Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.11.2014 / 02:14:57

ВЕЛИКАЯ МУЗЫКА, ПРЕКРАСНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, ГОРЯЧИЙ ПРИЁМ…


                              («Лючия ди Ламмермур» с Муяссар Раззаковой в заглавной роли –

                                              новый успех нашего Большого театра)

    …В этот ноябрьский вечер в стенах Дворца искусств «Туркистон» произошла новая прекрасная встреча многочисленных зрителей с большим и настоящим искусством. Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои представил публике один из самых своих ярких спектаклей – «Лючию ди Ламмермур» выдающегося итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Эта замечательная опера с прекрасными запоминающимися мелодиями великих арий и ансамблей уже около двух столетий несет людям истину человеческих страстей, правду чувств – и уже потому считается подлинно опережающей время, в которое она была создана. Она необычайно трудна для исполнения и требует от постановщиков и состава всех участников спектакля высшего мастерства. И, наверное, поэтому не так уж часто идет на мировых оперных сценах, даря зрителям прекрасные мгновения сопричастности с творчеством выдающихся певцов-актеров разных стран.

    Разумеется, в любой стране и в любом театре мира постановка этого спектакля возможна только в случае, если этот театр располагает подлинно выдающейся певицей – исполнительницей заглавной партии Лючии. Множество прекрасных исполнительских имен мира вершили сценическую историю этой оперы, её активная жизнь продолжается в разных странах и сегодня. И тем более отрадно, что в лице нашего прекрасного мастера оперы – народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззаковой оперная сцена Узбекистана имеет замечательную исполнительницу заглавной роли шедевра Гаэтано Доницетти. Примечательно, что постановка этого спектакля осуществилась около двух десятилетий тому назад именно с учетом таланта, голоса и мастерства Муяссар Раззаковой, осуществлялась, как говорят в театрах – «на конкретную яркую исполнительницу». Постановку осуществил один из ведущих мастеров отечественной оперной режиссуры – заслуженный работник культуры Андрей Слоним. Стоит отметить и важный факт, что ( как постоянно отмечает сама певица!) Андрей Евсеевич с первых лет творческого формирования Муяссар Раззаковой до нынешнего этапа расцвета её дарования и мастерства – является её неизменным творческим наставником. И по сей день певица с предельным вниманием и пониманием относится к каждому его пожеланию и ярко воплощает их через все грани своей индивидуальности и вокально-сценического таланта. И роль Лючии остается в круге её образов одним из самых любимых – и весьма достойно исполняемых.

    Сложность музыкальной драматургии театра «бельканто» заключена в том, что все чувства и переживания героев необходимо раскрыть как в блестящей вокально-исполнительской технике, но и в проживании драматических перипетий роли. Спектакль «Лючия ди Ламмермур» Андрея Слонима вообще воспринимается как аналогия трагедии Ромео и Джульетты, где роковая родовая вражда и предрассудки безжалостно ломают судьбы героев – эта постановка сурова и динамична некими и внутренними, и внешними энергетическими излучениями, она строга и аскетична. Постановочное решение  однозначно предостерегает от пагубности обвальной жестокости, кровопролитий, призывая к миру и единению.  Несмотря на то, что спектакль живет на сцене уже достаточное количество лет – он неизменно жив правдой чувств и искренностью жизни его героев. Множество ярких гастролеров выступило в этом спектакле во время оперных фестивалей или гастрольных проектов, немало солистов театра достаточно успешно воплотили образы его героев.

 

     Но образ Лючии в исполнении Муяссар Раззаковой остается для театра и зрителя Узбекистана истинно знаковым. Вот и в этот вечер блестящее мастерство певицы помогло ей вынести все непростые грани образа своей героини во всех её трагических противоречиях. То ранимо-беззащитная, то – проявляющая волю в сопротивлении давлению брата, склоняющего ее к браку с нелюбимым знатным лордом Артуром, то озарено-счастливая, то  находящаяся под гнетом безумия (в потемнении рассудка Лючия даже… убивает своего знатного жениха в ночь после свадьбы с нелюбимым!) – героиня Раззаковой активно живет на сцене практически каждое мгновение спектакля. Техника исполнения ею всех арий – и в особенности знаменитой двенадцатиминутной «сцены безумия» - совершенна и впечатляюща. Между тем, певица, соединяя с этой техникой убеждающее мастерство актрисы, наделяет свою героиню напряженной и сложной внутренней жизнью. Следить за певицей во время ее действия захватывающе интересно и непредсказуемо.  Все эти свойства вызывают не просто сопереживание, а эмоциональную ответную энергию притихшего зала, горячим приемом встречающего практически каждый номер. Её прекрасная работа в этот вечер заслуживает самой высшей оценки.

     Нельзя не сказать и об исполнителях других ролей в этом ярком спектакле. Вообще, как и в самой опере Г. Доницетти, так и в постановочном решении спектакля ГАБТ имени А. Навои – в «Лючии ди Ламмермур» все образы предстают существенными и главными. В первую очередь это относится к весьма яркому, впечатляющему воплощению образа надменного и жестокого брата Лючии, сэра Генри – заслуженным артистом Узбекистана Шукуром Гафуровым. Как и М. Раззакова, Гафуров исполняет эту роль практически с первой премьеры, воплощает этот образ чаще других баритонов театра – и неизменно радует и прекрасным звучанием голоса, и тонкостью отделки роли.

    В роли тайного возлюбленного Лючии, Эдгара выступил Заслуженный артист Узбекистана Мансур Хуррамов. Его горячий полетный голос и нервность, свойственные этому герою – запомнились зрителю. После спектакля стало известно, что певец вынужденно пел в больном состоянии – однако на восприятии его исполнения это, к счастью, никак не сказалось.

   Еще одной истинной удачей спектакля стал образ благородного старого рыцаря Раймонда в исполнении Кирилла Борчанинова. Его благородный насыщенный бас, масштабность поведения были по достоинству оценены публикой. А скорбный монолог – оплакивание убитого безумной Лючией своего знатного жениха Артура – вызвал особенно горячий отклик зрителя.

   Запомнился и Александр Полонский в роли знатного и надменного жениха Лючии – лорда Артура. Его высокомерие, язвительность по отношению к дерзкому сопернику, агрессивность – убедительно раскрылись в этот вечер.

   В относительно небольшой по объему, но важной роли Алисы - подруги Лючии - заметно раскрылось и дарование Заслуженной артистки Ольги Александровой – неизменно яркой и своеобразной на сцене.

   Даже совсем маленькая роль придворного интригана Нормана, который и попытался донести Сэру Генри о роковой страсти Лючии к врагу рода – была достойно сыграна Евгением Барониным.

   Еще одним подлинным героем спектакля стал хор театра (руководители – главный хормейстер, народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова).

Он порадовал и слитным, слаженным звучанием, и активностью действия, независимо от того, кого они представляли – войско  Сэра Генри, гостей бала или скорбных монахов в финале.

    Сам Сулейман Шадманов предстал в этот вечер и дирижером спектакля. Много лет дирижируя «Лючией», он неизменно привносит в оркестровое, хоровое и сольное звучание этого спектакля энергетику, нерв и динамику.

    Да и сам прием спектакля переполненным залом, напоминал скорее горячую «премьерную» реакцию зрителя, чем восприятие спектакля, живущего на сцене уже достаточно долго. Это единение артистов с залом придавало спектаклю новую энергию, новые штрихи и краски, новую молодость.

   …Вот так в ноябрьский вечер наш Большой театр подарил зрителю очередное чудо. Чудо встречи с замечательной оперой Гаэтано Доницетти, чудо восприятия мастерства наших замечательных солистов и постановщиков, стремящихся возвысить достижения оперного театра Узбекистана до международного уровня. И результат этих стремлений вызывает гордость и надежды на новые, высшие  цветения этих достижений искусства нашей страны.

Б.Рахимов

Фото: М.Левкович

   

 





Другие материалы рубрики

07.11.2014 / 21:38:05

Ташкент соберет обладателей "бельканто"

Как мы уже сообщали, в столице состоялась пресс-конференция по поводу предстоящего XIV Международного конкурса исполнителей итальянской оперы Competizione dell"Opera — одного из крупнейших оперных конкурсов, который впервые пройдет с 23 по 29 ноября в Ташкенте. Далее...

07.11.2014 / 20:49:01

Итоги Первого Международного… или об истоках единения

Успешность человека в современном мире очень часто обуславливается его разносторонностью. Еще с древних времен обучение музыке считалось неотъемлемой частью процесса воспитания и становления личности. Музыка, игра на музыкальных инструментах и сегодня занимают большое место в жизни нашего народа. Далее...

07.11.2014 / 18:12:28

В Ташкенте состоится международный конкурс исполнителей итальянской оперы

В столичном Дворце "Туркистон" состоялась пресс-конференция, посвященная XIV международному конкурсу исполнителей итальянской оперы "Competizione dell'Opera". Далее...

07.11.2014 / 17:20:14

Единственный концерт Максима Галкина на сцене столичного Дворца "Истиклол" 5 ноября 2014 года

Мальчишество, дерзость, смех, "невыносимая легкость бытия". Далее...

06.11.2014 / 16:21:24

"Встречи с музыкой"

Как известно, обучение композиторской специальности базируется на трех "китах" - это: мировая классическая и современная музыка, национальная музыкальная традиция (фольклор и устно-профессиональная музыка) и композиторское творчество национальных композиторов – в нашем случае – музыка композиторов Узбекистана. Далее...





17.02.2020 / 22:13:15
Красные цветы добра. Как балет Рейнгольда Глиэра стал окном в китайскую культуру для узбекистанцев
 
16.02.2020 / 22:03:19
Новая сценическая версия оперы Г. Доницетти "Лючия ди Ламмермур" на сцене ГАБТ им. А. Навои
 


14.02.2020 / 12:25:59
Ташкент-Сити – чудо Ташкента 21 века. Именно об этом говорят герои нового выпуска телепрограммы "Узбекский характер"
 
13.02.2020 / 11:24:46
Школа кино FOCUS провела отчетный показ работ за 2019 год
 


10.01.2020 / 23:08:34
В минувшем году в Узбекистане побывало рекордное количество туристов – 6 миллионов 748 тысяч 500 человек. В 2018 году этот показатель составил 5 миллионов 346 тысяч 200 туристов
 
05.01.2020 / 18:17:24
Туристический потенциал Ташкентской области будет развиваться на основе концепции "Золотое кольцо"
 


17.02.2020 / 17:47:28
Любопытные факты о воде в Израиле
 
10.02.2020 / 18:54:12
На вес золота. Древние китайские монеты из Узбекистана дополняют картину развития Великого шелкового пути
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте