Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.11.2020 / 14:39:50
Роберт Блэк в "Лаборатории современной музыки". Мастер-класс от топового контрабасиста-виртуоза из США31 октября 2020 г. в Государственной консерватории Узбекистана прошел мастер-класс от топового контрабасиста-виртуоза из США, солиста знаменитого нью-йоркского ансамбля «Bang on a Can» - Роберта Блэка, организованный «Лабораторией современной музыки» в рамках проекта «Субботних лекций». Это интересное и яркое событие в музыкальной жизни консерватории послужит отличным началом целой серии подобных мастер-классов. Студентам и педагогам консерватории, а также всем интересующимся вопросами современной музыки, представилась уникальная возможность познакомиться с творчеством маститого контрабасиста-виртуоза из Хартфорда (штат Коннектикут, США), насладиться живым исполнением опусов различных времен и услышать комментарии от самого Роберта Блэка – давнего друга музыкантов лаборатории, знакомство с которым состоялось еще в 2007 г. в Ташкенте на одном из мастер-классов и концертов современной музыки. Недавно прошедшая лекция - практикум Роберта Блэка, на мой взгляд, полезна не только для студентов струнного факультета, но и для композиторов и музыковедов, так как Роберт исполнял яркие современные опусы, которые интересны как с исполнительской, сочинительской, так и с исследовательской точек зрения. На этом мастер-классе, проходившем в онлайн-режиме, приняло участие более 100 человек. В программе практической лекции Роберта Блэка прозвучали произведения таких зарубежных современных композиторов как Giacinto Scelsi (Италия), Hans Werner Henze (Германия), Iannis Xenakis (Греция), Francois Rabbath (Франция), Elliott Carter (США), James Tenney (США), Peter Velikonja (США) и др. Роберт буквально совершил музыкальное путешествие по различным эпохам и стилям: начав исполнять сочинения старинной музыки в традиционной (классической) манере и дойдя до опусов современной музыки в совершенно новой своеобразной индивидуальной интерпретации. Интересны замечания художественного руководителя лаборатории, композитора, Артема Кима, по этому поводу: «Он везет нас на машине времени». Я думаю, что эта фраза настроила слушателей на логичное восприятие музыки: из старинной музыки постепенно приближаемся к современной. На мастер-классе Роберт сыграл более чем 20 различных пьес, где особое внимание привлекли, к примеру, пьесы французского композитора Francois Rabbath и итальянского композитора Giacinto Scelsi, где Роберт продемонстрировал имитирование элементов индийской традиционной музыки. В первой пьесе контрабас звучал подобно индийскому инструменту вине, на котором можно добиться эффекта резонаторных струн, а во второй Блэк словно сыграл тембром саранги - индийского струнного смычкового инструмента типа лютни. Совершенно новая интерпретация Блэка проявилась в сочинениях композиторов Peter Velikonja (США) и Iannis Xenakis (Греция). Пьеса «Uncle» Peter Velikonja была построена на натуральных флажолетах, способствующих совершенно непривычному и неожиданному звучанию контрабаса: не слышна его традиционная манера, не использован штрих пиццикато. В этой пьесе особое внимание привлекает к себе звук, который становится прозрачным и менее искаженным, своего рода звуковая медитация на одном звуке. Этот опус не ограничивается во времени. Представляя собой тянущиеся линии, музыка этого сочинения переносит нас в совершенно новое ощущение времени и пространства. Что касается второй пьесы композитора Iannis Xenakis, то данный опус представляет собой двойные флажолеты. Написанный в микрохроматической нотации, где графически указаны все его микротональные изменения, в нем важное значение приобретает принцип биения, который с одной стороны обеспечивает ему статику, но и с другой стороны вносит напряжение. Блэк мастерски исполнил эти пьесы, передав особое отношение к звуку. Этот тот самый случай, когда композитор выступает в качестве изобретателя нового звука, а исполнитель с помощью своего мастерства доносит эту идею до слушателя. Посетив данный мастер-класс, я заново для себя открыла современную музыку. Действительно, Роберт Блэк - это один из самых виртуозных исполнителей на контрабасе. Он буквально заставляет контрабас звучать иначе, раскрывая своей интерпретацией новый потенциал инструмента и тем самым меняя его традиционное (классическое) звучание. Являясь сильнейшим мастером контрабасового искусства, Роберт Блэк поражает слушателей своей безупречной и свободной техникой владения инструментом, способствующей новому ультрасовременному прочтению сложных опусов ХХ и ХХI вв. Своими впечатлениями о мастер-классе делится член союза композиторов и бастакоров, доцент кафедры «композиции и инструментовки», кавалер ордена «Дустлик» - Хуршида Хасанова: «Я очень рада, что в консерватории начала свою деятельность «Лаборатория современной музыки» во главе с Артемом Васильевичем. Я думаю, что подобные мастер-классы актуальны и полезны не только для студентов и педагогов нашей консерватории, но и для студентов всего мира. На мастер-классе Роберта Блэка, построенном на произведениях от академизма до новшества, присутствовала и моя дочь, Диера Турсунова, которая в данное время проходит свое обучение в магистратуре в г. Сиракьюс (штат Нью-Йорк). Она с нетерпением ждет каждую субботу и уже в своем инстаграме делится впечатлениями об этом событии. Отмечу, что на данную конференцию присоединились и студенты из Кувейта, которым также понравилась лекция. С одной стороны хорошо, что это мероприятие проходило в онлайн-режиме. Это позволило собрать аудиторию в 100 человек. Мне кажется, что эти встречи дают очень многое: мы узнаем о новых композиторах, об исполнителях, о произведениях, о новых технических и художественных возможностях инструментов. Эти мастер-классы открывают окно в мир! Я выражаю огромную благодарность организаторам за данный мастер-класс!». После мастер-класса я попросила также поделиться своими впечатлениями и студентку 4 курса, факультета «композиции и инструментовки» ГКУз, Ноилю Абдурахмонову, которая отметила следующее: «Я рада, что у меня появилась возможность познакомиться с творчеством такого талантливого исполнителя на контрабасе, как Роберт Блэк. Я получила огромный опыт, прослушав множество композиций различных времен. Мне было интересно, как меняется сам язык музыки. Исполнитель полностью передаёт настроение композиции, его смысл, живёт этой музыкой и заражает этим и слушателя. До этого мастер-класса я думала, что контрабас - это не очень подвижный инструмент, и не стоит писать для него технически сложные и быстрые произведения. Но после того, как я увидела исполнение Роберта Блэка, я убедилась, что у контрабаса безграничные возможности. В будущем планирую написать произведения для контрабаса. Я была очень впечатлена и вдохновлена встречей с таким талантливым и интересным музыкантом. Для меня, лекции лаборатории, - это новый горизонт открытий!». Посещение этого события, еще раз убедили меня в том, что на сегодняшний день ведущими тенденциями современной музыки являются: особое внимание к каждому звуку как самостоятельному элементу ткани, имитирование восточных инструментов тембрами европейских, использование в опусах современных техник письма – микрохроматики, сонорики, алеаторики и др., и конечно же свободное владение инструментом, позволяющее создать новую современную трактовку сочинения, а также взаимодействие композитора с исполнителем в процессе создания и интерпретации опуса. Все это подарил нам виртуоз контрабасист Роберт Блэк! Резюмируя, отмечу, что в конце лекции все участники благодарили организаторов данного мастер-класса, которыми явились Артем Ким, Джахонгир Шукур и Нурали Эркаев. Думается, что подобные мероприятия способствуют качественному обмену опытом и знаниям, установлению новых связей и контактов, а также значительному повышению уровня обучения в музыкальном ВУЗе. Посещайте лекции и мастер-классы «Лаборатории современной музыки», так как это новые форматы образовательного процесса. Алина Кутлучурина, музыковед,докторант PhD Государственной консерватории Узбекистана
|
|