Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
01.07.2024 / 09:59:25

На сцене большого зала Государственной консерватории состоялся сольный концерт, совмещённый с выпускным экзаменом, обладателя государственной премии "Мард ўғлон", Никиты Стеценко


Концерт вела профессор Гульзарова Инесса Сергеевна.

Молодой пианист, представляющий класс профессора Миркасымовой Эльмиры Зукруллаевны, уже не в первый раз удивляет публику уникальной программой концерта, которая отличается своей сложностью и редкостью исполнения. В программе вновь зазвучали прелюдия и фуга №24 d-moll Д.Д.Шостаковича, соната №1 d-moll С.В.Рахманинова и три фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского.

Концерт открыла речь профессора Гульзаровой Инессы Сергеевны, которая рассказала о педагогах солиста концерта и произведении Шостаковича. Во время монолога слушатели напряжённо молчали в ожидании выхода небезызвестного пианиста. Неудивительно, что после такой завораживающей предыстории, присутствующие в зале горячо встретили вышедшего на сцену Никиту Стеценко. Слушатели с нетерпением желали услышать новое видение полифонического искусства в исполнении лауреата международных конкурсов.

Прелюдию и фугу d-moll можно описать двумя словами: грандиозное полотно. С первых тяжёлых аккордов пунктирного ритма слышится революционное, но всё ещё сдержанное звучание. Глубина поступи, с которой исполнял  Никита Стеценко, достигала не только ушей публики, но и потаённое чувство прекрасного в душе каждого. Последние прелюдии и фуги Шостаковича раскрывали тему неувядающей классики. Именно эти слова так хорошо описывают болезненное созерцание бессмертного творчества и его достойного исполнения на сцене.

Таким образом, прелюдия «органного» склада переходит к суровой теме фуги, так называемой «ля-ре». Использование кварты, а именно этих двух нот, было излюбленным приёмом мелодического подъёма у Д.Д.Шостаковича. Никита Стеценко тонко передал образ монашеского пения в экспозиции, как и женский плач в противосложении. Филигранная работа, бесспорный профессионализм со стороны исполнителя так чётко раскрыть церковное баховское звучание и народное начало в духе опер Мусоргского. Окончилась фуга апофеозом, самой настоящей трагедией, тем самым «ля-ре» в нижнем регистре. Слышится страх и отчаяние тех страшных времён, которые пережил сам Шостакович, той самой войны. И Никита Стеценко воссоздал образ, который задумывался композитором, он смог заставить каждого перенестись в события далёких дней. Руки сами тянулись похлопать такому исполнению, чтобы заполнить непривычную тишину в зале.

После продолжительных аплодисментов Инесса Сергеевна объявила следующее произведение программы: соната №1 С.В.Рахманинова.

— Она написана по классическим традициям — классическая соната. Но программа композитором подразумевалась  во время её написания... В основу этой сонаты положена знаменитая трагедия Гёте «Фауст».

        Лаконичным образом Инесса Сергеевна рассказала о сути фортепианного произведения. И её объяснение,  несомненно, помогло лучше понять музыку, что разлилась по всему залу после очередных аплодисментов. Начало сонаты звучало, словно выброшенный в воздух вопрос: импровизационность, повторение неустойчивого мотива, который прерывается уверенными аккордами, и длительные остановки. Никита Стеценко передал в первой части образ байроновского героя: неудовлетворённость жизнью, поиски себя и своего места. И в то же время быстро вздымающиеся вверх пассажи показывают, как Фауст пытается вырваться из этой клетки одиночества, но попытки тщетны — снова звучит вопросительная, неустойчивая тема сомнений. В течение первой части слушатели вместе с исполнителем погружались в мучительные терзания героя, то набираясь веры в лучшее, то снова теряя её.

         Контрастом зазвучала медленная часть сонаты — лирический центр всего произведения. Рахманинов раскрыл в ней глубоко любовные размышления, которые так схожи с мыслями Фауста об очаровательной Гретхен. Здесь нельзя не отметить прекрасное звучание самого Никиты Стеценко. Философски возвышенно слышится уже известный мотив «вопроса», который развивался без каких-либо контрастирующих деталей. Это были самые настоящие размышления о сильнейшей любви. И так мы приходим к финалу: к тому, чего так страшился сам Рахманинов при редакции сонаты — «Полёт на Брокен и Мефистофель». Сам Сергей Васильевич утверждал, что финал лишён яркой темы, не хватало саркастичной нотки. Но это не помешало насладиться всему залу безумством Вальпургиевой ночи. Кульминация заставила представить бесноватую нечисть, отчего финал получился особенно выразительным и красочным. Всё это благодаря музыкальному чувству и исполнению Никиты Стеценко. И уже второе произведение концертной программы завершилось под гром рукоплесканий.

        Следующим и заключительным номером сольного концерта Гульзарова Инесса Сергеевна объявила три фрагмента «Петрушки» И. Ф. Стравинского: «Русская», «У Петрушки» и «Масленица». Прозвучала интересная история показа балета Стравинского:

— Балет был поставлен в Париже… Но премьера успеха не имела. Французы очень прохладно приняли музыку… А когда балет был поставлен в Вене, то зрители сказали: «Фу, какая мерзость».

Удивительно, что столь гениальную композицию в своё время не могли даже слушать, а сейчас она звучит в зале Государственной консерватории, и люди ею восхищаются. На протяжении исполнения всех фрагментов Никита Стеценко показал возможности фортепианного мастерства: стучащее martellato с широкой педалью, многочисленные броски аккордов, глиссандирование и тремоло. Музыкальная композиция соткана из противоречий: красочная импрессионистская «звукопись» и трагический образ главного героя. Но самым запоминающимся оказался «образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи», картину которого Стравинский в первую очередь представлял во время написания балета. Сцена Масленицы также чётко отпечаталась в памяти своей многослойностью звучания, динамической контрастностью и ярким тематизмом. Никита Стеценко превосходно показал рельеф музыкальных форм, а также сопоставление нескольких стилей из разных эпох: романтизма, импрессионизма, цитаты русских народных песен. И блестящее окончание «Масляницы» заставило публику не просто горячо аплодировать, но и кричать: «Браво!» изумительной игре. Конечно же,  слушатели потребовали на бис, так как хорошей музыки никогда не бывает много.

Никита Стеценко снова под шквал рукоплесканий сел за инструмент. В зале за секунду образовалась тишина, которую прервала Рапсодия №2 Рустама Абдуллаева, где ещё в большей степени возрастает роль исполнительского стиля. В музыке, в передаче национальной образности Абдуллаев изобретательно использует ресурсы алеаторики, сонорики и, продумывая исполнительскую концепцию,  пианист, посредством индивидуального исполнительского стиля очень красочно передал звуковое полотно на основе творческого осмысления нотного текста.

Особую благодарность стоит выразить профессору Гульзаровой Инессе Сергеевне за экскурс и оригинальную форму заинтересованного разговора о музыке. Её живое общение с публикой, свобода мысли и даже жесты подарили незабываемое впечатление.

Концерт завершился бурными овациями и возгласами: «Браво!». Выступление молодого магистранта, речь Инессы Сергеевны и чувство единения с бессмертным искусством останутся в сердцах слушателей на долгие и долгие годы.

 

Мафтуна Багирова, учащаяся
Республиканского колледжа
 музыки и искусств




Другие материалы рубрики

30.06.2024 / 13:36:53

В прекрасном Заамине звучат мелодии макомов

С 27 по 30 июня в Заамине под эгидой ЮНЕСКО и АЙСEСКО проходит II Международный форум искусства макома Далее...

20.06.2024 / 08:26:50

Абдулазиз Хасанов: продолжатель музыкальной династии

Биографии многих композиторов и исполнителей начинаются со слов "родился и вырос в музыкальной семье". Не является исключением и мой папа Абдулазиз, родившийся в известной династии Хасановых, музыкальный талант в которой передавался из поколения в поколение Далее...

19.06.2024 / 11:06:33

Николай Андреевич Римский-Корсаков: главный сказочник и поэт русской музыки

В этом году музыкальный мир празднует не только 220-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки и 185-летие со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского, но и 180-летие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова Далее...

11.06.2024 / 10:45:57

Ученики школы Успенского стали участниками Детской музыкальной академии стран СНГ

C 31 мая по 7 июня в Самарской области Российской Федерации прошла XIV Детская музыкальная академия стран СНГ под патронатом народного артиста СССР Юрия Башмета Далее...

11.06.2024 / 10:03:04

Мунира Аминова: с музыкой по жизни

Мне думается, нет человека, который не любил бы органную музыку, способную оставить свой отпечаток в его душе. Этот инструмент не самый привычный для узбекистанцев, несмотря на то, что первый орган был установлен в Ташкенте в 1949 году в Большом зале старого здания консерватории Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


29.10.2024 / 23:39:12
История ГАБТ имени А. Навои в лицах и документах
 
25.10.2024 / 00:21:24
23 октября, в среду на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои мы снова представили зрителям наш спектакль необычной формы – творение великого Вольфганга Амадея Моцарта
 


28.10.2024 / 12:51:01
В Ташкенте уже несколько дней полным ходом идут съемки нового художественного фильма "СОН О ФУДЗИЯМЕ" производства киноконцерна "Узбекфильм"
 
24.10.2024 / 23:43:09
Первый Международный фестиваль кино "Евразия-Кинофест", который проходил с 17 по 21 октября, завершился в Москве.
 


18.10.2024 / 12:05:06
Наши грандиозные мероприятия , послесловие..
 
08.10.2024 / 14:30:21
Продлен прием заявок на участие в международном молодежном конкурсе "Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте