Прозой описывать поэзию очень тяжело. А пространственно-временную поэзию, а имена такая была на сцене театра-студии им. Б.Юлдашева «Дийдор» в спектакле известного таджикского режиссера Барзу Абдураззакова «Сон бабочки», по роману Тимура Зульфикарова, – задача просто невыполнимая. Невозможно словами описать это лиричное-метафоричное-печальное-философское-стремительное-живое и светлое. Можно только поверить с первых минут, нет- секунд, этому взрослеющему Насриддину, который начал видеть (на радость ли, на печаль ли? ) айвовые сны - вчерашнему студийцу Нурмахаммаду Иброхимжонову. А потом и всем без исключения. Бобуру Юлдашеву в яркой роли противоречивого правителя- Талгатбека. Анвару Хамрокулову - многолико сыгравшего рассказчика Мустафо-бобо. Зафару Кутлимуродову воплотившего коварного Кора Бутона. И Саламату Зарипбаеву в небольшой, но яркой роли Ильёса-махдума. Конечно Махлиё Аскаралиевой в роли первой возлюбленной Насриддина – Сухаили. Непостижимой и всегда поражающей Юлдуз Раджабовой - немой матери Насриддина и в роли Рустама-полвона – мегаобаятельному и истинно народному Джурабеку Арзиеву. Музыкантам, танцовщицам, ведьмам, нукерам… Всем. Каждую секунду. От и до. Кружащимся в танце, влюбляющихся с первого взгляда, умирающим в самый разгар праздника, бегущим от себя к… себе. Робким и безжалостным, радостным и горюющим. Острословничающим и немеющим. Слабым, побеждённым и одиноким. И сильным, мужественным и искренне верящим, что могут всё вернуть и вернуться самим.
Смотря этот театральный заговор-сеанс-ритуал сразу становится ясно, что имел в виду известный английский режиссёр и реформатор театра Питер Брук, когда делил театр на мёртвый, живой и грубый. В этот поздний столичный вечер на сцене и был такой - грубый и живой театр. Грубый - потому что постановщики часто пользовались простыми и доступными театральными приёмами, которые остались сегодня разве только на представлениях бродячих цирковых. А живой - потому что пропущено через себя. Прожито на репетициях и пережито на сцене постановщиками так, что сразу понимаешь – многое, что до этого смотрел, сидя не на краю старой циновки в «Дийдоре», а в удобном кресле – неживое и фальшивое искусство. С которым вчера, совсем не ставя такой цели, боролся и побеждал этот живой «Сон бабочки». Без тотального рекламного нажима и усилий мастеровитых администраторов. Без «волшебного» финансового рычага и всего за месяц репетиций. И все, кто в этот вечер пришел на премьеру, стали частью этой победы. Все, кто пришел и …прошёл в зал.
Ведь небольшой зал «Дийдора», от силы вмещающий 40 человек, был переполнен в два раза. В ДВА! (когда такое было при современном положении дел в нашем театральном искусстве?). Но поместились все, кто пришел и терпеливо ждал почти полчаса, пока всех рассадят, пусть даже и на полу. И, уверен, каждый зритель был переполнен эмоциями в несколько раз больше, чем он привык получать от обычного спектакля. Подчеркну - каждый подготовленный зритель. А этого дорогого стоит. И всё сложилось в этом спектакле. И мудрая и многослойная режиссура Барзу Абдураззакова и действенные песочно-камышово-ковровые декорации Доно Ганиевой, и игра и опытных актеров и студийцев «Дийдора», и живая музыка от Назокат Арзиевой и Мурода Алиева. Вместе с Насриддином хотелось влюбляться, веселиться с загульным ханом, оплакивать друга и биться с его убийцей, прощаться с любимой и матерью, и верить. И нести, как просил актёров Барзу Абдураззаков «…Свет. Не смотря ни на что - СВЕТ!»
А ещё месить со всеми персонажами ногами этот песок в танце-мольбе-погоне-зикре в театральной вселенной «Дийдор», что всего 3 на 3 метра. И аплодировать потом всем им долго и искренне, пока ладони не загорятся. И петь финальную мелодию в полный голос. И не верить, что спектакль шел больше полутора часов. И спорить, что прошло не более часа от того, как Насриддин первый раз полетел во сне и в последний раз вышел из дома, со слезами на глазах. И тоже выйти потом со спектакля с мокрыми, но светлыми глазами. От того, что счастлив, что тоже видел чудесный «Сон бабочки» от Барзу Абдураззакова в «Дийдоре».
P.S. Уверен, на спектакле был и сам Баходыр Юлдашев. Он точно не пропустил бы такое. Спектакля своего друга, спектакля своего сына, своего театра и своих учеников. И сидя где-то, прямо под условными колосниками «Дийдора», он мудро и светло улыбался и гордился ими. Благословляя и дальше лететь, словно бабочка Тимура Зульфикарова – легко и не боясь ничего. Низкий поклон ему за это…
Александр Кудрявцев