Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
16.09.2017 / 11:16:29

Три женских имени в русской поэзии…


Клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» после летней побывки в литературном музее С. Бородина снова вернулся «на круги своя» — в РЦНК в Ташкенте. Здесь на открытом воздухе 14 09 17 состоялся музыкально-поэтический вечер, заново открывший нам имена трёх женских имён в истории русской литературы: Татьяны Князевой (1966-2015), Нины Королёвой (1933), Юнны Мориц (1937).

В отличие от многих литобъединений в узбекской столице, ставящих перед собой целью, прежде всего, помочь пишущим людям выйти на страницы периодической печати, «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» успешно совмещает с этой функцией главную свою цель. Клуб-музей, рождённый 12 ноября 1999 года, неполных двадцать лет успешно приобщает любителей словесности к классической литературе Серебряного века и отчасти современной, в которой мы можем найти её благородные отголоски, а также формирует литературный вкус у ахматовцев и их многочисленных гостей. Здесь каждый участник клуба, согласовав с его директором А.В. Маркевич, вправе выбрать и разработать свою волнующую тему: доклад или просто сообщение с изложением собственного отношения к прочитанному. Таким образом, всякий раз на заседаниях формируется не пассивная, а заинтересованная аудитория, порождающая особую атмосферу духовности, открытости для восприятия новых или полузабытых старых имён. Часто завязываются литературные дискуссии, в которых рождается непротокольная истина, заставляющая задуматься не только о вопросах творчества, но и самой жизни. Ни для кого не секрет, что «творчество – это редукция жизни (восстановление к тексту), в то время как истолкование творчества – это дедукция (выведение) жизни к тексту» (И.Т. Касавин) .
Заседание, как обычно, открыла А.В. Маркевич, поэт, искусствовед, один из создателей музея С. Есенина в Ташкенте, организатор и общественный директор клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», обладатель Чеховской и Пушкинской медалей за свой вклад в сохранение и продвижение русского языка и литературы в Узбекистане.

В первую очередь, она отдала дань памяти ташкентскому поэту, прозаику и художнику Татьяне Владимировне Князевой, рано ушедшей из жизни из-за смертельной болезни — саркомы лёгких — в свои неполных пятьдесят лет.

Татьяна Владимировна Князева родилась 9 декабря 1966 года в нашем городе. Окончила Республиканскую студию эстрадно-циркового искусства по специальности артист эстрады (разговорные жанры). Победительница Республиканского эстрадного конкурса им. Ходжи Насреддина. По профессии дизайнер, много лет занималась литературным творчеством – поэзией, драматургией, прозой. С 1998 года ее произведения регулярно публикуются в республиканских газетах и в литературно-художественном журнале «Звезда Востока». Они вошли в сборники: «Поэтический венок Узбекистана Есенину», «Мир Есенина», в сборник стихов поэтов Узбекистана «Голос сердца» издательства литературы и искусства им. Гафура Гуляма, выпущенный в 2001 году, и в поэтический сборник «Истоки», выпущенный издательством «Фан» Академии наук Республики Узбекистан в 2002 году. Автором изданы мини-книги стихов с собственными иллюстрациями – «Поговорим о пустяках», «Запоздалые слова», «Визави», а в 2000 году вышла в свет ее повесть «Обнажение» издательства народного наследия им. А. Кадыри. Татьяна Князева была активистом Русского культурного центра Узбекистана и ахматовского клуба-музея, часто публиковалась в альманахах «Мир Есенина» и «Мангалочий дворик», а главное, была талантливым поэтом, оставившим потомкам свои искренние и романтичные стихи, полные любви к родному краю и всему тому, что было с ним связано в русской культуре. Об этом свидетельствуют её стихи, прочитанные на вечере А.В. Маркевич:

Край тополей

К родной земле любовь
С чем может быть сравнима?
Она - как утра новь,
Простор необозримый,

Как хлеба дивный вкус,
Тепло любимых глаз...
Вершина всех искусств -
Любить не напоказ.

Мой тополиный край,
Он с детства мне знаком...
Предпраздничный карнай...
Мальчишка с ишачком...

Гор-великанов стать,
Свирель ночных цикад.
Как сладко засыпать
В горах под звездопад,

А утром к ручейку
По тропочке бежать
И по пути тоску
Беспечно забывать.

Край тополей и грёз,
Восточного тепла.
Ты с давних лет пронёс
Непониманье зла.

Улыбчивость дехкан,
Их говор озорной,
Как щедрый дастархан,
Как летний зной зимой.

* * *
Древнего города улицы,
В асфальтном наряде, живые,
Вспомните, улицы-умницы,
Далекие сороковые:

Домики, крыши покатые,
Таких теперь мало осталось,
Легкую поступь Ахматовой,
Как ей в Ташкенте писалось…

Дынная, знойная, пыльная,
Рысьи глаза восточные,
Азия гостеприимная
Дружила с российской дочерью.

17 августа 1999

Мне запомнился совместный творческий вечер в 2001 году, когда Татьяна Князева презентовала свой сборник «Скиталица-любовь», а Альбина Маркевич — мини-сборник «Жива Я?!». На литературном вечере А. Маркевич прочитала несколько стихотворений из её сборника «Визави» (2009) и справедливо заключила: «Творчество Татьяны Князевой, разнообразное по жанрам и тематике, отличается наблюдательностью, богатым воображением и свежестью взгляда». Эти качества вполне смог выявить в её стихах композитор-исполнитель Геннадий Арефьев, исполнивший на вечере свои песни под гитару на стихи Татьяны Князевой, с которой он был лично знаком и записал их совместный первый альбом ещё при её жизни. Особенно трогательно прозвучала тема вокзала и связанные с ней мотивы разлуки и прощания с прошлым:


Забытой мелодии звуки доносятся…
Холодный, угрюмый, усталый вокзал,
Возможно, еще не забыл прошлой осени
И нашей любви заключительный бал.

Все помнит вокзал: быстротечные
праздники,
Что только для нас, для двоих на земле,
Галопом стремительным, словно
проказники,
Летели и прятались в ранней заре;

Короткие встречи и снова прощания;
Как хмурилось небо,
как дождь моросил.
Все помнит вокзал, это серое здание, -
Он нашим надежным сообщником был.

А годы летят, уносясь, словно птицы,
Снуют поезда, на север, на юг…
Усталый вокзал, что теперь тебе снится,
Безмолвный свидетель и преданный друг?

Забытой мелодии звуки печальные…
Нахмурилось небо, дождь моросит…
Вокзал, одинокое серое здание,
О празднике ярком порою грустит.

1997

О Нине Валериановне Королёвой рассказала активист музея, правая рука Альбины Витольдовны Маркевич — поэт и блогер Раиса Крапаней. Выбор этого имени в современном литературном мире был вовсе не случаен. Из печати вышла новая большая монография об Анне Андреевне Ахматовой. Написала её один из крупнейших ахматововедов страны, поэт и литературовед, ведущий научный сотрудник Института Мировой литературы РАН – Нина Валериановна Королёва. Книга называется «Анна Ахматова. «Души высокая свобода...». Творческий путь поэта».

В 2000 году, узнав об открытии клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», Н.В. Королёва подарила музею только что вышедший в свет ахматовский восьмитомник, а также сборник стихотворений «Окно в ночь» и воспоминания о встречах с Анной Андреевной. В 2017 году в Москве в Библиотеке имени Анны Ахматовой состоялась презентация её новой книги «Анна Ахматова. «Души высокая свобода...». Творческий путь поэта». Два экземпляра этой драгоценной новинки с автографом автора были присланы в дар музею и Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои.
Главное достоинство книги, — по мнению её автора, – удалось восстановить справедливость в оценке дворянского периода русской культуры, объяснить смысл и причины гонений на Ахматову в 1920–30 и в 1940–50 годы. В последнее время появилась тенденция иначе оценивать роль Сталина и Жданова в истории страны и нашей культуры, изданы книги типа «Антиахматова» Тамары Катаевой или дневники С.К. Островской, писавшей доносы на Ахматову. «Думаю, — признаётся автор в одном из интервью журналистам, — мне удалось спокойно рассказать об истинной Ахматовой, её гражданской позиции, патриотизме, духовном мире. И конечно – мне удалось опубликовать некоторые списки и варианты произведений Ахматовой, до сих пор не известные или недооцененные ахматоведами… А вообще история жизни поэта, – заключает Нина Королёва, — это текст его произведений. То, что не вошло в этот текст – его тайна и обнародовать это – только воля самого поэта».
Своим творчеством Нина Королёва воскресила не одно литературное имя наших современников. Ленинградская поэтесса (в Москву она переехала значительно позже) в 1976 году опубликовала в журнале «Аврора» стихотворение «Оттаяла или очнулась?...» о трагических смертях, которыми в разные века была отмечена история Тобольска. Поэтесса-шестидесятница, автор более десяти книг стихов, нескольких литературоведческих работ, книги воспоминаний «Встречи в пути» в настоящее время готовит совместно с другими научными сотрудниками РАН новое полное собрание произведений Вл. Маяковского.

 

 


На вечере Альбина Маркевич прочитала стихи Нины Королёвой из сборника «Окно в ночь», среди которых было много посвящений Анне Ахматовой, как это, покаянное:

Иду по следу по чужому.

Прости, Ахматова, прости
За эти примечанья к тому
Твоих раздумий на пути!

Великие всегда судимы
Потомками, - судом земным, -
Чтоб суд решил: «Непогрешимы!»
И право дал молиться им…

Третья часть литературного вечера была посвящена, на первый взгляд, знакомому с детства поэту ХХ века — Юнне Мориц, но на поверку оказалось, что мы её почти не знаем, потому что её ранние публикации в журнале «Юность» и детские стихи – это только крохотная доля её огромного многомерного творчества. С творческой биографией Ю. Мориц и её стихами познакомили ахматовцев преподаватель английского языка из Москвы Ирина Кипанова, актриса Елена Бурова, филолог Елена Васильева-Чеботарёва.
Юнна Петровна Мориц — известная русская поэтесса, переводчица, публицист. Ее лирическая поэзия стала воплощением остроты и чуткости авторского взгляда на окружающие проблемы. Автору одинаково хорошо удается писать как стихи о любви, так и произведения на злобу дня. Произведения Мориц переведены на множество иностранных языков. На детских стихах поэтессы — «Пони», «Ежик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании» воспитано не одно поколение соотечественников. Песню «Когда мы были молодые» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных знают во всех уголках бывшего Союза и поют на всех фестивалях авторской песни и в узком кругу друзей, что дало повод вспомнить её на вечере в ахматовском музее.
Ирина Кипанова рассказала о своей личной встрече с поэтом и прозаиком, лауреатом премий «Золотая роза» (Италия), «Триумф» (Россия), Международной книжной ярмарки, премии А.Д. Сахарова в апреле этого года у неё дома в Москве. Она показала ахматовцам подаренную ей детскую книгу «Рассказы о чудесном» Ю. Мориц с автографом и рисунками автора в книге. Во время учебы в Московском Литературном институте, куда Юнна была зачислена на отделение поэзии в 1957 году, она приняла участие в плавании в Арктику на борту ледокола «Седов». В сборнике короткой прозы Юнна Мориц изложила свои впечатления о Крайнем Севере, за которые она в своё время дорого заплатила. Девушка была отчислена из института «за нарастание нездоровых настроений в творчестве». В итоге ей все же дали доучиться в институте, стены которого она покинула в 1961 году.
Большой интерес у ахматовцев вызвала автобиография Ю. Мориц, название которой говорит само за себя: «И в чёрных списках было мне светло». В автобиографии Юнна Петровна отмечает, что на ее поэзию сильно повлияли многие замечательные авторы, жившие и творившие в разные времена — Гомер, В. Хлебников, А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева и, конечно, А. Пушкин. Своими непосредственными учителям она считает А. Платонова и Т. Манна. Она называет себя «чистым поэтом» и не относит себя ни к диссидентам, ни к разоблачителям. «Именно поэтому мне нельзя ничего навязать, никакую туфту, ни в какой упаковке», — говорит поэтесса. Своей главной ценностью она считает человеческое достоинство, которое не может потерять ни при каких обстоятельствах. Поэтому в любой ситуации готова называть вещи такими, какие они есть, и не привыкла ни перед кем раболепствовать.
Себя Юнна Мориц называет противоядием «русофобской отравы», из-за чего уже более 10 лет не бывала в родном Киеве и не верит в возможность скорейшего возвращения туда. По этому поводу были написаны стихи «Другая Украина», в которых она вспоминает ту родину, которая ей по-настоящему близка. Об этом же стихи, обращённые к современным нацистам, в которых она перефразирует хрестоматийное произведение А.С. Пушкина «Я вас любил…», поэтому они звучат с двойной силой как набат:

 

Я вас люблю, как любят всё, что мимо
Промчалось, не убив, когда могло.
Я вас люблю и вами я любима
За то, что не убили, а могли,

Когда была я в поезде бомбима,
Лицом упав на битое стекло,
И чудом вышла из огня и дыма
В пространство, где горели корабли,

Горели танки, самолёты, люди,
Земля и небо, кровь лилась из глаз.
Я вас люблю всей памятью о чуде,
Которое спасло меня от вас.

Мой ангел в той войне был красным, красным,
И пять мне было лет, а нынче сто.
Я вас люблю так пламенно, так страстно,
Как дай вам Бог не забывать – за что.

Живой рассказ гостьи из Москвы дополнили стихи Юнны Мориц в талантливой декламации Елены Буровой и Елены Васильевой-Чеботарёвой, завершившей своё выступление посвящением Юнны Мориц — Юрию Визбору «Уеду, уеду, уеду…». Ташкентский библиофил Александр Ступак, только что приехавший из Москвы, поделился своими впечатлениями о Всероссийской книжной ярмарке в Первопрестольной и красотах природы Подмосковья на берегу реки Оки.
Двухчасовое насыщенное поэзией и музыкой заседание в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» ещё раз подтвердило, что тематика литературных вечеров и сам народ в ахматовском клубе-музее неоднородны и интересны, и «исчерпать» друг друга в ближайший десяток лет им не грозит.

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

15.09.2017 / 12:18:29

"Не надо… " Трилогия

"Не надо… " Журнал "Звезда Востока" утверждает, что прочесть эти блестящие короткие истории Марата Байзакова надо Далее...

12.09.2017 / 18:26:50

Краткий обзор 2 и 3 номера журнала "Звезда Востока"

Краткий обзор 2 и 3 номера журнала "Звезда Востока" Далее...

10.09.2017 / 15:05:42

Журнал "Звезда Востока" представляет рассказы Ашота Даниеляна

"Почему же, даже будучи одиноким светофором, я каждый раз перед дождем жду чего-то важного и хорошего?" Журнал Звезда Востока представляет рассказы Ашота Даниеляна... Далее...

08.09.2017 / 18:19:24

Из цикла "Снова в Акташе"

Новые стихотворения поэтессы Гуарик Багдасаровой Далее...

05.09.2017 / 09:51:18

"Золотая пыль махалли"

Поэт, журналист. Родился в 1956 году в Ташкенте. Окончил Ташкентский государственный университет. Работал в Узбекском телеграфном агентстве. В 1991 году переехал в Санкт-Петербург, где работал главным редактором в издательской фирме "АККА". В 1993 году вместе с семьёй переехал в Нижний Новгород. Сотрудничал с местными и центральными СМИ. В 2007 году вернулся в Ташкент. Автор сборника стихов "Тень богомола" (2011). Далее...





22.10.2017 / 23:53:38
"Театр НО" представил искусство Японии в Ташкенте
 
20.10.2017 / 10:43:26
Куклы играют "Тень". Премьера спектакля по пьесе Е.Шварца производит большое впечатление
 


22.10.2017 / 22:58:18
Юбилей оркестра "Согдиана"
 
20.10.2017 / 10:33:03
В столице республики состоялось открытие нового концертного сезона Музыкального Театра-Студии ташкентской консерватории
 


20.10.2017 / 18:16:30
Женский взгляд
 
07.10.2017 / 11:45:00
Незабываемый отдых в "Куёшли"
 


14.09.2017 / 15:36:16
Неделя ERASMUS+ в Узбекистане пройдет 18-22 сентября
 
03.07.2017 / 13:55:54
Основатель Парка высоких технологий Беларуси поделился своим опытом с представителями IUT
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте