Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
16.07.2025 / 13:55:42
Комментарии с выставок![]()
В самый последний день я успела попасть на выставку "Фотографии без дублей" Дины Ходжаевой-Пенсон в Центральном Выставочном Зале Академии Художеств Узбекистана
Признаюсь честно, изначально меня привело сюда имя ее отца - великого Макса Пенсона. Мне было ужасно интересно посмотреть на работы его дочери, первой женщины-фоторепортера Узбекистана. И то, что я увидела, превзошло все мои ожидания. Это не просто фотографии. Это целая галерея живых, настоящих человеческих историй. Дина Ходжаева-Пенсон была не просто репортером, который фиксирует события для газет. Она была "репортажником" - человеком, который ловит саму суть момента, мимолетное выражение лица, случайный жест, теплую улыбку. Её герои - не плакатные символы эпохи, а обычные люди: дети на съемочной площадке, актеры в перерывах, старики с мудрыми глазами. В её работах, конечно, чувствуется школа и взгляд отца - то же уважение и любовь к человеку в кадре. Но это абсолютно самостоятельный, очень личный и женский взгляд. Он мягче, интимнее. Название выставки - "Фотографии без дублей" - говорит само за себя. В этих снимках нет фальши, нет второй попытки. Есть только один честный, пойманный миг. Я ушла с выставки с ощущением невероятной теплоты. Дина сумела оставить после себя самое ценное - память не о событиях, а о людях, которые в них жили. Я так счастлива, что успела это увидеть и почувствовать. Это было настоящее открытие.
Когда я впервые увидела старые кадры, на которых плескалось полноводное Аральское море, моё сердце сжалось, было больно. Рыбаки тянули сети, полные рыбы. Счастливые лица людей, благословенная земля, у которой было своё море А потом ты видишь другие снимки. И на них - то, что стало с Аралом сейчас. Пустыня там, где была вода. Ржавые остовы кораблей, застывшие в песках, как скелеты доисторических чудовищ. Это не просто пейзажи, это шрамы на лице нашей земли. Всю эту историю - от жизни до трагедии - рассказывает фотовыставка "Муйнак: вчера, сегодня, завтра", которая сейчас проходит в Ташкентском Доме Фотографии. Эти снимки показывают не просто экологическую катастрофу. Они показывают историю утраченной жизни. И ты стоишь посреди зала, смотришь на эти фотографии и задаешь себе вопрос: "Боже, за что ты нас наказал? За что лишил моря?" И сама же находишь ответ. Страшный и простой. Виноваты не стихии. Виноваты мы, люди. Наша вечная гонка за "белым золотом", хлопком, который для Арала стал настоящим проклятием. Конечно, всё намного сложнее, но глядя на эти кадры, думаешь именно об этом. Я очень хочу, чтобы вы тоже это увидели. Это не просто выставка. Это прививка для памяти. Это важный и очень честный разговор о том, что мы потеряли и за что мы в ответе. Сходите в Ташкентский Дом Фотографии. Посмотрите в глаза людям с тех, старых снимков. Почувствуйте оглушающую тишину пустыни на новых. Это нужно увидеть своими глазами, чтобы помнить. Конечно идёт борьба за эти земли, чтобы уменьшить последствия экологической беды. И это тоже отображено на фотографиях. Но море уже не вернуть. И коротко об величайшей экологической трагедии: Аральское море, некогда одно из крупнейших озер планеты, стало жертвой амбициозного проекта по орошению полей. Воду из питавших его рек, Амударьи и Сырдарьи, почти полностью забрали для выращивания хлопка. В результате море стремительно высохло, распалось на несколько частей, а на его бывшем дне образовалась новая соленая пустыня - Аралкум. Это вызвало экологическую катастрофу: ядовитые соляные бури, испорченный климат, гибель рыболовства и резкий рост болезней среди местного населения, которое было вынуждено покидать свои дома Иногда самые интересные события - те, которых совсем не ждешь. Вчера я была в ЦВЗ и попала в самый эпицентр рождения истории! Там проходил конкурс проектов монумента для нового парка в Андижане, который будет носить имя нашего великого земляка Бобура.
Представьте себе зал, полный макетов. Десятки идей, десятки видений будущего памятника. Что особенно тронуло - все работы были представлены анонимно, под номерами. Это так правильно и честно! Сразу чувствуется, что комиссия будет оценивать только талант и идею, а не громкое имя автора. Мне удалось немного поговорить с одним из организаторов, молодым и увлеченным художником Иззатом. Он рассказал, что замысел грандиозный: в центре парка будет стоять не просто статуя, а целая скульптурная группа — сам Бобур и бюсты его знаменитых потомков. А самым большим личным подарком для меня стала встреча с моим любимым скульптором - Людвигой Нестерович. Я была так рада увидеть её в составе жюри! Я давно восхищаюсь её невероятными работами из камня, тем, как она чувствует материал. Её присутствие в комиссии для меня - знак высочайшего качества и вкуса. Ушла я из ЦВЗ с ощущением, будто прикоснулась к чему-то очень важному. Теперь с нетерпением буду ждать, какой же из проектов выберут. Но уже сейчас я уверена: новый парк Андижана получит достойный и прекрасный символ. РАХИЛЯ РАХМАНГУЛОВА, обозреватель сайта Культура Узбекистана фото автора
| ![]() |
![]()
|