Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
21.05.2016 / 01:34:27

Международный кинофестиваль в Каннах. Слишком умное кино


Каннский фестиваль подходит к концу, не столько подводя итоги, сколько ставя вопросы. Главный из них касается перспектив интеллектуального и проблемного кино, считает АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Одним из лучших в программе стал «Выпускной» Кристиана Мунджу, один из двух конкурсных румынских фильмов. Он затрагивает примерно те же моральные дилеммы, что и первый — «Сьераневада» Кристи Пую, но завязывает в гораздо более плотный сюжетный узел. Главный герой, врач, убежден, что в Румынии для молодежи нет будущего, и подготовил почву, чтобы его дочь училась за границей. За несколько дней до отъезда она подвергается нападению и попытке изнасилования. Параллельно действиям полиции отец сам берется за расследование (это уже третий конкурсный фильм о медицинских работниках и второй, где они распутывают криминальную интригу). Вскоре, однако, сам герой становится мишенью уголовного преследования, поскольку, чтобы помочь фрустрированной дочери сдать выпускной экзамен, впервые решился войти в коррупционную цепочку «ты мне, я тебе». Попутно обнаруживаются другие скелеты в шкафу, маленькая семейная история — еще одна характерная черта каннского конкурса — вырастает в большую сагу и одновременно притчу о любви, предательстве, совести, цене компромисса.

«Кино морального беспокойства» — термин, некогда изобретенный поляками,— идеально описывает сегодняшнюю румынскую «новую волну». Только если поляки могли многое списать на навязанный им социализм, румыны вынуждены признать, что не сумели создать более совершенное общество и четверть века спустя после низвержения Чаушеску. Картины из Румынии плюс «Неизвестная девушка» братьев Дарденн и «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча задают конкурсной программе серьезный проблемный тон, и ему не противоречит даже «Хульета» Педро Альмодовара, хоть и выполненная в другой стилистике. Все о моей матери, все о моей дочери, материнская (или отцовская) любовь, страдания ближних, изъяны гуманизма, неспокойная совесть… А между тем жизнь так быстро движется вперед, что в той же Бельгии, где обитают Дарденны, мотив сочувствия беженцам кажется уже принадлежностью вчерашнего дня. Найдется ли художник, способный художественно, а не плакатно-карикатурно отобразить то, что чувствуют, предположим, условные сторонники Марин Ле Пен? Или кино будет исходить из приоритета политкорректных формул, низводящих гуманизм до уровня бритых мест?

В какой-то момент зритель каннского конкурса начинает внутренне протестовать против намерения бесконечно его поучать и воспитывать, приобщать к глобальным вопросам. И совершенно правы кураторы фестиваля, уравновешивая этот неумеренный пафос совсем другим типом кино. Это кино очищенных эмоций и свободной игры форм представляют два режиссера новой формации — совсем молодой Ксавье Долан и не желающий стареть Николас Виндинг Рефн. «Это всего лишь конец света» Долана — экранизация пьесы французского автора Жан-Люка Лагарса, умершего от СПИДа. Главный герой, успешный молодой писатель Луи (Гаспар Ульель), приезжает после долгого отсутствия в родную семью, чтобы сообщить о своей скорой смерти, но вместо этого оказывается объектом игры провинциальных комплексов, зависти и агрессии лузеров. Только жена его старшего брата видит в пришельце из другого мира родственную душу. Сюжетная конструкция отсылает к Чехову и Стриндбергу, классикам европейского театра, но Долан делает на этом материале чистое, переполненное лиризмом кино, построенное на мощном чувственном саундтреке Габриэля Яреда. И даже участие французских звезд (Венсан Кассель, Натали Бай, Марион Котийяр, Леа Сейду) оказывается хоть и знаковым, но второстепенным фактором. В то время как респектабельная публика в журналистском зале выражала фильму свое «фе», на улице синефильская молодежь стояла с плакатиками «Это всего лишь конец света»: они надеялись на лишний билет, и в этом была надежда на будущее кинематографа эмоций.

Еще большей обструкции со стороны большинства профессионалов подвергся «Неоновый демон» Рефна. Я вовсе не поклонник этого режиссера, но должен признать, что в данном контексте и его фильм сработал, заняв свое место в конкурсе и противопоставив унылой серьезности классиков хулиганский вкус, отвязный юмор и стиль, который один из наших жрецов гламура определяет как «дикий люкс». Это — наглый плевок в сторону слишком правильного, слишком серьезного, слишком умного кино. Сюжет кровавой шутки Рефна завязывается в интерьерах фэшн-империи, перебрасывается в дешевый мотель (куда селят новую модель и куда иногда заглядывает пантера, а ночами к постоялицам является свирепый портье в образе Киану Ривза) и завершается на вилле с бассейном. Юная натуральная блондинка Джесси, еще не отравленная вирусом тщеславия и не перекроенная пластическими хирургами (Эль Фэннинг), вызывает бурю сильных чувств со стороны обслуги и конкуренток. Последняя треть картины снята как будто специально для того, чтобы подразнить радетелей хорошего вкуса: это чистейший трэш с некрофилией и каннибализмом, однако утверждать, что кино глупое, я бы не стал. В сущности, это вообще не кино, а экранная инсталляция под гипнотическую музыку Клиффа Мартинеса. А то, что в нем/ней много правды, могут подтвердить те, кто не понаслышке знакомы с нравами индустрии искусственной красоты.

Финал фестиваля ознаменовался для его российских участников маленьким по формату, но важным событием — премьерой в «Двухнедельнике режиссеров» десятиминутной анимационной картины «Слушая Бетховена» классика отечественной анимации Гарри Бардина. Это притча о том, что свободу нельзя задавить никаким катком и она все равно прорастет сквозь асфальт. В фильме звучат «Ода к радости» и «Аллегретто» из Седьмой симфонии Бетховена: именно эта духоподъемная музыка вдохновила режиссера на создание фильма в особой анимационной технике. Картина не нуждается ни в лишних словах, ни в рациональных мотивировках. Перед нами как раз тот редкий случай, когда кино бывает умным и при этом остается чисто эмоциональным.


Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2993485





Другие материалы рубрики

18.05.2016 / 17:05:23

В прокат выходит узбекский фильм в жанре фэнтези "Ойкиз эртаги"

Завтра в кинотеатрах Узбекистана выходит в прокат фильм в жанре фэнтези "Ойкиз эртаги" режиссера Акбара Бектурдиева. Далее...

12.05.2016 / 00:41:12

Каннский фестиваль 2016: топ-5 лучших фильмов

Главные номинанты на победу в международном фестивале кино в Каннах Далее...

08.05.2016 / 15:21:07

Луи Гаррель сыграет влюбленного Годара

Режиссер "Артиста"Мишель Хазанавичусприступает к съемкам фильма о Жан-Люке Годаре "Устрашающий" (Redoubtable). Картина основана на мемуарах экс-жены режиссера Анны Вяземски. На главные роль Хазанавичус утвердил Луи Гарреля и Стэйси Мартин("Нимфоманка"). Далее...

11.04.2016 / 22:07:43

Хилол Насимов в новом фильме расскажет всю правду о независимости Узбекистана

Режиссер Хилол Насимов собирается снять фильм о переломном моменте в истории современного Узбекистана, когда республика пришла к независимости на рубеже 90-х годов. Об этом корреспонденту АН Podrobno.uz. сообщил сам режиссер. Далее...

08.04.2016 / 14:03:14

Фестиваль немецкого и узбекского кино пройдет в Ташкенте и Фергане

Почетным гостем кинофестиваля "Шум бола" станет директор фестиваля "Шлингель" (ФРГ) Михаил Харбауер. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


24.04.2024 / 18:17:35
Одним из самых значимых событий Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори - 2024" в ГАБТе им. А. Навои стал показ оперы Джакомо Пуччини "Тоска" 20 апреля с.г.
 
22.04.2024 / 11:22:32
Грандиозное завершение VII Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори" - Гала-концерт с участием звезд мировой сцены!
 


26.04.2024 / 10:14:30
Джазовое трио из Франции выступит на открытии VIII международного джазового фестиваля в Ташкенте
 
26.04.2024 / 10:08:56
"Соловей узбекской эстрады" Батыр Каримович Закиров (26 апреля 1936 – 23 января 1985)
 


25.04.2024 / 19:02:49
Русский дом в Ташкенте принял участие в международной конференции "Русский язык и литература в современном мире", посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося русского писателя В.П. Астафьева, которая прошла в Национальном университете
 
25.04.2024 / 16:07:26
Известный узбекский публицист и писатель Исмет Кучиев награжден золотым орденом "Друг Азербайджана"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте