Можно с уверенностью сказать, что искусство кино является одним из самых многогранных, сложных и современных видов искусства. «Кино — это действительно сложное и высокое искусство. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый фильм поднимался на уровень настоящего искусства, доставляя зрителю эстетическое удовольствие. Это равный критерий для всех», — писала киновед Ханжара Абул-Касымова.
Узбекское кино имеет богатую , почти столетнюю историю. Большое значение в его развитии имеют многолетние научно-практические исследования таких известных киноведов, как Ханжара Абул-Касымова, Джура Тешабаев, Хамидулла Акбаров, Борий Хасанов, Саодат Ходжаева, Сабохат Хайтматова, Махсура Мирзамухамедова, Нигора Каримова, Айбек Копадзе и другие. Если режиссеры несут бремя только своего фильма, то кинокритики несут бремя всего киноискусства. Одним из таких людей является киновед Ханжара Абул-Касымова, внесшая большой вклад в развитие узбекского кино. Оставленное ими научное наследие служит основой для сегодняшнего поколения.
Ханжара Носировна родилась 8 февраля в 1934 году в Ташкенте. С 1953 по 1958 год училась на филологическом факультете Ленинградского государственного университета. Поскольку специалиста по продвижению кинематографа в Узбекистане в то время не было, одним из ее учителей был доктор филологических наук, академик Азизжон Каюмов. Он посоветовал ей поступить в аспирантуру Института истории искусств в Москве. Благодаря своим неустанным исследованиям молодая и трудолюбивая узбекская девушка в 1962 году успешно защитила диссертацию на тему «Становление кинематографии в Узбекистане». Вернувшись на родину работала старшим лаборантом в Институте языка и литературы Академии наук Узбекистана.
С 1964 года старший научный сотрудник Института художеств и дизайна Академии художеств Узбекистана. Позже работала доцентом кафедры телевизионной режиссуры Ташкентского государственного института искусств. Она была кандидатом искусствоведения, является автором многих монографий по истории узбекского кино, более 160 научных статей. Ею созданы книги «Рождение узбекского кино», «Наби Ганиев», «Юлдаш Агзамов», «Шухрат Аббасов», «Кино Узбекистана» (4 тома). Многие ее научные работы оказали важную роль в развитии узбекского кино.
Иногда доклады Ханжары Носировны называли острыми, как “кинжал” (ханжар), но такой подход являлся критерием достоверности и основанием для всестороннего анализа вопроса. Если посмотрим на кинокритику 1960-90-х годов, мы увидим большую разницу с более поздними периодами. 1970 годы считаются наиболее продуктивным периодом узбекской кинокритики и связаны с именами Ханжары Носировны, а также Джуры Тешабаева и Хамидуллы Акбарова. Надо сказать, что многолетние усилия этих киноведов сыграли важную роль в творческих успехах многих молодых молодых мастеров сегодня.
Ханжара Абул-Касымова была талантливым киноведом и педагогом, умело раскрывавшим суть любого фильма на протяжении полувека. Она любила кино и учила своих учеников этому.
Камолиддин ИСМАИЛОВ