Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
11.02.2014 / 14:18:52
ЦВЕТНИК СЕМЬИ АБДУКАЮМОВЫХ. ЧАСТЬ III. АБДУМАЛИК![]() …Продолжать и развивать семейные и родовые традиции – всегда весьма непросто и проблемно. Уж сколько в памяти отложилось примеров, когда при несомненной и самобытной яркости дарований родителей – их дети и внуки располагали гораздо более простой, ординарной организацией души. И ничего негативного в такой «раскладке» не наблюдалось – просто именно так складывались генетические предрасположения. Но в семье Абдукаюмовых, к счастью, волею судеб сложилось по-иному… Внук маэстро Абдугани Абдукаюмова и певицы Ойнисы Кучликовой – Абдумалик – с детства воспринимал и звучащую в доме музыку, и особый склад общений на музыкальные и творческие темы. Ещё в детстве, слушая с родителями многочисленные записи опер и регулярно посещая наш театр, – он отложил в своем сознании звучание многих и многих произведений. Радуя родных, он нередко напевал полюбившиеся ему мотивы арий и сцен. И сложилось так, что могучий пласт оперы отложился, отфильтровался в его сознании не отрывочными фрагментами – а во всей многообразной полноте. Автор этих строк, прошедший этот же путь в далеком детстве – всей глубиной сознания постиг плоды этого труда души и ума. Но когда пришло время выбора профессии – Абдумалик сознательно выбрал на этом первом этапе не музыкальный ВУЗ, а романо-германский факультет нашего университета. Детально изучая немецкий язык и филологию, он сознательно добился такого состояния, при котором изъяснение устно и письменное выражение мыслей на немецком языке – стали для него органичными и неотрывными от самого процесса мышления. Интересуясь оперой и вокалом, он вникал и в природу других языков – итальянского, французского, английского. Насколько всё это органично пригодилось ему в профессии – станет ясным через несколько минут.
А дальше всё происходило и несколько особенно, и, собственно говоря, так, как нередко происходит в практике театра. Поставив в 2000 году на сцене нашего театра оперу В.-А. Моцата «Свадьба Фигаро», я как постановщик ровно через год был поставлен перед непростой проблемой. Единственный исполнитель роли Фигаро уехал по контракту на полгода из Узбекистана, и только что поставленный и успешно идущий спектакль попросту мог «остановиться». Перебрав все возможные варианты и не найдя разумного выхода, мы с Ольгой Алексеевной Александровой (с которой у меня давняя творческая и человеческая дружба!) – пришли к решению, на первый взгляд отдающему авантюризмом. Стоял жаркий август, через пару недель должен был открыться очередной сезон. Мы встретились и с Александровой, и с Абдумаликом. «Начинай учить Фигаро, в октябре будешь дебютировать на сцене театра!» - сказали мы Абдумалику, которому тогда шел 21 год. Обдумав минимальное время свой ответ, Абдумалик сказал «да!». И мы начали с ним учить партию Фигаро у нас дома (классы театра в отпускное время еще не были доступны!). Ведущий концертмейстер театра, моя супруга Людмила Васильевна, как бывало уже не раз – взяла над очень молодым певцом активнейшее творческое «шефство». Занятия шли каждый день, Абдумалик запоминал материал быстро и оперативно. Думаю, что ему помогало и знание самого нашего спектакля «Свадьба Фигаро», который он неоднократно смотрел и слушал. Открылся очередной театральный сезон – и уже в репетиционных классах театра мы начали с Абдумаликом (и с ним вместе – ещё с четырьмя Абдумалик поступил в Музыкальное Училище имени Хамзы в класс Ольги Алексеевны. Почти одновременно был решен вопрос о зачислении его в стажерскую группу театра – случай в практике почти уникальный, если учесть, что вокальное образование молодого певца формально еще только начиналось. Абдумалик с певых дней обнаружил много ценных свойств – и быстроту выучки и освоения нового материала, и музыкальную пунктуальность и ритмичность, и чувство ансамбля. Ответственно и оперативно входил он в спектакли – и отнюдь не гнался за внешней «значимостью» той или иной роли – так, наряду с главными ролями Фигаро, Белькоре в «Любовном напитке», он с удовольствием исполнял и маленькие партии плана Фиорелло в «Севильском цирюльнике», и Моралеса в «Кармен», и даже совсем «миниатюрного», эпизодического Комиссара в «Мадам Баттерфляй». Как-то оперативно и без проблем он «внедрился» практически в весь доступный ему баритоновый репертуар театра. В «Севильском цирюльнике» он с успехом пел и центральную партию Фигаро, и менее ответственную партию Фиорелло, в «Любовном напитке» в разных спектаклях убедительно исполнял и роль влюбленного сержанта Белькоре, и жуликоватого доктора
