Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
18.06.2023 / 09:52:15

На сцене Государственного Академического Большого театра Узбекистана им. А. Навои состоялся Гала-концерт, посвященный светлой памяти выдающегося дирижера, педагога , наставника, профессора консерватории Владимира Неймера.


По общему признанию многочисленной музыкальной и театральной общественности столицы Узбекистана он стал подлинным событием в культурной жизни столицы. За дирижерским пультом был  один из талантливейших учеников  Неймера, художественный руководитель  и главный дирижер Страсбургского симфонического оркестра (Франция) Азиз Шохакимов. Ярким вступительным словом  его открыл  Заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер-постановщик  ГАБТа им. А. Навои- Андрей Слоним. Талантливый потомственный музыкант, начавший свой творческий путь как скрипач, а затем получивший фундаментальную дирижёрскую школу буквально «из рук» великого Мухтара Ашрафи – В.Б. Неймер проделал большой творческий путь. Высокоодаренный дирижёр-симфонист, он известен ташкентским почитателям музыки как многолетний исполнитель и пропагандист лучших произведений композиторов Узбекистана и мировой классики. А его подвижническая деятельность на кафедре оперной подготовки и в оперной студии нашей консерватории привела к открытиям для ташкентского зрителя  многих редких общемировых оперных произведений, ярким первым исполнениям опер композиторов Узбекистана.

Как рассказывает Андрей Евсеевич Слоним,  Владимир Борисович Неймер умел раскрыть индивидуальность молодых певцов разных творческих поколений, приобщая их к тонким и непростым основам овладения музыкальной драматургией и развивая в них комплексное творческое вокально-сценическое начало. Многие поколения солистов оперы прошли его школу и научились понимать, ценить и развивать в себе потребность раскрытия оперного образа в его синтетическом вокально-актерском воплощении. Многое сделал  Неймер и в невероятно сложном процессе воспитания многих молодых дирижёров, умело воплощающих заложенный в нотах партитуры композиторский замысел во всей полноте его динамики, экспрессии, непрекращающейся жизни и движении. Своим талантом и неукротимой энергией души и воли  он добился международного признания своих учеников-дирижёров, смело и активно вводя их в проекты республик СНГ и дальнего зарубежья. Неустанно и самоотверженно трудился Владимир Борисович, мужественно преодолевая нелегкие недуги в последние годы своей жизни – и можно сказать, что в самые непростые периоды своей жизни он не сдавался и был до последних дней предан своему делу и непрерывной самоотдаче…

Стоит сказать о том, что замысел памятного вечера во славу таланта и трудов выдающегося наставника принадлежал одному из его талантливейших учеников – дирижёру Азизу Шохакимову, в наши дни достигшему весьма  заметных международных высот в творчестве – и ныне возглавляющему Филармонический оркестр Страсбурга во Франции. Эту идею высоко оценила дирекция ГАБТа  им. А. Навои о главе с генеральным директором, народным артистом Узбекистана Рамизом Усмановым. Ее активно поддержал и творчески загорелся ею ведущий режиссёр театра Андрей Слоним, около сорока лет плодотворно сотрудничавший с Неймером на разных творческих уровнях и выпустивший в тандеме с ним десятки оперных спектаклей и других проектов различных жанров. Горячо откликнулись на этот замысел и солисты ГАБТ имени А. Навои, которые на разных этапах глубоко соприкоснулись с творческой и музыкантской школой Неймера и плодотворно несут ее плоды через всю линию своих жизней в искусстве.

И вот, несмотря на свой предельно уплотненный творческий график, Азиз Шохакимов выбрал время, чтобы вновь прибыть на родную землю и вместе с коллегами воздать великую дань Памяти своему наставнику в сложнейшей дирижерской профессии…

Памятные вечера бывают разнообразными, разнохарактерными. Но живость и непосредственность характера Владимира Борисовича были настолько особенными, порой парадоксальными, неоржиданными, непредсказуемыми – что хотелось бы, чтобы и сам этот вечер, вопреки «принятой» официозности – воплотился бы столь же живо и непосредственно. И содружество Азиза Шохакимова с неординарным мастерством и многолетним опытом Андрея Слонима вызвало к жизни совершенно особую, динамичную и непосредственную форму этого   вечера памяти Маэстро Неймера под красноречивым названием «ОН ЖИЛ В МУЗЫКЕ . . .».

Необычным стало и само начало. На притемненной сцене с высвеченной проекцией – портретом Владимира Неймера за дирижерским пультом места, которые займут артисты оркестра – еще были пусты. И вышедший на сцену Андрей Евсеевич Слоним  доверительно и емко рассказал о личности Владимира Борисовича, об особенностях его таланта и натуры. О сорокалетнем творческом союзе и творческом товариществе с ним, о спектаклях и проектах, поставленных на разных площадках в разные годы, о поколениях солистов, которые начинали свой путь с этих спектаклей в комплексе их вокально-сценической школы, о непостижимых путях творчества, в котором задуманное всегда отличается от того, что получается в результате слияния разных одаренностей и индивидуальностей…  Говорил он и о том, что воспитывая дирижеров, В.Б.Неймер никогда и ни в чем не занимался копированием в их индивидуальностях своих личных черт – он учил постижению Музыки, основам профессии, важным жизненным свойствам и умению осмысливать и понимать многогранный и изменчивый мир Музыки и оперного Театра, преломив его через СВОЮ индивидуальность…

А затем на сцену стремительно вышел Азиз Шохакимов – и прозвучала одна из удивительнейших оперных увертюр великого Верди – увертюра к опере «Сила Судьбы».  Оркестр под управлением Азиза Шохакимова играл на редкость динамично, эмоционально и вызывал ежесекундное сопереживание.

Композиция вечера, выстроенная дирижёром и режиссёром-постановщиком была четко выверенной, полной контрастов, динамики и живой энергии. Солисты, оркестр и хор под талантливым управлением Азиза Шохакимова раскрывали образность каждого номера с истинно высоким мастерством, богатством нюансов и высоким уровнем излучательной энергетики.  А сам маэстро Шохакимов  просто, непосредственно и с доброй обаятельной улыбкой делал краткие вступления перед каждым номером и общался с каждым исполнителем.

Бравурно и с должным блеском исполнил Куплеты Эскамильо из оперы Ж. Бизе «Кармен» Рахим Мирзакамалов, обогатив это известное произведение тонкостью штрихов и красок и ярким звучанием своего красивого голоса, вызвав истинный восторг публики. А затем  Мирзакамалов рассказал несколько случаев из периода  творческой работы с Владимиром Неймером, который требовал выразительной точности в исполнении каждого момента звучания голоса. С высокой искренностью, покоряя звучанием своего голоса, исполнила монолог Баттерфляй из оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» Саида Мамадалиева, также горячо встреченная зрителями. С удивительной простотой, выразительно и с глубоким осмыслением народный артист Узбекистана Самандар Алимов спел Арию Ленского из «Евгения Онегина», покорив восхищенный зал непростой правдой и убедительностью своего героя, оказавшегося на рубеже между жизнью и уходом в иной мир.

Далее комментируя программу концерта  А.Е. Слоним  отмечал следующее. С особой искренностью и эмоциональной отдачей исполнил оркестр Большого театра под руководством Азиза Шохакимова знаменитую «Песню без слов» Мухтара Ашрафи, наполнив ее особой глубиной смысла и конфликтности. Порадовала трепетностью страсти и утонченным женским обаянием Яника Багрянская, очаровывая Самсона в знаменитой «арии обольщения»  Далилы из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила. С особым вниманием восприняла публика и эмоциональный фрагмент из оперы Дж. Пуччини «Богема» - арию поэта Рудольфа в страстно-горячем исполнении Рустама Алимарданова, арию-ответ Мими на его признание ив любви, необыкновенно искренне спетую заслуженной артисткой Маъсумой Болтабаевой – и дуэт-апофеоз Мими и Рудольфа , венчающий гимном любви первое действие этой оперы.

Живо и свободно прозвучала баллада Недды из оперы Р.Леонкавалло «Паяцы» в воплощении Надежды Банделет-Голендер. И она, и многие участники вечера обаятельно,  тепло и непосредственно рассказали о том, как под руководством В.Б.Неймера они постигали особую природу театра оперы и делали свои первые шаги на оперной сцене. Затем на сцену вышел хор театра – и началась торжественная сцена из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур». И заслуженный артист Узбекистана К.Борчанинов в образе рыцаря Раймонда  с предельной выразительностью прервал ход свадебного торжества и с ужасом поведал о том, что Лючия ударом кинжала убила нелюбимого жениха, за которого ее пытался выдать по политическим мотивам ее брат.

Феруза Насырова предстала перед зрителем в образе Флории Тоски из знаменитой оперы Дж. Пуччини. Она выразительно спела знаменитую молитву, в которой Тоска, угнетённая жестокостью Скарпиа, взывает к Творцу о помощи и сострадании в труднейший момент своей жизни. А Дамир Рахмонов с предельной искренностью и правдой чувств раскрыл смятение духа осужденного на казнь художника Кваварадосси в его известнейшей прекрасной арии, в которой он, прощаясь с жизнью, устремлен к своей возлюбленной – прекрасной Флории. И динамичным контрастом этого полета чувства стала монументальная сцена финала первого действия «Тоски», где хор поет торжественный гимн, а шеф тайной полиции Скарпиа мечтает о Тоске, которая по его замыслу должна стать жертвой его страсти к ней. Темное дьявольское начало пронизывает эту сцену – и крепкий баритон Махмуда Рузиева в образе Скарпиа создал на фоне монолитного звучания хора выпуклый образ одержимого тирана, предвкушающего свою победу.

Далее , говорит  режиссер концерта, вновь последовал светлый контраст, устремленный к любви и свету. Изящное обаятельное Болеро Елены из оперы Дж. Верди «Сициийская вечерня» было искусно и филигранно представлено Гульнар Альджановой, которая, как и все ее коллеги, заслужила свой поток горячих зрительских аплодисментов. А затем истинно «знаковая» ария принца Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот» о том что с восходом солнца придет счастье Любви и победа – в талантливом и эмоциональном исполнении народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова в ансамбле с женской группой хора – вызвала новый восторг зала.

Вполне  закономерным венцом музыкального и сценического действа предстала замечательная сцена «Половецких плясок» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» в исполнении хора и оркестра театра. Здесь энергия и темперамент Азиза Шохакимова достигли высшей точки, наполняя всю мощь истинно «степного» разгула особым излучением совершенно иной, неукротимой и первозданной силы. В ней ощущались и непостижимая красота, и  настораживающая мощь, не ведающая преград.

А когда под овации зала на сцену вышли все участники памятного вечера во главе с дирижером, режиссером, и директором театра Рамизом Усмановым, торжественно одарившим Азиза Шохакимова прекрасным букетом– весь зал в едином порыве встал и горячими овациями поблагодарил и создателей, и участников этого замечательного вечера. Именно в этот момент  показалось уже в который раз, что свет души незабвенного Владимира Борисовича Неймера в его живом, непосредственном виде – вновь был со всеми нами в этом зале.  Точно так же, как при земной жизни Маэстро – когда  он энергично и искренне реагировал на происходящее, когда дирижировал очередным спектаклем или концертом, - или же воспринимал действие из зала. Способствовали этому и прекрасно подобранные в прологе и эпилоге вечера-концерта  истинно живые кадры на большом экране. Да, - и на них, и почти ощутимо – среди нас в этот вечер! –   Маэстро Неймер зримо жил творчеством в самые разные периоды своей   большой и разнообразной жизни. Воистину – «Он жил в Музыке»! И этот вечер, ярко и талантливо осуществлённый в память выдающегося дирижера, наставника и человека -  стал истинным праздником Творчества, горячо воспринятым многими, кто знал и ценил Маэстро Неймера во всей неповторимости и многообразии свойств его таланта и души…

 

Подготовил БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 

 

Фото – Юрия ПОЛЯНСКОГО





Другие материалы рубрики

17.06.2023 / 10:30:26

Ильдар Абдразаков. Только один концерт в Ташкенте!

В рамках проекта "Русские сезоны" единственный концерт в Ташкенте на сцене ГАБТ им. Навои даст Ильдар Абдразаков. Далее...

15.06.2023 / 00:12:04

Сооснователь The Beatles Пол Маккартни в интервью BBC Radio 4 анонсировал "новую и последнюю песню", на которой будет звучать голос Джона Леннона, извлеченный с помощью искусственного интеллекта из старой демозаписи.

По мнению корреспондента BBC Марка Сэвиджа, речь идет о композиции 1978 года под названием "Now and Then". Она была на одной из кассет с пометкой "Для Пола", записанных Ленноном незадолго до его гибели в 1980 году. Далее...

14.06.2023 / 11:18:08

Столичная галерея "Human House" приглашает всех жителей и гостей нашего города на музыкальный вечер Ильи Небослова в Ташкенте.

Илья Небослов – московский музыкант-мультиинструменталист, режиссёр, актёр, мистификатор. Лидер группы "Небослов", создатель музыкальных спектаклей и аудиосказок по книгам Туве Янссон. Выступления Небослова - незабываемые моно-спектакли, где каждый найдёт себе песню (и не одну) по душе." Далее...

08.06.2023 / 23:25:06

Жизнь длиною в вечность

5 июня 2023 года в зале Союза Композиторов Узбекистана в рамках проекта "Мир Ашрафи" - "Устоз ва шогирд. М.Ашрафи и К.Усманов" состоялся вечер, посвящённый дню рождения Мухтара Ашрафи- выдающегося композитора, дирижера, Народного артиста, лауреата Государственных и Международных премий. Организатором проекта выступил дом-музей его имени при поддержке Агенства культурного наследия Республики Узбекистан. Далее...

01.06.2023 / 12:21:15

Сольный концерт Ильи Небослова в Ташкенте

В воскресенье 4 июня в 18.00 в уютном дворике Галереи Лолы Сайфи "Human House" состоится долгожданный концерт Ильи Небослова в Ташкенте. Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте