Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
20.07.2025 / 15:00:53
Есть художники, чьи работы вызывают уважение. А есть те, в чье творчество влюбляешься безоглядно, раз и навсегда. Для меня таким мастером стала Людвига Нестерович![]()
Ее имя для меня - синоним чуда, синоним волшебства, которое рождается из самого сердца земли - из камня. Мне всегда кажется, что эта удивительная способность видеть душу в неживом родилась еще там, в ее детстве, в тихом узбекском городке Ассаке. В мире, где жизнь текла неспешно и безмятежно, где каждый камушек на дороге, согретый солнцем, хранил свою историю. И вот эта магия видения расцвела в ее скульптурах. Кажется, что может быть безжизненнее и холоднее камня? Но в руках Людвиги он оживает. Она не просто берет камень и придает ему форму. Мне кажется, что Людвига ведет с камнем безмолвный диалог, спрашивая, кем он хочет стать. Она берет кусок оникса, яшмы или лазурита и не ломает его природу, а лишь помогает ей проявиться. Она видит в прожилках камня будущий изгиб стебля, в его глубоком цвете - характер животного. Это не ремесло, это - сотворчество с самой природой. Именно поэтому ее скульптуры так хочется потрогать. Это не монументальные гиганты, созданные для площадей, а живые создания, которые помещаются в ладонях. Когда видишь ее работу, чувствуешь и прохладу отполированного мрамора, и бархатистость яшмы, и теплоту оникса. Возникает невероятное ощущение личного диалога, будто эта маленькая скульптура была создана именно для тебя. Ты ощущаешь не только ее форму, но и ее вес, ее температуру, ее молчаливую историю. В ее творчестве есть все: тонкий юмор в анималистических фигурках, философская глубина в абстракциях, нежность в растительных мотивах. Она постоянно ищет, экспериментирует, но никогда не изменяет главному - своей любви к материалу. Ее новые работы, посвященные горным рекам, - это настоящая поэзия в камне. Только вслушайтесь: "Коксу" - и перед глазами встают бирюзовые переливы амазонита в молочной пене мрамора, как холодный, стремительный поток. "Бельдерсай" - это глубокая, звенящая синева лазурита в обрамлении скал, тишина и величие горной воды. "Карасу" - таинственный, почти черный обсидиан, хранящий мощь и тайну подземных вод, пробивающихся на поверхность.
Людвига Нестерович - не просто скульптор. Она - проводник, который помогает нам увидеть и почувствовать душу камня. Она учит нас тому, что красота скрыта повсюду, нужно лишь прислушаться и присмотреться. И за эту удивительную способность видеть и делиться прекрасным я и люблю ее творчество так сильно и так лично.
РАХИЛЯ РАХМАНГУЛОВА, обозреватель сайта Кульура Узбекистана
фото автора
| ![]() |
![]()
|