 года в Ташкенте. С десяти лет был юным диктором в ташкентском радиокомитете. Окончил театральную студию при Академическом русском театре им. Горького в Ташкенте (курс заслуженного артиста УССР В.М. Стрижова) по специальности – актёр театра и кино (1976) и по совету своего друга Александра Файнберга - филологический факультет Ташкентского государственного университета (1978). На ташкентской студии телевидения девять лет был автором и ведущим (в роли Капитана) детской передачи «Угадай-ка!». С 1973 по 1998 годы с двухгодичным перерывом служил актёром в Ташкентском ТЮЗе (ныне Государственный Молодёжный Театр Узбекистана) и в театре – студии «Ильхом». Вот как об этом он вспоминает:

- Многие ташкентские актёры параллельно с работой в своих театрах «подрабатывали» в «Ильхоме». И приносили туда свои привычки, вносили свою лепту в бурную жизнь студии. В восьмидесятые годы театральные коллективы Москвы и Ленинграда были частыми гостями в нашем студийном подвале.  Поздно ночью, после своих спектаклей – и мы, ташкентцы, и они, гастролёры, — спешили в «Ильхом». Мы – показать свой студийный спектакль, они – увидеть его. А потом посидеть за столами, пообщаться, поесть плова, поднять тост за дружбу. Чудесные были посиделки! Ленком, Таганка, Лицедеи… Чаще всего посиделки эти перетекали в импровизированные концерты, пение песен из спектаклей, танцы до утра. Лицедеи-полунинцы, например, одарили нас, актёров студии, трехчасовой ретроспективой своих лучших номеров, взятых из разных программ, сочинённых ими за десять лет существования! Это было клоунское искусство высочайшего класса! А как азартно пели «для своих» Караченцов, Крис Кельми, Золотухин! Алла Демидова привозила любительские видео с репетиций театра, концертов Высоцкого… Глубоко, интересно размышляли о театральных процессах и личностях Захаров, Цуладзе, Рощин, Злотников, Смелков…

         В 1976-77 годах Александр Колмогоров работал актёром в Ростовском театре Ленинского Комсомола. Этому счастливому случаю он обязан мастеру актёрского курса Виктору Максимовичу Стрижову. Вот как об этом вспоминает Александр Колмогоров:

    - На первом курсе нас было 35 человек. К моменту показа дипломных спектаклей осталось 12. Как строгий любящий отец, Виктор Максимович  был справедлив и беспощаден, когда речь шла о профессии. В год окончания студии он обзванивал друзей-режиссёров разных театров Союза, пристраивал нас, своих детушек… Я ждал его звонка в Ленинграде. Должен был ехать в драмтеатр Казани, который был тем летом на гастролях. В результате перезвонов и его величества случая, попал в Ленком Ростова-на-Дону к Юрию Ивановичу Ерёмину.

     В период с 1997 по 1998 годы был главным режиссёром Ташкентского театра оперетты. Здесь до сих пор стоят в репертуаре его постановки: «Моя парижанка» и «Ребёнок напрокат» («Крошка»), фрагменты из которого могли увидеть зрители в день бенефиса юбиляра на сцене Молодёжного театра в исполнении Игоря Бухаидзе и Натальи Комарь.

     С 1998 по 2018 годы Александр Колмогоров жил и работал в Москве. В Москве служил в столичных театрах: «Студия – 69», Театр мюзикла «Монотон» им. Леонида Филатова, в театре-студии «Добрый день». Это тоже были годы, наполненные творческим поиском себя:

- Снова свела судьба с Виктором Максимовичем в Москве, в театре мюзикла им. Леонида Филатова. В нём он, кроме прочих спектаклей, поставил нашу с композитором Анваром Эргашевым музыкальную комедию «Крошка». В свои неполные 80 лет он отважно, мастерски сыграл в ней ключевую главную роль! И в творческой судьбе своих учеников Виктор Максимович, как и в моей, тоже сыграл ключевую главную роль.