Не могу не отметить весьма существенного момента. Не секрет, что сейчас во многих труппах существуют солисты, которых принято называть «конкурсными певцами». Главное свое внимание они нацеливают не на формирование себя как творческой личности в исполнении на сцене целостных образов – а на подготовку необходимых конкурсеых программ, зачастую игнорируя даже производственные цели родного театра. Подобными симптомами Абдумалик никогда не «хворал» - он прежде всего массированно и целенаправленно работал на сцене, и как бы параллельно и независимо от этого – одолевал и высоты престижнейших международных конкурсов. А в памяти – ещё один из примеров незаурядности дарования Абдумалика. Год 2006-й, остается 40 дней до выпуска в середине декабря премьеры новой версии оперы Пуччини «Флория Тоска». Основной исполнитель роли шефа тайной полиции Скарпиа – в отъезде по контракту. Репетиции идут, но без одного из главнейших героев процесс стопорится. На одну из спевок по собственной инициативе заглядывает Абдумалик:»Вам подпеть Скарпиа?». И плодотворно участвует в спевке, почти точно воспроизводя материал непростой партии. К концу репетиции мы, постановщики, принимаем решение – декабрьскую премьеру поет Абдумалик. Снова интенсивные занятия по выучке, вокальные спевки, напряженные репетиции. Премьера «Тоски» выходит в срок, спектакль горячо принят. Образ Скарпиа в исполнении Абдумалика – выразителен и выпукл, и совершенствуется с каждым разом. Полтора сезона после этого – до своего отъезда на работу по контракту в Австрию Абдумалик бессменно выступает во «Флории Тоске», и делает это со всей полнотой отдачи и органики пения и действия… А параллельно с этим – яркое участи Абдумалика во множестве внетеатральных проектов. В сотрудничестве с Немецким Культурным центром он принимает участие в десятках концертов и вечеров немецкой музыки, радуя чистотой стиля и немецкого произношения в исполнении произведений Бетховена, Шумана, Шуберта, Брамса, Вольфа. Вот где университетское образование по немецкой филологии дало свои результаты, равно как и в исполнении немецких опер на языке оригинала! А в правительственном празднике 2006 года, посвященном 15-летию Независимости Узбекистана Абдумалик Абдукаюмов с огромным успехом солирует в исполнении немецкой народной пески с группой Немецкого культурного центра на главной площадке нашей страны. …Выступая на различных конкурсах, Абдумалик Абдукаюмов привлек к себе пристальное внимание крупных международных опеных менеджеров и получил приглашение – вначале на оперную сцену австрийского города Линца. Затем география его выступлений заметно расширилась. И вот уже несколько лет, не порывая связей с родной землей, Абдумалик Абдукаюмов, подобно многим талантливым певцам мира, работает по контрактам на лучших оперных сценах Германии, Австрии, Венгрии. И несет своим творчеством некий индекс высоты оперных достижений своего государства. В его репертуаре – почти все баритоновые партии мировой оперной классики, его активно приглашают для участия во многих проектах. Но неизменно каждый год он возвращается на родину, чтобы вновь окунуться в атмосферу родного дома, пообщаться с близкими, хоть немного отдохнуть от напряженности ритма работы. И, конечно, пройти все необходимые вокальные «корректуры» голоса под руководством своего неизменного наставника – Ольги Алексеевны Александровой. Он посещает спектакли нашего театра, радуется его успехам. И неизменно скучает по общениям с родными, друзьями и коллегами, которых на продолжительное время покидает, чтобы вновь и вновь работать в спектаклях оперных сцен Европы, где он – желанный и востребованный исполнитель. …В числе фотографий, связанных с этими заметками особо стоит выделить две. Вот первая – на ней маленький мальчик Абдумалик поздравляет с удачным концертным выступлением свою бабушку – певицу Ойнису Кучликову. Вот вторая – на ней уже признанный певец Абдумалик в обществе выдающегося оперного певца мира Плачидо Доминго. Знаменитый тенор на очередном конкурсе по высшим меркам оценил талант и потенциал певца из Узбекистана. Так ёмко и красноречиво подтверждается и неизбывное цветение «клумбы» семьи Абдукаюмовых, и преемственность и развитие многих и многих устоев. И тот радостный и неоспоримый факт, что талант певца из Узбекистана своим расцветанием символизирует все большее врастание академической исполнительской культуры нашей страны в обширную крону культуры мировой – и тем выводит нашу страну на уровень общемировых достижений… Андрей СЛОНИМ,
| ![]() |
![]()
|