В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана 19 октября 2024 г. состоялся необычный концерт из цикла "Русский язык. Читаем, слушаем, смотрим", посвящённый двум гениям: композитору Сергею Рахманинову (1873-1943) и певцу Фёдору Шаляпину (1873-1938). В программе под названием «Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два гения вне времени» участвовали лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Дарья Клименко (меццо-сопрано); Дмитрий Романько (бас); Ольга Свешникова (чтец); Сергей Семёнов (музыкальное сопровождение - фортепиано).
Прошлый 2023 год был ознаменован 150-летием двух гениев русской культуры – композитора, пианиста, дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова и певца, актёра, режиссёра Федора Ивановича Шаляпина. Разными путями они пришли в музыку и оба оставили громадный след в истории мировой музыкальной культуры первой половины XX века, прославив Россию и русскую музыку. Их имена навсегда останутся в памяти потомков.
В честь 150-летнего юбилея двух великих современников в Узбекистане были открыты выставки в Русском доме и ГАБТ им. А. Навои: «Сергей Рахманинов – Федор Шаляпин: параллели и пересечения». Они были организованы Министерством культуры РФ, Российским национальным музеем музыки и Русским домом в Ташкенте и рассказывали о жизни двух талантливых личностей, о сходстве и различии их судеб и творческих путей.
В Государственном академическом Большом театре им. А. Навои в Ташкенте с большим успехом прошёл концерт, посвящённый двум гениям Серебряного века, в котором прозвучали произведения из их репертуара. С тех пор интерес к творчеству Сергея Рахманинова и Фёдора Шаляпина в общественности значительно вырос, поэтому Органный зал ГКУз был переполнен до отказа в день гастролей российских артистов.
Они были современниками, ровесниками. Оба родились в 1873 году. Оба достигли наивысших высот в искусстве. Сергей Рахманинов был гениальным композитором, пианистом и дирижёром. Федор Шаляпин - великим артистом, феноменальным певцом. И вместе с тем, сравнивая двух русских гениев, все отмечали абсолютную несхожесть их натур. Одна из современниц писала: «Шаляпин - динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов - сосредоточенное спокойствие, углублённость. Шаляпин бесконечно говорил, жестикулировал, «играл»; Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой». Но, несмотря на такое внешнее и внутреннее различие, в жизни они были очень близкими друзьями. Их связало совместное творчество и, прежде всего, большой талант.
Выступавшие московские артисты смогли создать и показать инсценировку, в которой чтец Ольга Свешникова проследила хронологию событий, связавших двух духовных собратьев музыкой и любовью к вынужденно покинутой родине из-за революционных событий в России. Хроника жизни была обогащена музыкой С. Рахманинова, русскими романсами, оперными партиями и народными песнями из репертуара Фёдора Шаляпина.
В программе прозвучали любимые романсы С. Рахманинова: «На холмах Грузии лежит ночная мгла»; «В моей душе»; «В молчанье ночи тайной»; «Весенние воды» и др. (Дарья Клименко).
Сергей Семёнов на фортепиано виртуозно исполнил фрагменты наиболее известных рахманиновских произведений – Концерт №2 для фортепиано с оркестром; «Цыганское каприччио»; «Весенние воды», «Элегия», арии из оперы «Алеко» «Жизнь за царя» и многие другие сочинения.
Бас Дмитрий Романько свободно входил в романтический образ Алеко из ранней одноимённой оперы «Алеко» С. Рахманинова и знаменитого представителя сил зла в двух произведениях. Сначала он исполнил партию Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст», потом партию ассирийского полководца Олоферна в опере Александра Серова «Юдифь». Работа Шаляпина над ролью Ивана Сусанина в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» — еще один пример того, что знаменитый бас размышлял не только над вокальными партиями, а над всем образом, вплоть до мелочей. Таким его смог воссоздать без грима и театрального костюма Дмитрий Романько. Московский бас из всех партий «Бориса Годунова» М. Мусоргского, которые знал Шаляпин наизусть, преподнёс ташкентским зрителям самую сложную – царя Бориса и партию Ивана Грозного из оперы «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова. Оперные арии дополнили песни из золотой коллекции Шаляпина: «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Не пой, красавица, при мне…» и др.
Чтец Ольга Свешникова подробно рассказала, что знакомство Рахманинова и Шаляпина состоялось во время работы в Московской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович обладал редким качеством находить одарённых людей и помогать им. Именно Мамонтов поверил в большое будущее Фёдора Шаляпина. В 1896 г. он пригласил артиста вступить в труппу своего театра. А годом позже Мамонтов пригласил нового дирижёра - Сергея Рахманинова, находящегося в тот период в творческом кризисе из-за неудачного исполнения его первой симфонии. «Предлагая мне место дирижёра, - вспоминал Рахманинов, - Мамонтов сказал, что пригласил в труппу молодого певца, обладающего беспредельным талантом, с которым, он был уверен, мне будет приятно работать. Такая оценка не оказалась преувеличенной: это был Федор Шаляпин». Впоследствии Рахманинов писал: «Моя дружба с Шаляпиным - это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний всей моей жизни». Их симпатия друг к другу была взаимной. Помимо творческого влияния, между ними складывались дружеские отношения, которые они пронесли через всю жизнь.
Рахманинов и Шаляпин много музицировали вместе, выступали в концертах. «Проходя оперные партии, а потом разучивая романсы для совместного выступления на концертах, чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать. Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно аккомпанируя ему. В течение многих лет москвичи имели возможность наслаждаться неповторимыми, единственными в мире концертами, где два таких артиста выступали вместе и потрясали присутствующих своим неподражаемым исполнением», - писала сестра Рахманинова С.А. Сатина.
Современники восхищались этим удивительным дуэтом: «Когда Фёдор Иванович пел, а у рояля был Сергей Васильевич, неправильно было бы сказать, что Рахманинов аккомпанирует. Они именно пели оба. Что это было за наслаждение! Исполнение их было поразительным и непревзойдённым».
Программа их совместных выступлений была разнообразна. В неё входили и романсы самого Рахманинова. Пять романсов было посвящено Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Опричник». Но больше всего Шаляпин любил исполнять романс «Судьба» на слова А.Н. Апухтина, в котором развита тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена. На оригинале романса «Судьба» Сергей Васильевич написал: «Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С. Рахманинов. 21 февраля 1900 г.» Когда Шаляпин пел романс в сопровождении Рахманинова, слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения.
Именно для Шаляпина Рахманинов писал свои оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Но, к сожалению, на премьере партии главных героев исполнял другой артист. На вопрос, почему пел не Шаляпин, Рахманинов в ответ ретировался. Не стал объяснять всем, что Шаляпин поленился выучить предложенные партии, из-за чего друзья даже поссорились.
Одним из любимых мест Рахманинова была Ивановка, имение в Тамбовской губернии. Окружающая природа приводила Сергея Васильевича в восторг и изумление, вызывала прилив вдохновения. Он проводил в Ивановке каждое лето, напряжённо и плодотворно работая. Шаляпин нередко гостил у своего друга. Совместные чаепития и беседы еще больше сблизили двух выдающихся музыкантов. После приезда Рахманинова, а затем и Шаляпина, в США, их встречи возобновились. Эти встречи были дороги для обоих. Музыканты мучительно переживали разлуку с родиной. Часы, проведённые вместе, согревали и поддерживали двух друзей.
За день до смерти (11 апреля 1938) у постели больного певца состоялся последний разговор между друзьями. Шаляпин высказал мысль, что, если поправится, напишет книгу для артистов, темой которой будет сценическое искусство. Рахманинов в тон певцу сказал, что тоже напишет книгу, как только закончит выступления. Но она будет о Шаляпине. Фёдор Иванович одарил друга улыбкой и погладил руку Сергея Васильевича. На этом, как вспоминал Рахманинов, они расстались. Навсегда!
Горячий патриот, благородный человек, Рахманинов не удивил близких своей щедрой помощью советским воинам в Великую Отечественную войну. В марте 1943 года пришла горестная весть: умер Рахманинов.
Сергей Рахманинов не написал книгу о Шаляпине, но оставил такие проникновенные строки о нём: «Шаляпин никогда не умрёт. Умереть не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем... Для будущих поколений он будет легендой».
Эти слова характеризуют обоих музыкальных гениев. Всю свою жизнь они прославляли русскую музыку, восхищая современников и соотечественников. Их слава перешагнула границы России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра. Они были и остаются музыкантами на все времена, а их искусство - национальным богатством русского народа.
Концерт завершил «Реквием Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну…». Зрители уходили с концерта в каком-то приподнятом настроении. Никто не сомневался в том, что слава двух гениев одной эпохи перешагнула границы России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра и, бесспорно, покорила ташкентских зрителей в очередной раз.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана