Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.12.2015 / 00:51:08

НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ. ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА КОМПОЗИТОРА РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА


Не прошло и месяца со дня  торжественных концертов в честь открытия 86-го театрального сезона ГАБТа имени А.Навои, состоявшихся после его реконструкции на родной сцене, как оперная труппа прославленного коллектива завершила работу над оперой «Садокат» («Верность» - в переводе на русский язык) известного ташкентского композитора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Р.Абдуллаева. Премьера оперы «Садокат» планируется на 19 декабря 2015 года. Уверена, замечательная музыка, яркая постановка, прекрасное пение, молодость и красота, царившие на сцене в день генеральной репетиции, найдут живой отклик в сердцах слушателей. Однако не буду забегать вперед.

Итак, в центре премьерного опуса история большой любви и преданности двух великих поэтов – Зульфии и Хамида Алимджана, чье безграничное светлое чувство и преданность друг к другу глубоко запали в душу не только автора, но и режиссёра-постановщика народного артиста Узбекистана и Азербайджана Ф.Сафарова. Либретто оперы написано поэтом А.Матчаном. Однако оно требовало определенной корректуры, поэтому неравнодушный Сафаров энергично внедрился в творческий процесс «Садокат», проделав, несомненно, большую и кропотливую работу над ее текстом, таким образом, тонко передав дух трагической судьбы главных героев.

Напомню, что этот опус был написан Р.Абдуллаевым в далеком 1981 году. Это была его первая проба пера в оперном жанре. С тех прошло свыше тридцати лет. И за этот солидный срок композитор многое изменил в своем детище, создав, по сути, новый оперный спектакль, музыка которого чутко выражает душевные состояния персонажей, однако, никогда не впадая в излишний психологизм; несмотря на трагическую судьбу главных героев, она остается светлой и позитивной.

Значительное место в «Садокат» занимают жанровые сцены, изображение народных обычаев, любовно воспроизведенных автором оперы. И в этом проявилась ее национальная характерность. Обаятельный мелодизм оперы наполнен дыханием узбекской народной музыки. Он проявляется как в цитировании подлинных народных мелодий, так и в глубоком проникновении в их национальный дух. Внимательный слушатель найдет в ней не только прекрасные мелодии. Он почувствует  красоту, и оригинальность весеннего праздника Навруз, и аромат узбекского сада, куда прибегает, охваченная глубоким чувством к Хамиду, взволнованная Зульфия, и неожиданно возникшую мушоиру (состязание поэтов), радующей всех присутствующих в доме, соединивших свои судьбы,  супругов, и суровому реквиему (4-я картина). С глубокими, драматичными характеристиками героев, с эмоциональным воплощением их чувств и переживаний сочетаются сочные, яркие картины народной жизни. Потому так ярко национальны и сцена праздника, и трагический монолог Зульфии, в котором слышны отголоски похоронных песен-плачей.

Спектакль радует высокой театральной и музыкальной культурой. Его постановщик Ф.Сафаров хорошо почувствовал эмоциональный строй оперы Р.Абдуллаева. Оттого так благородны и сдержанны образы главных героев, оттого при всей подвижности и красочности массовых сцен, богатых режиссерской выдумкой, в них постоянно ощущается графически четкая композиция.

Просты и поэтически одухотворены, как сама музыка оперы, так и декорации главного художника, заслуженного работника культуры Узбекистана З.Батырова. Хорошо продуманы и выполнены Л.Палвановой костюмы спектакля.

Коллектив театра, готовя постановку, проделал огромную и тщательную работу. Она заметна, прежде всего, в отчетливом исполнении вокальных партий, подчас прихотливых интонационно и ладово, гибко откликающихся на малейшие чувства героев. В этом отношении солисты театра, его главный дирижер, заслуженный деятель Узбекистана Ф.Якубджанов и концертмейстеры Н.Давлятова и Н.Алимова добились немалых успехов. Вокальный уровень всего спектакля заслуживает хорошей оценки. Отмечу здесь выразительное исполнение партии народного сказителя бахши (Н.Мухамедов) и четырех учениц Зульфии (лауреаты Международного конкурса Л.Абиева и А.Мухамедова, а также Ш.Ибрагимова и Г.Нурметова).

Вдохновенно и достаточно чисто в интонационном отношении работает хор (главный хормейстер народный артист Узбекистана С.Шадманов, хормейстер Н.Куприянова). С увлечением поет он в сцене праздника Навруз, мягко, с большой задушевностью звучит во второй картине и глубоко волнует драматизмом большой трагической сцены в 4-й картине.

Замечательно поставлены в опере хореографические номера народным артистом Узбекистана К.Муминовым: колоритный танец «Маскарабозов» и стремительный зажигательный финальный танцевальный номер.

Глубоко проникся красотой прозрачной, колоритной партитуры «Садокат» дирижер Ф.Якубджанов, уверенно ведущий спектакль. Оркестр под его управлением успешно справляется с трудностями оперной партитуры.

Р.Абдуллаев свободно владеет искусством музыкальной характеристики, и созданные им образы-портреты действующих лиц отличаются большой выразительностью. Очень хороша Зульфия в исполнении лауреата Государственной премии Нихол и международного конкурса Б.Исматуллаевой. Это один из центральных образов оперы.  Сценическое поведение молодой артистки продуманно. С самого первого появления на сцене она – спокойна, но вместе с тем сердечна и нежна. Уверенно владея своим прекрасным и звучным сопрано, она поет гибко и мягко, выразительно и точно. Выразителен и созданный ею сценический образ известной узбекской поэтессы, который запомнится слушателям надолго. Трогательно передает певица сложную гамму настроений своей героини – трепетное волнение на первой встрече с Хамидом на праздновании Навруза, мечты о счастье с возлюбленным в сцене в саду, оцепенение и отчаяние после сообщения о начале войны. А далее мучительное горе после известия о гибели любимого мужа и, наконец, радостная надежда на светлое будущее в финале.

Уверенно поет молодой артист лауреат Международного конкурса Д.Рахмонов партию Хамида Алимджана, верно раскрывая ее эмоционально-лирическое содержание. Созданный им образ молодого поэта, отличается душевным благородством, юношеской порывистостью. Рисунок его роли предельно прост и лаконичен, в нем нет ничего лишнего, рассчитанного на эффект. Но из внешнего спокойствия артиста, из медлительности его жестов, из скупости его мимики вырастает естественность и жизненная правдивость образа. Певец, обладая мягким по тембру тенором, проникновенно исполняет свою партию.

Отмечу еще двух певцов, готовящихся исполнить заглавные партии оперы – лауреаты Международных конкурсов М.Норматова и Р.Алимарданов, которые нашли свои сценически отточенные рисунки Зульфии и Хамида. Созданный Норматовой образ органично сливается с музыкой Абдуллаева. Ее Зульфия привлекает искренностью и сердечностью исполнения. Запоминающийся образ Хамида получился и у Р.Алимарданова, правдиво передающего различные эмоциональные состояния своего героя.

Выразительно играют и уверенно владеют вокальным мастерством солисты театра, лауреаты международных конкурсов Р.Мирзакамалов, создавший образ поэта и публициста Г.Гуляма и Д.Идрисов, выступивший в роли  писателя Айбека. С первого появления на сцене они становятся немаловажным центром действия.

Опера «Садокат» - одно из наиболее романтичных и лирически взволнованных произведений Р.Абдуллаева. Правдивость и глубокая человечность, с какой артисты ташкентского театра раскрывают образы героев оперы, глубокое проникновение режиссера-постановщика в идейное содержание оперы свидетельствуют об очередном творческом успехе коллектива. Это серьезная и содержательная работа. Она смотрится с интересом, увлекая, волнуя, а главное, убедительно воплощает основную идею оперы: побеждающую любовь, благородство сердца, беззаветное служение народу и Родине. Безусловно, премьерный спектакль расскажет слушателям о замечательной опере «Садокат», в которую исполнители и режиссер-постановщик вложили всю свою душу, талант, эмоции, чувства и переживания. Можно поздравить коллектив театра и автора оперного опуса с творческой удачей.

 

                                                               Инесса Гульзарова, музыковед.

 

 





Другие материалы рубрики

14.12.2015 / 09:58:02

В Академическом русском драматическом театре Узбекистана состоялась премьера нового спектакля "Узник второй авеню"

Постановку этой пьесы известного американского драматурга и сценариста Нила Саймона осуществил режиссёр, заслуженный деятель искусств Узбекистана Олимжон Салимов. Далее...

17.11.2015 / 11:46:52

ДНИ СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ДРАМАТУРГИИ

C 17 по 21 ноября на сцене Театра Марка Вайля "Ильхом" вновь пройдут Дни современной немецкой драматургии, включающие в себя сценические импровизации современных немецких пьес в исполнении актеров театра "Ильхом". Далее...

16.11.2015 / 13:45:11

В ГАБТЕ им. А. Навои с большим успехом прошли торжественные концерты , посвященные открытию 86 – го театрального сезона

Государственный Академических Большой театр оперы и балета Узбекистана им. Алишера Навои один из самых любимых, старейших театральных коллективов у нас в стране. Можно сказать, что это флагман нашего искусства. Далее...

06.11.2015 / 11:38:44

"Гамлет" бошида ўзбек дўпписи

Ўзбекистон Республикаси Маданият ва спорт ишлари вазирлиги, мамлакатимиздаги Британия элчихонасининг ваколатхонаси томонидан Англиянинг "Глобус" театри ўзбек томошабинига Вильям Шекспирнинг "Гамлет" фожеасини намойиш қилди. Далее...

27.10.2015 / 23:09:45

Британский Совет в Узбекистане начал праздновать свое 20-летие. На пресс-конференции в связи с этим событием, объявлено также о приезде в Ташкент в начале ноября 2015 года Шекспировского театра "Глобус"

Главной темой пресс-конференции было то, что у нас в стране все более совершенствуется преподавание английского языка. В Узбекистане становится все больше и больше людей самого разного возраста хорошо говорящих на одном из самых распространенных в мире – английским языке. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


25.04.2024 / 11:55:41
Официально стартовала узбекская версия проекта "Голос" — "Овоз"
 
20.04.2024 / 14:50:45
Замечательному педагогу Лидии Флорентьевой исполнилось 95 лет, а её творческой педагогической деятельности уже более 70 лет. Благодарные ученики выражают ей искреннюю признательность и поздравляют любимого педагога
 


25.04.2024 / 16:07:26
Известный узбекский публицист и писатель Исмет Кучиев награжден золотым орденом "Друг Азербайджана"
 
22.04.2024 / 11:19:13
На флейте о цветущей сакуре
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте