Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.11.2023 / 11:01:36
Гани Туляганов: день памяти маэстроСегодня день памяти заслуженного деятеля искусств Узбекистана и Каракалпакстана, выдающегося дирижёра, профессора Гани Алимовича Туляганова, который был невероятно артистичным с душой художника музыкантом. Я узнал его совсем недавно, послушав в интернете две видеозаписи с участием маэстро – это Большой блестящий дивертисмент на темы из оперы В. Беллини «Сомнамбула» М.Глинки с солисткой Людмилой Георгиевской (фортепиано) в сопровождении заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана (2004 год). А второе видео 1999 года, сделанное в Большом зале старого здания консерватории, включающее в себя два концертных номера: симфоническую поэму для солиста, хора и оркестра «Алёр» С. Юдакова в исполнении симфонического оркестра и хора музыкального театра-студии Ташкентской государственной консерватории и Государственной хоровой капеллы Узбекистана, солист – заслуженный артист Узбекистана, солист ГАБТа имени А.Навои Б. Расулов. Следующий концертный номер – Л. Бетховен Симфония №9 (финал). Исполнители: симфонический оркестр и хор музыкального театра-студии, студенческий хор Ташкентской Государственной консерватории (руководители – профессора Л.Джумаева и Н.Шарафиева), Государственная хоровая капелла Узбекистана (художественный руководитель – заслуженный артист Узбекистана А.Хамидов). Оба опуса исполнялись под управлением Гани Туляганова. На сцене развернулось симфоническое действо, в котором всё моё внимание было приковано к маэстро: оркестр, направляемый его точечными сигналами, играл, подчиняясь одному присутствию дирижёрской воли, включая солистов и хор. Весь исполнительский состав оказался в плену его дирижёрского магнетизма. Меня поразила невероятная творческая воля и сила Гани Туляганова. Естественно, захотелось поближе его узнать, благо есть интернет, подумал я в тот момент. Однако, во всемирной паутине я нашёл об этом замечательном музыканте совсем немного. Его путь не был устлан розами. Периодически ему приходилось менять место работы, несмотря на то, что он был профессионалом от Бога и очень хорошим человеком. Но где бы маэстро не работал, он всегда оставался истинным музыкантом, ярким дирижёром. Гани Туляганов родился в Ташкенте 29 мая 1935 года. Ташкентскую консерваторию закончил вначале по классу кашгарского рубаба, а затем факультет оперно-симфонического дирижирования – класс великого Мухтара Ашрафи, воспитавшего целую плеяду талантливых дирижёров. Коллеги с пиететом вспоминают Гани Алимовича, успешно совмещавшего дирижёрскую деятельность с педагогической в стенах консерватории, в которой сам в своё время получил музыкальное образование. В 1966 году он становится художественным руководителем и главным дирижёром Самаркандского театра оперы и балета, которым управлял около пяти лет. Затем в течение шестнадцати лет работал дирижёром ГАБТа имени А.Навои, позже Национального симфонического оркестра Узбекистана, был директором музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана и главным дирижёром его симфонического оркестра. За годы своей творческой деятельности Гани Алимович дирижировал самыми разнообразными симфоническими программами, операми и балетами. Назову некоторые из них: «Ёрилтош» и «Фидоийлар» Сабира Бабаева, «Мангулик» Улугбека Мусаева, «Рақиблар» Нуриллы Закирова, «Зафар» Хамдама Рахимова, «Суғд элининг қоплони» Икрама Акбарова, «Алишер Навоий» Муталя Бурханова и многие другие. Как вспоминают сегодня музыканты старшего поколения, они получали удовольствие от игры в ансамбле с Тулягановым, которое ни с чем не могут сравнить. Он легко и естественно умел устанавливать с ними контакт. И каждый из них открывал для себя новые грани дарования маэстро. Мне рассказывала вдова Гани Алимовича, как её супруг любил свою профессию и музыку, которая была его воздухом. Он постоянно посещал концерты и спектакли своих коллег и не переставал работать над собой. Дома, как правило, закрывался в своём кабинете и подолгу сидел над партитурами. Наверное, поэтому он легко покорял зал, сражая его своей волшебной дирижёрской палочкой. Вся жизнь маэстро была в искусстве. Гани Алимовича Туляганова не стало 10 ноября 2016 года. Профессионалы назвали его уход большой трагедией для музыкальной культуры Узбекистана. И это действительно так. Низкий поклон маэстро за его достойный жизненный путь, истинное служение музыке, за все хорошее и доброе, что он сделал для людей и нашего Отечества. Будем помнить… Шаманов Шохрух, студент Государственной консерватории Узбекистана
|
|