Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
16.11.2014 / 02:14:57
ВЕЛИКАЯ МУЗЫКА, ПРЕКРАСНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, ГОРЯЧИЙ ПРИЁМ…![]() («Лючия ди Ламмермур» с Муяссар Раззаковой в заглавной роли – новый успех нашего Большого театра) …В этот ноябрьский вечер в стенах Дворца искусств «Туркистон» произошла новая прекрасная встреча многочисленных зрителей с большим и настоящим искусством. Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои представил публике один из самых своих ярких спектаклей – «Лючию ди Ламмермур» выдающегося итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Эта замечательная опера с прекрасными запоминающимися мелодиями великих арий и ансамблей уже около двух столетий несет людям истину человеческих страстей, правду чувств – и уже потому считается подлинно опережающей время, в которое она была создана. Она необычайно трудна для исполнения и требует от постановщиков и состава всех участников спектакля высшего мастерства. И, наверное, поэтому не так уж часто идет на мировых оперных сценах, даря зрителям прекрасные мгновения сопричастности с творчеством выдающихся певцов-актеров разных стран. Разумеется, в любой стране и в любом театре мира постановка этого спектакля возможна только в случае, если этот театр располагает подлинно выдающейся певицей – исполнительницей заглавной партии Лючии. Множество прекрасных исполнительских имен мира вершили сценическую историю этой оперы, её активная жизнь продолжается в разных странах и сегодня. И тем более отрадно, что в лице нашего прекрасного мастера оперы – народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззаковой оперная сцена Узбекистана имеет замечательную исполнительницу заглавной роли шедевра Гаэтано Доницетти. Примечательно, что постановка этого спектакля осуществилась около двух десятилетий тому назад именно с учетом таланта, голоса и мастерства Муяссар Раззаковой, осуществлялась, как говорят в театрах – «на конкретную яркую исполнительницу». Постановку осуществил один из ведущих мастеров отечественной оперной режиссуры – заслуженный работник культуры Андрей Слоним. Стоит отметить и важный факт, что ( как постоянно отмечает сама певица!) Андрей Евсеевич с первых лет творческого формирования Муяссар Раззаковой до нынешнего этапа расцвета её дарования и мастерства – является её неизменным творческим наставником. И по сей день певица с предельным вниманием и пониманием относится к каждому его пожеланию и ярко воплощает их через все грани своей индивидуальности и вокально-сценического таланта. И роль Лючии остается в круге её образов одним из самых любимых – и весьма достойно исполняемых. Сложность музыкальной драматургии театра «бельканто» заключена в том, что все чувства и переживания героев необходимо раскрыть как в блестящей вокально-исполнительской технике, но и в проживании драматических перипетий роли. Спектакль «Лючия ди Ламмермур» Андрея Слонима вообще воспринимается как аналогия трагедии Ромео и Джульетты, где роковая родовая вражда и предрассудки безжалостно ломают судьбы героев – эта постановка сурова и динамична некими и внутренними, и внешними энергетическими излучениями, она строга и аскетична. Постановочное решение однозначно предостерегает от пагубности обвальной жестокости, кровопролитий, призывая к миру и единению. Несмотря на то, что спектакль живет на сцене уже достаточное количество лет – он неизменно жив правдой чувств и искренностью жизни его героев. Множество ярких гастролеров выступило в этом спектакле во время оперных фестивалей или гастрольных проектов, немало солистов театра достаточно успешно воплотили образы его героев.
Но образ Лючии в исполнении Муяссар Раззаковой остается для театра и зрителя Узбекистана истинно знаковым. Вот и в этот вечер блестящее мастерство певицы помогло ей вынести все непростые грани образа своей героини во всех её трагических противоречиях. То ранимо-беззащитная, то – проявляющая волю в сопротивлении давлению брата, склоняющего ее к браку с нелюбимым знатным лордом Артуром, то озарено-счастливая, то находящаяся под гнетом безумия (в потемнении рассудка Лючия даже… убивает своего знатного жениха в ночь после свадьбы с нелюбимым!) – героиня Раззаковой активно живет на сцене практически каждое мгновение спектакля. Техника исполнения ею всех арий – и в особенности знаменитой двенадцатиминутной «сцены безумия» - совершенна и впечатляюща. Между тем, певица, соединяя с этой техникой убеждающее мастерство актрисы, наделяет свою героиню напряженной и сложной внутренней жизнью. Следить за певицей во время ее действия захватывающе интересно и непредсказуемо. Все эти свойства вызывают не просто сопереживание, а эмоциональную ответную энергию притихшего зала, горячим приемом встречающего практически каждый номер. Её прекрасная работа в этот вечер заслуживает самой высшей оценки. Нельзя не сказать и об исполнителях других ролей в этом ярком спектакле. Вообще, как и в самой опере Г. Доницетти, так и в постановочном решении спектакля ГАБТ имени А. Навои – в «Лючии ди Ламмермур» все образы предстают существенными и главными. В первую очередь это относится к весьма яркому, впечатляющему воплощению образа надменного и жестокого брата Лючии, сэра Генри – заслуженным артистом Узбекистана Шукуром Гафуровым. Как и М. Раззакова, Гафуров исполняет эту роль практически с первой премьеры, воплощает этот образ чаще других баритонов театра – и неизменно радует и прекрасным звучанием голоса, и тонкостью отделки роли. В роли тайного возлюбленного Лючии, Эдгара выступил Заслуженный артист Узбекистана Мансур Хуррамов. Его горячий полетный голос и нервность, свойственные этому герою – запомнились зрителю. После спектакля стало известно, что певец вынужденно пел в больном состоянии – однако на восприятии его исполнения это, к счастью, никак не сказалось. Еще одной истинной удачей спектакля стал образ благородного старого рыцаря Раймонда в исполнении Кирилла Борчанинова. Его благородный насыщенный бас, масштабность поведения были по достоинству оценены публикой. А скорбный монолог – оплакивание убитого безумной Лючией своего знатного жениха Артура – вызвал особенно горячий отклик зрителя. Запомнился и Александр Полонский в роли знатного и надменного жениха Лючии – лорда Артура. Его высокомерие, язвительность по отношению к дерзкому сопернику, агрессивность – убедительно раскрылись в этот вечер. В относительно небольшой по объему, но важной роли Алисы - подруги Лючии - заметно раскрылось и дарование Заслуженной артистки Ольги Александровой – неизменно яркой и своеобразной на сцене. Даже совсем маленькая роль придворного интригана Нормана, который и попытался донести Сэру Генри о роковой страсти Лючии к врагу рода – была достойно сыграна Евгением Барониным. Еще одним подлинным героем спектакля стал хор театра (руководители – главный хормейстер, народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова). Он порадовал и слитным, слаженным звучанием, и активностью действия, независимо от того, кого они представляли – войско Сэра Генри, гостей бала или скорбных монахов в финале. Сам Сулейман Шадманов предстал в этот вечер и дирижером спектакля. Много лет дирижируя «Лючией», он неизменно привносит в оркестровое, хоровое и сольное звучание этого спектакля энергетику, нерв и динамику. Да и сам прием спектакля переполненным залом, напоминал скорее горячую «премьерную» реакцию зрителя, чем восприятие спектакля, живущего на сцене уже достаточно долго. Это единение артистов с залом придавало спектаклю новую энергию, новые штрихи и краски, новую молодость. …Вот так в ноябрьский вечер наш Большой театр подарил зрителю очередное чудо. Чудо встречи с замечательной оперой Гаэтано Доницетти, чудо восприятия мастерства наших замечательных солистов и постановщиков, стремящихся возвысить достижения оперного театра Узбекистана до международного уровня. И результат этих стремлений вызывает гордость и надежды на новые, высшие цветения этих достижений искусства нашей страны. Б.Рахимов Фото: М.Левкович
| ![]() |
![]()
|