Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.02.2025 / 22:21:41
Концерт оставивший след. Филармонический оркестр Текфен под управлением Азиза Шохакимова выступил в Самарканде
На очередной странице музыкального календаря Самарканда 1го февраля прошел блистательно яркий, незабываемый концерт Филармонического оркестра Текфен, под управлением нашего соотечественника Азиза Шохакимова. Основанный в 1992 г как Черноморский камерный оркестр, сейчас он перерос в размеры малого симфонического оркестра и на данный момент объединяет музыкантов из 23 стран мира. С 2017 года оркестр выступает под управлением молодого, но очень талантливого дирижера Азиза Шохакимова, который с 2021 г. является одновременно музыкальным директором Страстбургского филармонического оркестра. Азиз Шохакимов в прошлом выпускник школы им. В.Успенского и Государственной Консерватории Узбекистана, класс преподавателя В.Неймера, сегодня в своем послужном списке имеет премию Зальцбургского фестиваля, имени Густава Малера, сотрудничество с Филармоническим оркестром Радио Франции, Венским симфоническим оркестром, Токийским симфоническим оркестром, и другими всемирно известными коллективами.
Программа концерта состояла из очень известных на первый взгляд произведений. А именно «Турецкое капричио» турецкого композитора Ферюта Тюзюн, Концерта №3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова в I отделении и всемирно известной 5 симфонии Л. Бетховена во II-м. И тем строже была взыскательная публика Самарканда. Как отметил сам Маэстро, который уже не в первый раз выступает в нашем городе, самаркандская публика, это музыкальная аристократия с большим опытом встреч с всемирными музыкантами, а посему каждый раз, когда он выступает со своим оркестром у нас, он понимает, что его оркестр пришли слушать действительно эстеты. И тем волнительно каждое выступление и особое чувство удовлетворения, когда он услышал бурные аплодисменты после первого произведение «Турецкое каприччио» Ферита Тюзюна. Слушатели тепло встретили легко запоминающееся Каприччио, которое переводится как каприс, прихоть, причудливый изыск, написанное в 3х частной форме. Исполнение 3го фортепианного концерта ре минор ор.30 С.В. Рахманинова у публики вызвало особый интерес. Ведь в зале театра музыкальной драмы им. Х. Алимжана (бывший оперный театр) находилось много профессионалов пианистов, выпускников не только самаркандского училища искусств, преподавателей музыкальных школ города, но и непосредственно выпускники Государственной консерватории Узбекистана разных специальностей. Интрига заключалась в том, чтобы послушать редко исполняемый сейчас в Самарканде 3 фортепианный концерт в исполнении известного уже в мире пианиста Дениса Кожухина, его интерпретацию. Суть заключается не просто в постепенно раскручивающегося как пружина противостояния солиста и оркестра, выступающие как равноправные партнёры, достойные друг друга, а в том как из технически простой лирически одухотворенной главной мелодии, постепенно чередующая с несколько тревожной побочной темой, вырастает титаническая мощь фортепианной партии достигающей апофеоза в грандиозной невероятно технически сложной каденции. Когда оркестр, практически незаметно для слушателей, замолкает на несколько минут и все внимание захватывает солирующий рояль в исполнении Дениса Кожухина. Словно бриллианты рассыпаются пассажи каденции. Это было потрясающе. Зал замер в ожидании. Не менее интересной была вторая часть концерта Intermezzo.Adajio ре минор- ре бемоль мажор) как потрясающий образец рахманиновской лирики, где органично соединились щемящая нежность и запредельное виртуозное исполнение. И тем Величаво и торжественно прозвучал Финал концерта Finale. Alla breve (ре минор- ре мажор), оставляя у слушателей поистине сокрушительное впечатление.
Музыку С.В. Рахманинова исполнять трудно не просто потому, что она технически сложна, но она сложная в эмоционально образном строе вообще. А потому требует от исполнителя серьезной подготовки. Денис Кожухин родом из Нижнего Новгорода получил изначально музыкальное образование у себя на родине. А потом продолжил стажировку в Высшей школе музыки в Испании в классе профессора Дмитрия Башкирова и его ассистента Клаудио Мартинеса Менера. Диплом об окончании ему вручала лично королева Испании София, как лучшему исполнителю выпуска. После Мадрида Денис Кожухин совершенствовался в Фортепианной академии на озере Комо, где занятия вели Фу Цонг, Станислав Юденич, Борис Берман и другие известные музыканты. Он лауреат многих престижных конкурсов и фестивалей в Швецарии, Англии, Чехии, России, Португалии Сегодня пианист гастролирует по всему миру. Исполнение 3го концерта Денисом Кожухиным вызвало бурю восторга. Казалось бы чем еще могут поразить слушателей музыканты в этот вечер?! Второе отделение люди ждали с нетерпением. Многие даже не вышли на антракт. Все ждали изюминку концерта -5 симфонию Л. Бетховена. Очень яркая темпераментная сторона дирижирования Азиза Шохакимова покорила всех слушателей в зале. Как потрясающе синхронно звучат все инструменты оркестра?! Скрипки и все группы оркестра исполняют каждую фразу, каждый ауфтакт настолько идеально вместе, что создается ощущение, что это играет 1 человек. Все переходы от одной части произведений к другой настолько органичны, что кажется по мановению дирижерской палочки Азиза Шохакимова музыканты всего оркестра даже дышат вместе. Любое движение палочки дирижера, любой его жест или поворот головы сопровождается идеальным исполнением всех штрихов и оттенков. Сила экспрессии дирижера передается всему коллективу. Градус эмоций зашкаливал. Очень высокий уровень профессионализма исполнителей оркестра обусловлен в первую очередь высоким уровнем требовательности дирижера Азиза Шохакимова, который имеет за плечами не только годы обучения в Узбекистане, но и усовершенствования в Германии. Стиль его работы включает динамичность и лирическую теплоту, а слаженность музыкантов из разных стран просто поразительна. Они улавливают эмоции и посыл дирижера с легкостью воссоздавая те или иные чувства через звучание своих инструментов.
На бис прозвучал знаменитый «Венгерский танец» № 5 фа диез минор Й.Брамса. Благодарность самаркандских слушателей выразилась в бурных аплодисментах, большом количестве цветов, а так же истинная ценитель симфонического наследия, женщина с утонченным благородным лицом подарила на память Азизу Шохакимову пано в рамке, где изображена вышитая своими руками золотая лира. По всей видимости у этой женщины не только благородная внешность, но и золотые руки и сердце. Хочется особенно поблагодарить организатора концерта-Фонд развития культуры и искусства Узбекистана, который является частью программы, ориентированной на приобщению жителей нашей страны к мировому музыкальному наследию, а так же на поддержку творческих исполнителей Узбекистана.
Эльвира Емельянова , музыковед. Самарканд
|
|