Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
23.07.2025 / 12:14:44
Эстетика звука: концерт Хабибы Гаибовой, как воплощение музыкального мастерства![]()
В Органном зале Государственной консерватории блистательно завершился фортепианный концерт Хабибы Гаибовой, лауреата престижных республиканских и международных конкурсов. Концерт стал кульминацией её обучения в магистратуре, ознаменовав собой важную веху в творческом пути исполнительницы. Хабиба Гаибова, являющаяся участницей первого международного студенческого обмена между Государственной консерваторией Узбекистана и Уханьской консерваторией музыки (КНР), продемонстрировала публике великолепную программу, наполненную глубокими музыкальными образами и филигранной техникой. Концерт стал ярким свидетельством её кропотливого труда и отточенного мастерства. С ранних лет Хабиба Гаибова проявляла неординарный музыкальный дар, отличаясь ярким темпераментом и редким сценическим обаянием. Получив образование в школе имени Успенского, она рано вышла на профессиональную сцену, покоряя слушателей удивительным сочетанием интеллектуальной глубины интерпретаций и искренней эмоциональности. Обучение в магистратуре и участие в международном обмене с Уханьской консерваторией (Китай) существенно обогатили её профессиональный опыт и позволили достойно представить узбекскую фортепианную школу на международной арене. Особую роль в формировании Хабибы Гаибовой, как зрелого музыканта, сыграла работа с профессором кафедры специального фортепиано – Офелией Юнусовной Юсуповой, заслуженным деятелем искусств Узбекистана, чья педагогическая школа славится своими выдающимися выпускниками. Благодаря уникальной методике профессора Юсуповой, направленной на развитие глубокого музыкального мышления, художественной осознанности исполнения и тончайшей нюансировки звука, пианистка смогла в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, научившись постигать внутренний драматизм и архитектуру музыкальных произведений. Грамотная работа педагога и трудолюбие Хабибы Гаибовой сформировали её собственную, неповторимую интерпретацию. Концертная программа Хабибы Гаибовой представляет собой самое настоящее путешествие по музыкальным эпохам и стилям, демонстрирующее разносторонний талант исполнительницы. Откроет вечер монументальная фантазия и фуга ля-минор BWV 944 Иоганна Себастьяна Баха, воплощающая строгость и величие барочной формы. Продолжит программу Девятая соната Сергея Сергеевича Прокофьева, отличающаяся лирической глубиной и философской созерцательностью, которая сменится утонченным импрессионизмом Клода Дебюсси в "Острове радости", где экзотические мотивы переплетаются с виртуозной фортепианной техникой. Далее, программа обратится к богатой культуре Узбекистана, представив сочинение Дилором Амануллаевой "У развалин Бибиханум", передающее величие и духовность архитектуры Самарканда. И завершает программу Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор op. 1 Сергея Рахманинова в редакции для двух фортепиано, где партия оркестра, исполняемая доцентом кафедры специального фортепиано – Олегом Ивановым, акцентирует структурные особенности и драматургический потенциал произведения, предлагая слушателю альтернативную перспективу восприятия фортепианного концерта. В фантазии и фуге Баха Хабиба Гаибова продемонстрировала глубокое проникновение в баховский стиль, тонко передав строгость композиции и ее внутреннюю мудрость. Начавшись с выверенного темпа и акцентирования каждой ноты, фантазия отличалась безупречной артикуляцией, где легато и стаккато создавали гармоничные контрасты. Виртуозные пассажи, исполненные с уверенностью и точностью, гармонично сочетались с широким динамическим диапазоном. В последовавшей фуге акцент сместился на чёткость полифонической ткани, где тема ясно прослеживалась в каждом голосе, формируя сложную, но структурированную музыкальную архитектуру. Развитие темы и контрапункта, исполненные с исключительным мастерством, подвели к кульминации, в которой мощь звучания не нарушала рамок сложной полифонии. Контрастируя с барочной строгостью, Девятая соната Прокофьева в исполнении Гаибовой раскрылась лирической камерностью и философской созерцательностью. Allegro tranquillo первой части, выдержанное в умеренном темпе, акцентировало контрапунктические линии и гармоническую ясность, избегая аффектации и демонстрируя чистую нюансировку, что естественно перетекало в Allegro sognando второй части. Эта часть, грациозная и ритмически точная, создавала ощущение мечтательности, благодаря филигранной фразировке и тонким тембровым модуляциям. Далее, Allegro ma non troppo третьей части подчеркнуло контраст танцевальных элементов и лирических интерлюдий, демонстрируя виртуозность, но сохраняя легкость и характерный юмор Прокофьева. Завершил сонат у Andante tranquillo, прозвучавший с глубиной и искренностью, создавая атмосферу грусти и умиротворения, подведя итог в тональности глубокого лирического высказывания произведения. Но если Прокофьев лишь намекал на чувственность, то в следующем произведении Клода Дебюсси "Остров радости", она расцвела пышным бутоном, став главным героем повествования. В исполнении Хабибы Гаибовой это произведение предстало как калейдоскоп звуковых образов, где импрессионистическая звукопись морского пейзажа сочеталась с виртуозным пианизмом. Исполнительница тонко передала атмосферу гедонистической неги, свойственную этому программному произведению. Гаибова отчетливо провела слушателя по волнообразной структуре пьесы, от пасторальных эпизодов, полных неги, к кульминационным взрывам joyeuse (радости). Исполнительница мастерски владела гармонической палитрой Дебюсси, акцентируя диссонансы и альтерации, придающие музыке неповторимый колорит. В плотной фактуре пьесы Гаибова умело выявляла отдельные голоса, создавая эффект полифонической звуковой ткани, где каждый элемент вносил свой вклад в создание общей картины. Хроматизмы в басу придавали музыке ощущение томления и чувственности. Гаибова продемонстрировала гибкость ритмического мышления, переходя от плавных lento к стремительным presto, подчёркивая танцевальный характер пьесы. Динамические контрасты, от пианиссимо до fortissimo, использовались для создания эффекта пространственности и глубины звуковой перспективы. Акценты и форшлаги расставлялись с тонким вкусом, добавляя музыке живости и остроты. В интерпретации Хабибы Гаибовой "Остров радости" предстал не только как виртуозная пьеса, но и как глубокое философское размышление о красоте природы и её пейзажей. Арпеджио и глиссандо, словно брызги шампанского, искрились в верхнем регистре, создавая эффект мерцания солнечных бликов на морской глади. Мелизмы и группетто в мелодических линиях напоминали голоса сирен, завлекающих в мир чувственных наслаждений. После французских импрессионистических пейзажей, концерт плавно перешёл в атмосферу загадочного Востока, где под сводами старинной архитектуры ожила музыка Дилором Амануллаевой "У развалин Бибиханум". Проникнутая духом Самарканда, эта пьеса стала не только данью уважения к истории и архитектуре Узбекистана, но и данью памяти прекрасному композитору Дилором Амануллаевой. В исполнении Гаибовой, погружаясь в атмосферу древнего мавзолея, слушатели ощутили его величие и духовность. Мелодические линии, пронизанные восточным колоритом, сплетались в сложные узоры, словно повторяя орнаменты, украшающие стены. Исполнительница передала ощущение времени, запечатленного в камне, и тайн, скрытых за стенами древней постройки. Мягкость и плавность мелодических фраз контрастировала с акцентированными ритмическими рисунками, создавая гармонию между величием прошлого и дыханием настоящего. Каждый элемент стал не просто триумфом мастерства, но и трогательным посвящением, пробуждающим в сердцах слушателей не только восхищение красотой, но и глубокую скорбь об утрате незаменимого творца и вдохновителя в лице Дилором Амануллаевой. Кульминацией вечера, венчающим аккордом таланта Хабибы Гаибовой, стал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор op. 1 Сергея Рахманинова, представленный в необычной редакции для двух фортепиано, что предоставило уникальную возможность оценить всю мощь и выразительность произведения. В этой масштабной композиции, требующей не только виртуозной техники, но и глубокого понимания романтического духа Рахманинова, сотрудничество с доцентом кафедры специальное фортепиано – Олегом Ивановым, виртуозно воплотившим оркестровую партию, стало ключом к раскрытию всех граней этого шедевра. Хабиба Гаибова, демонстрируя выдающееся владение инструментом, с первых же тактов погрузила слушателей в мир рахманиновской страсти и драматизма. Её сольные пассажи, полные огня и экспрессии, отличались филигранной техникой и тонким ощущением фразировки, где сложные каденции и пассажи исполнялись с ювелирной точностью, не теряя при этом эмоциональной выразительности. Олег Иванов, взяв на себя сложнейшую задачу воссоздания оркестровой фактуры, продемонстрировал выдающееся мастерство. Он не просто аккомпанировал, а создал полноценный симфонический фон, в котором каждый инструмент (в данном случае, фортепиано) звучал со своим неповторимым тембром и темой. В его игре оркестровка Рахманинова обрела особый объём и выразительность, передавая богатство гармоний и сложность полифонической ткани. Олег Иванов умело передавал колористические особенности оркестровых партий, подчеркивая драматизм вступления и лиризм побочных партий. Два пианиста, вступая в диалог, создали атмосферу подлинного музыкального взаимодействия, превратив исполнение в захватывающее сотворчество. Они не только технически безупречно воплощали замысел композитора, но и продемонстрировали тонкое взаимопонимание, сплетая воедино мелодические линии и гармонические краски. Юношеский максимализм Первого концерта, представал здесь во всей своей красе, соединенный с осознанностью зрелого творчества, воплощенного в полной мере мастерством двух выдающихся музыкантов. Именно этот концерт, словно яркая вершина, подвёл итог великолепному вечеру. Очевидно, никто из слушателей не остался равнодушным, и выступление Хабибы Гаибовой стало ярким свидетельством её таланта, трудолюбия и безграничной любви к музыке, а также её преданности своему искусству, воплощённой в каждом сыгранном произведении. Пусть же этот концерт станет лишь началом блистательного творческого пути, освещённого восторгом публики и новыми музыкальными открытиями!
Мафтуна Багирова, студентка Государственной консерватории Узбекистана
.
| ![]() |
![]()
|