     Александр Колмогоров сыграл на сцене более 40 ролей. В их числе: Учёный (Шварц. «Тень»), Персине (Ростан. «Романтики»), Володя (Петрушевская. «Дорогая Елена Сергеевна»), Царь (Ершов. «Конёк –горбунок») Василий («Салют динозаврам»), Валер (Мольер. «Лекарь поневоле»), Иван (Шукшин. «До третьих петухов») и другие. Снимался в фильмах: «Эти ребята на гоночных» (реж. Э. Ишмухамедов), роль бригадира;

«Огненные дороги» (реж. Ш. Аббасов), роль секретаря ЛКСМ; «Жил – был дед» (реж. Б. Казаков), роль актёра; «Легион» (реж. Г. Николаенко), роль отца главного героя; «Энигма» (реж. М. Рудкевич), роль военврача;

Сериал «Жертва любви» (реж. Р. Кубаев), роль профессора Ромова и других.

В день бенефиса на сцене Молодёжного театра Александр сыграл фрагмент из спектакля Василия Шукшина «До третьих петухов». Зрители оценили овациями, как его главный герой Ванька-дурак оказался не просто хитрее трёхглавого дракона и Бабы-Яги, но куда смелее и мудрее наших современных пассивных горе-борцов с чиновничеством и бюрократией. Публика также увидела на большом экране отрывки художественных фильмов с участием юбиляра.

         Александр Колмогоров - автор пьес, либретто и киносценариев. В Ташкенте и Москве издано три сборника его стихов и книга прозы. Он публикуется в журналах разных стран. Его произведения переведены на немецкий, грузинский, датский, украинский и армянский языки.  На творческом вечере он прочитал несколько поэтических произведений и вместе с актёрами Молодёжного театра исполнил песню «Ташкентское детство» на свои стихи из сборника «Глиняная игрушка» (М., 2015):

 

                            Ветер осенний с далёких морей

Гнёт тополя, точно мачты фрегатов.

Криками чаек и песней пиратов

Бредит листва городских тополей.

 

Пыль подоконников бредит дождём.

Мутным. Холодным. И не отвертеться,

Если пойму: Краснокожим Вождём

Через заборы, кратчайшим путём

Лезет мне в душу ташкентское детство.

………………………………………….

Где эта улица, где этот дом?

Срыли. Состав над домами несётся.

Светится буковка «М» над колодцем

Синим, от холода мутным огнём.

 

Бог с ней.

                 …Но только бы ветер с морей

Гнул тополя, точно мачты фрегатов,

Только бы помнили песню пирата

Город, листва городских тополей.

 

Этот ветер с южных окраин заставил Александра Колмогорова вернуться в родной город, пройтись по старым улочкам Шумиловского городка, где прошло его детство, от которого, увы, остались одни руины. И всё-таки, по словам Александра, это было возвращение к родным местам «в поисках радости». С 2018 года по настоящее время Александр Колмогоров живёт в Ташкенте, служит актёром в Государственном молодёжном театре Узбекистана и активно занят в спектаклях: «Скрипач на крыше» - Поп;

«Аленький цветочек» - Купец; «Питер Пэн: письмо Зимнему Волшебнику» - Зимний Волшебник и других.

         Александр Колмогоров сердцем чувствовал свое предназначение в жизни. Для него важно было определить это назначение, или, лучше сказать, призвание, которое и есть смысл жизни. Для него было важно не изменить ему, а идти тропой, порой тернистой, но которая зовёт человека следовать зову его души. Он мечтал с детства о волшебной силе огнива, рассказанной великим датским сказочником Гансом Христианом Андерсеном, о роли солдата, которого попросила ведьма достать огниво из дупла старого дерева, а заодно деньги, которые лежат в трёх сундуках, охраняемых тремя страшными собаками и, конечно, о доброй и прекрасной принцессе. В этом спектакле даже откровенному злу был обещан свой кусочек счастья.

На сцене актёры Молодёжного театра представили эти волшебные образы датского сказочника, которыми грезил в детстве маленький Саша. И далее в этой более чем двухчасовой исповеди мастеру помогли раскрыться его друзья: Фотима Режаметова, Анвар Картаев, Екатерина Игнатович и другие из Молодёжного театра Узбекистана; Олег Галахов из Государственного академического русского драматического театра; Игорь Бухаидзе и Наталья Комарь из Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана; актёры театра «Ильхом» Сейдулла Молдаханов и Марина Турпищева, а также бывшие коллеги из Москвы, приславшие свои видеопоздравления.

Замечательный художник театра и кино Шухрат Абдумаликов, работавший с Колмогоровым много лет в «Молодёжном театре», подарил имениннику свою картину «Где моё небо?» и низко поклонился ему. Совсем юные участники драматического кружка школы Max-school, которым по совместительству руководит в последние годы Александр Колмогоров, представили театрализованные сценки по басням Ивана Крылова «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок», вызвавшие в зале дружные овации. Все участники программы наполнили моноспектакль одного актёра своими искренними приветствиями; фрагментами текущих постановок, в которых звучали лирические песни и шуточные куплеты на стихи Александра; детской наивной инсценировкой басен И. А. Крылова, убедившей всех, что вкус к русской классике ещё не потерян молодым компьютерным поколением;  наконец, театральным карнавалом в финале представления, а также цветами, подарками и признаниями в любви юбиляру в расцвете его творчества, с которым все, как один, желали вместе отметить предстоящий столетний юбилей:

-  Дядя Саша, - так называли его коллеги. - Желаем вам, Александр Васильевич, сохранить тепло, которым вы делитесь с нами, внутри себя, будьте счастливы и здоровы!

Эта светлая линия жизни однажды протянулась из Ташкента в Москву и с нова вернулась на круги своя! Пусть она длится для него и для нас всех ещё долго-долго…

 

2021

Гуарик Багдасарова

 

Фото: Александр Жудро





Другие материалы рубрики

14.02.2021 / 18:32:25

В ГАБТе показали премьеру оперы Моцарта "Директор театра". Какие новые постановки ожидаются. Как мы оказались в Зальцбурге

"Директор театра" - очень редко идущее произведение. Это остро саркастический, ироничный спектакль-буфф в двух действиях, в котором говорится о совсем непростых театральных нравах... Далее...

08.02.2021 / 18:07:45

"Высоким слогом русского романса" – от Михаила Глинки до Георгия Свиридова

В Музыкальной гостиной Государственного академического Большого театра оперы и балета ГАБТ им. А. Навои на вечер романсов русских композиторов собралось необычно много любителей классической музыки. Всем хотелось поближе познакомиться с творчеством молодых солистов ГАБТ им. А. Навои - Султанбеком Абдурахимовым (бас) и концертмейстером Марией Жуковой (партия фортепиано). Далее...

04.02.2021 / 20:08:44

Новая премьера "Иван Васильевич меняет профессию" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана: "классика не стареет!"

С приходом молодого режиссёра-постановщика Гульрух Нажидовой в столичный Театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана десять лет тому назад, его репертуар ежегодно пополняется смелыми яркими разножанровыми спектаклями, в основе которых лежит нестареющая комедийная классика: "Слуга двух господ", "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Ловушка", "Женитьба Фигаро" и другие. Далее...

02.02.2021 / 13:09:16

Молодёжный театр: "Леди" и Астрахан

Февраль 2021 года станет точкой отсчёта, открывающей новую страницу в истории нашего старейшего театра, На его сцене известный российский режиссёр, автор многих культовых, любимых зрителями фильмов, Дмитрий Астрахан начинает репетиции пьесы "Леди на день" Далее...

28.01.2021 / 11:51:45

Бернара Кариева – живая легенда балета Узбекистана

В день юбилея замечательной актрисе, любимой балерине, педагогу Бернаре Рахимовне Кариевой студенты и педагоги, родные и близкие желают здоровья, творческого вдохновения и долгих лет счастливой жизни. Сегодня Бернара Кариева - профессор, педагог, наставник. Она полна идей и новых проектов, с удовольствием работает со студентами, веря в то, что им удастся сделать следующий шаг в развитии танцевального искусства Узбекистана Далее...





30.09.2024 / 16:03:04
"Боль пройдет, а красота останется"
 
26.09.2024 / 12:34:12
В Британском музее в Лондоне продолжает работу выставка Silk Roads ("Шелковые пути"), в рамках которой выставлены 14 экспонатов из собраний Узбекистана.
 


17.09.2024 / 20:34:56
Была организована экскурсия по кино концерну "Узбекфильм", включающая посещение павильонов
 
17.09.2024 / 10:39:18
В столичном клубе "Интеллектуал" в библиотеке им. А.Навои прошел показ документального фильма "Судьба как эпоха"
 


03.10.2024 / 13:49:41
Узбекистан в рейтинге развития туризма
 
19.08.2024 / 11:17:29
Снова в "Акташе": "Все перемены только во благо отдыхающих!" (окончание)
 


13.09.2024 / 10:52:49
CВЕЧА ПАМЯТИ
 
06.08.2024 / 14:35:01
"Молча терпела. Это вызывало ещё больший гнев мужа": Лариса Луппиан о трудном союзе с Михаилом Боярским
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте