Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.11.2021 / 21:54:21
Незабываемая встреча с Дмитрием Янов-ЯновскимНа днях в одной из поточных аудиторий Государственной консерватории Узбекистана состоялась творческая встреча с известным музыкантом, замечательным, интеллигентным человеком и выдающимся композитором современности Дмитрием Феликсовичем Янов-Яновским – обладателем самых разных наград и премий, чьи произведения уже давно включаются в программы престижных международных фестивалей современной музыки Европы и Америки. Он сын общепризнанного мэтра композиторской школы Узбекистана и одного из самых ярких её представителей Феликса Марковича Янов-Яновского. Круг интересов Янов-Яновского-младшего простирается от камерно-вокального и камерно-инструментального жанра, оперы, балета до музыки к драматическим спектаклям, художественным и мультипликационным кинолентам. Кстати, музыку в кино Дмитрий Феликсович считает очень серьезной, интересной, очень творческой и сложной работой для любого композитора. А ещё он известен как основатель и художественный руководитель единственного в Центральной Азии ежегодного независимого Международного фестиваль современной музыки «Ильхом – ХХ», свидетели которого называют десятилетие этого музыкального форума (1996 – 2006 гг.) ярчайшим событием музыкальной жизни независимого Узбекистана, куда приезжали самые известные музыканты со всего мира. Одним словом, на встрече перед нами предстал серьёзный композитор, экспериментирующий в новых направлениях и разных жанрах. Его творчество неотделимо от нашего времени. Он создал свой музыкальный мир, в котором играет со стилями, с различными музыкальными эпохами. Дмитрий Феликсович представил нашему вниманию три своих разных по жанрам произведения, в которых не было ни одной лишней ноты – звучала музыка, и был её смысл. Первой была представлена «Lacrymosa» («Лакримоза») – вокально-инструментальное сочинение для сопрано и струнного квартета, написанное в 1991 году. Исполнителями выступили всемирно известные и, на мой взгляд, фантастические музыканты – «Кронос-квартет» и выдающаяся певица, звезда Metropolitan Opera Дон Апшоу, замечательно выразившие всю глубину этого сложного произведения как с точки зрения инструментария, так и вокала. Чувствовалось, как на период записи эти потрясающие исполнители живо отзывались на это новое и интересное для них сочинение. А мы во время прослушивания «Lacrymosa» имели возможность ознакомиться с её партитурой, отличающейся чёткостью музыкальной ткани, музыка которой пленила своей красотой и искренностью. Следующее произведение «Zavq-I Javoni» для рубаба и симфонического оркестра демонстрировалось уже посредством видео. Мы также имели на руках и его партитуру. Замечу, в серьёзной музыке Д.Янов-Яновский довольно часто использует народные инструменты, и не только узбекские, как в данном случае. Например, он написал несколько сочинений для известного американского ансамбля Silk road, состоящего из народных инструментов стран Великого шёлкового пути. В «Zavq-I Javoni» солистом выступил Сироджиддин Джураев, чья игра поразила своей виртуозностью и мастерством звукоизвлечения, когда его рубаб звучал то как гитара, то как мандолина. Творческую встречу завершала «Месса», которая, по сути, является переработкой ирландской мессы на современный лад. Композитор сохранил последовательность и содержательность оригинала, но при этом видоизменил способы исполнения и изложения музыкального материала. В «Мессе» Янов-Яновский увеличил количество голосов – их стало 16, добавив к мужскому вокалу женский. Музыка поразила своей чистотой и прозрачностью звучания, вызвав у слушателей позитивные эмоции, пробудив благородные порывы. Она перенесла нас в особый мир, несущий слушателям истинную мелодическую красоту, полнозвучную красочную гармонию, богатство изобретательной многоголосной ткани. Мне показалось странным, что музыка Дмитрия Янов-Яновского, глубоко впечатлившая нас, в основном звучит на Западе и в Америке, а не в Узбекистане, и недавняя встреча стала без преувеличения выдающимся событием. Она прошла невероятно успешно, увлекательно и интересно. На ней присутствовали не только педагоги, но и много студентов. И те, и другие задавали вопросы композитору – все хотели услышать его точку зрения на интересующие их темы. Дмитрий Феликсович успел остановиться на каждом проблемном моменте и дал развернутые комментарии. Но некоторым студентам этого показалось мало и они, окружив доброжелательного композитора, продолжили с ним личное общение. Это стало подтверждением того, что творчество Дмитрия Янов-Яновского интересно современной молодежи. А это ли не прекрасно?! Ведь возможность соприкоснуться с творчеством такого талантливого автора является уникальным опытом для начинающих композиторов нашей консерватории. Так что ташкентское студенчество надеется ещё неоднократно встретиться с Дмитрием Янов-Яновским, которого по праву можно назвать ярчайшим бриллиантом в короне музыки XXI века.
Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана Фото: Эргаш Каримов
|
|