Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
27.11.2016 / 12:05:33

Зодчий классической узбекской симфонии (окончание)


начало Зодчий классической узбекской симфонии

Мирсадик Махмудович много сил и труда вложил в реализацию больших, социально значимых проектов. Он инициативно представлял на суд слушателей сочинения на актуальные темы и сюжеты, апробировал новые способы решения стоящих перед ним творческих задач. Причём всегда делал это с опорой на почвенные ресурсы и не отходя далеко от проверенных временем классических канонов жанра. 

По прошествии стольких лет музыка Таджиева не утратила своего современного, выразительного и оригинального звучания. Ибо в ней ярко национальное и интернациональное составляют единое нерасторжимое целое. Видимо поэтому она ещё при жизни автора стала вполне доступной широкой международной слушательской аудитории. Причём благодаря богатому интеллекту, профессиональному чутью и тонкому художественному вкусу узбекского композитора одновременно отвечает неизменно высоким критериям серьёзного, подлинно демократического искусства. Ярких примеров тому предостаточно.
Так, в 1975 году Мирсадик Таджиев выступил автором музыки большой свето-звуковой панорамы по сценарию О.Узакова «Сердце древнего Самарканда», которая была подготовлена к празднованию 2500-летия города. Кстати, это был первый в стране опыт такого рода художественного оформления архитектурных памятников старины. Именно благодаря самобытным и выразительным, а в данном случае ещё и ярко изобразительным, свойствам таджиевской музыки словно оживают страницы славной истории величественного Самарканда. В красочной панораме слились воедино слово, музыка и лучезарные эффекты. Без малого в течение четырех десятилетий, главным образом в туристический сезон года, демонстрировалась она на центральной городской площади «Регистан». Эффектная свето-звуко-панорама просвещала, восхищала слушателей-зрителей своим великолепием, привлекая к себе внимание нескончаемой армии туристов со всех концов света.
Помнится, не только в ранний, но и в зрелый периоды творчества некоторые новейшие сочинения М.Таджиева вызывали острые дискуссии среди коллег. А значит, - не оставляли людей равнодушными. Признаться, новаторская по своей сути музыка композитора-симфониста со временем воспринималась лучше, становилась более понятной, а значит достигала цели. И это вполне естественно. С более глубоким проникновением в авторский замысел самим дирижёром и исполнительским коллективом, устранением погрешностей в прочтении, обретением опыта восприятия многое становилось на свои места. Не случайно идейные, художественные и технологические совершенства лучших его произведений получили в своё время достойную оценку таких видных музыковедов-исследователей, как Наталья Янов-Яновская, Тамара Вызго, Тухтасин Гафурбеков, Наталья Кадырова, Зарифа Каримова. Симфонии Таджиева вполне обоснованно называют музыкальной летописью эпохи, в которой жил и творил автор. И весомая часть привлекательных, добротных её «сказаний» связана с творческим воплощением идеи т.н. макомного симфонизма.
В своих замечательных макомно-симфонических полотнах Мирсадик Таджиев напрочь избегал иждивенческого подхода в использовании первоисточников. В этом смысле он был скорее творцом-новатором настоящего, нежели аккуратным оформителем ценностей прошлого. Несомненно, прав был композитор, когда, отстаивая право на творческие поиски и эксперименты, сказал «остепенённым» музыковедам прямо: «Мои симфонии сродни вашим научным диссертациям». И в этом суждении он был точен и справедлив. Кстати, в продолжение того оживлённого обмена мнениями среди коллег он услышал в свой адрес реплику знакомого музыковеда: «… но и по каждой Вашей симфонии можно написать не одну диссертацию!».
Как известно, к любимым в народе макомным интонациям, мелодиям и ритмам наши композиторы обращались нередко и задолго до Таджиева. Вместе с тем, опытов системного подхода к симфонизации макома, тем более с опорой на выразительные и формообразующие его средства, ранее не было. Исключением явилась лишь симфония «Наво» (1971) талантливого композитора Мирхалила Махмудова, родного младшего брата Таджиева. В своей юношеской первой симфонии, написанной в качестве дипломной работы, выпускнику Ташкентской консерватории удалось воссоздать фергано-ташкентский (инструментальный) цикл «Сурнай Навоси». Тогда как предложить различные версии разработки макомных закономерностей в жанре симфония, выполнить это полномасштабно, на высшем профессиональном уровне и убедительно удалось именно Мирсадику Таджиеву.
Работая на ответственной должности руководителя Союза композиторов Узбекистана, Мирсадик Махмудович Таджиев много времени и сил отдал для обогащения и оживления музыкальной жизни республики. Он всячески поддерживал творческую молодёжь, оказывая помощь добрым советом, ценными консультациями. По его инициативе не раз организованно проводились музыкальные фестивали, совместные обсуждения вопросов, связанных не только с деятельностью творцов музыки, но и развитием музыкального искусства республики в целом. Опытный организатор живо откликался на открытые обсуждения проблемных вопросов и очередных задач, предлагал пути их решения, выступая с высоких трибун и в периодической печати.
Мирсадик Таджиев от природы обладал редким музыкальным даром и добрым сердцем, аналитическим складом ума и большим трудолюбием. Патриотичность, помноженная на интернационализм, - ещё одна характерная черта его творческого портрета. Невзирая на далёкие от комфорта семейно-бытовые условия и обстоятельства, любимому делу жизни он отдавал себя сполна, без остатка.
Симфонический оркестр был его родной стихией. Будучи композитором-симфонистом, не побоюсь сказать, мирового масштаба, он сумел реализовать сокровенную мечту своей юности. В своей подлинно высокопрофессиональной авторской, и в то же время обладающей яркой национальной самобытностью музыке Мирсадик Таджиев сумел запечатлеть эпоху, волнующие события прошлого и настоящего, судьбы народа, судьбу страны.
Через весь свой творческий путь, - нелёгкий и местами неровный, но всегда насыщенный кипучей созидательной работой, - Мирсадик Таджиев неустанно работал над конкретным осуществлением идеи симфонизации макомов. Тогда как со стороны многим непосвящённым, видимо, казалось, что у него всё и всегда получается по писанному, без особых усилий. Юношеские и зрелые, опытно-экспериментальные и высококлассные, сюжетные и макомно-философские, - симфонии, поэмы, увертюры, панорама, фахрия, сарафроз, рапсодии, музыкальные драмы и др. К сожалению, до сих пор не получила своего сценического воплощения завершённая ещё в 1988 году его единственная опера «Кумуш», по знаменитому роману Абдуллы Кадири «Минувшие дни» на либретто И.Султана.


М.М.Таджиев с честью исполнил благородную миссию художника, возложенную на него временем, обществом, судьбой. Благодаря его симфоническим полотнам целый ряд образцов народной, шедевры традиционной узбекской музыки получили новую, наполненную современными яркими красками жизнь. Сокровищница национальной композиторской музыки Узбекистана как бы расцветилась новыми, невиданными дотоле красками. Мирсадик Таджиев своим творческим подвигом воздвиг себе памятник «нерукотворный». И всё же светлое имя его достойно быть увековеченным.
Он ушёл из жизни в пору расцвета творческих сил. Остались незавершёнными задуманные проекты и начинания. В том числе рождённая в памяти композитора Двадцатая симфония «Сохибкирон». Её автор намерен был посвятить 660-летию великого Амира Тимура. Увы, этой симфонии не суждено было остаться запечатлённым даже на партитурной бумаге…
Произведения Мирсадика Таджиева – слава и гордость национальной композиторской школы Узбекистана. Его музыка может и должна звучать чаще, звучать громче. В ней слышится удивительно гармоничное сочетание народных истоков и авторского начала, от самобытно национального до общечеловеческого. Потому её подлинное призвание видится в самом ценном - сеять в душах людей доброту, наполнять их жизнь светом, прививать чувства любви, дарить людям счастье. Она приносит людям ни с чем не сравнимую радость встреч с совершенствами классической музыки Узбекистана современной эпохи - искусством высоким, оригинальным, подлинно прекрасным.

 

Равшан Юнусов
музыковед, профессор, заслуженный деятель искусств Узбекистана





Другие материалы рубрики

27.11.2016 / 11:34:10

"Успенка" на II Международном конкурсе "Она юрт оханглари"

Конкурс "Она юрт оханглари" впервые был проведен в Ташкенте в 2014 году. Тогда в борьбе за победу участвовало около 100 юных музыкантов из разных стран - России, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Азербайджана, Южной Кореи и др. В этом году число участников заметно возросло – их количество составило более 400 человек Далее...

25.11.2016 / 11:53:58

Зодчий классической узбекской симфонии

Двадцать лет тому назад перестало биться сердце выдающегося узбекского композитора-симфониста, видного педагога и общественного деятеля, лауреата премий молодёжных организаций, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Мирсадика Махмудовича Таджиева. Далее...

24.11.2016 / 19:53:39

Международный фестиваль искусств "Золотая осень" подарил праздник оперы и дружбы

На календаре последний месяц осени, а за окном уже настоящая зима, со снегом и морозами. Однако, словно вопреки ранним морозам, в Ташкенте проходит Международный фестиваль искусств "Золотая осень"... 22 ноября состоялся концерт, посвящённый оперному искусству... Нормумин подарил Зое элегантный (под стать артистке) узбекский халат и тюбетейку. Халат пришёлся как нельзя кстати, в зале было прохладно, и, накинув его, Зоя Рожок уже так и продолжила концерт... Далее...

22.11.2016 / 11:08:43

Джаз вернулся в Ташкентский дом фотографии

Любители джаза с нетерпением ждали третьего воскресенья текущего месяца, чтобы вновь насладиться встречей с музыкантами Ташкентского джаз-клуба им. Сергея Гилёва и его гостями. Далее...

20.11.2016 / 19:32:40

В Ташкенте завершился II Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "ОНА ЮРТ ОХАНГЛАРИ"

Вот и подошёл к концу II Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "Она юрт оханглари"... На календаре 19 ноября - последний день конкурса, в большом зале Государственной консерватории Узбекистана аншлаг. Здесь проходит торжественная церемония закрытия конкурса и награждение лауреатов. В зале участники конкурса, их однокурсники, родные и друзья. На сцене оркестр "Согдиана" виртуозно... Далее...





25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте