Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
20.03.2019 / 20:26:19

Сарвар Азимов. Вечный путь добра и правды


"Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле как пустоцвет и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого" - эти слова Константина Паустовского в полной мере можно отнести к народному писателю Узбекистана, государственному деятелю и дипломату, оставившему в истории страны яркий след, - Сарвару Азимову. Произведения великих писателей - отражение эпохи, в которой они жили и творили, переживут свое время. Все, что происходит вокруг, литератор пропускает через свое сердце, что делает это отражение бесценным. Не случайно глава нашего государства в постановлении "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Союза писателей Узбекистана" от 5 апреля 2018 года подчеркивает о необходимости достойной оценки их нелегкого творческого труда, имеющего огромное общественное значение.

В прошлом году исполнилось 95 лет со дня его рождения, а в этом - 25 лет со дня кончины. Его давно нет с нами, но душа Азимова, влюбленного в свой край, простых людей, не раз становившихся героями его творений, продолжает вечный путь добра и правды в сердцах читателей. В преддверии Всемирного дня писателя - 3 марта - воспоминаниями об этом удивительном человеке и его роли в их судьбе на страницах  «Правды Востока» делятся самые близкие ему люди.

- Что же вам рассказать об отце, нашей семье? - задумывается старший из сыновей Азимова - Элдар Сарварович. Наша беседа проходит в стенах Государственной консерватории Узбекистана, где он - основатель и бессменный руководитель ставшего первым в свое время в Центральной Азии камерного оркестра "Туркистон" - не раз дает при полном аншлаге концерты вместе с коллективом. - Если вернуться в далекое детство, помню, папа никогда не давил на нас и не предлагал выбрать в жизни ту или иную стезю. Говорил лишь одно - чтобы достичь чего-то, нельзя плыть по течению. Кто знает, быть может, а скорее всего, именно поэтому заложенный с юных лет в нас духовный стержень помог достичь успехов на своем поприще. Сестра Гульчехра - заслуженная артистка Узбекистана, брат Анвар - дипломат, Камиль - кандидат исторических наук, преподает в Ташкентском государственном институте востоковедения. Я же связал судьбу с музыкой и ни разу не пожалел об однажды выбранном пути. С самого детства находился в мире семи нот. Помню, у мамы была шляпная коробка, крышка от которой служила мне дойрой. Слушал на пластинках записи Шаляпина и подбирал ритм на импровизированном инструменте. Увидев это однажды, мама решила отдать меня в музыкальную школу. В мир музыки попал благодаря ей, но удержаться в нем и достичь успеха неимоверным трудом и терпением удалось благодаря отцовской жесткой дисциплине, которой придерживался не только он сам, но и воспитывал в нас с малых лет.

Тогда впервые попробовал себя в роли композитора. Вкус же к оркестровой игре привил Владимир Беленький. Позже в консерватории дирижирование посчастливилось проходить в классе Мухтара Ашрафи, который предложил пойти к нему в оркестр ассистентом дирижера.

Во время учебы вместе с друзьями-однокурсниками в институте начали осваивать камерную инструментальную музыку, создали мини-оркестр.
А потом - работа на Гостелерадио, где записали на базе филиала студии грамзаписи "Мелодия" 30 виниловых пластинок, тем самым увековечив произведения всех центрально азиатских композиторов. В 1974 году наш оркестр получил статус камерного.

Позже работал в другом коллективе, а потом произошла, считаю, знаковая для меня встреча с Фаррухом Закировым. В то время он был директором Дворца "Туркистон". На его базе организовали камерный оркестр с одноименным названием, которое так и осталось за нами по сей день. Месяцев пять назад пригласили художественным руководителем в ГАБТ имени Алишера Навои, но я не представляю своей жизни без оркестра, поэтому совмещаю работу художественного руководителя и главного дирижера.

Если говорить опять же о папе, он был выходцем из Джизака, младшим братом Хамида Алимджана. Так сложилось, что судьба их разбросала. Выпускник педтехникума, отец поступил на филологический факультет тогдашнего Среднеазиатского государственного университета, после был заместителем директора Института языка и литературы имени А.С. Пушкина, заведующим отделом науки и культуры в правительстве страны, руководителем Союза писателей, министром культуры и иностранных дел. Входил в состав делегации страны в ООН, ЮНЕСКО, служил послом. У него была очень интересная и в то же время непростая работа с жизненными коллизиями, из которых всегда выходил с честью. С высоты прожитых лет теперь об этом могу говорить с полной уверенностью.

Что меня больше всего восхищало в отце - несмотря ни на что, он никогда не забывал о творчестве. Создал три пьесы, которые с успехом шли в Узбекском Национальном академическом драматическом театре. Среди них - "Кровавый мираж", "Я вижу звезды", "Драма века". Также его перу принадлежит ряд рассказов, повестей, новелл.

Многие его произведения основаны на реальных событиях. К примеру, в "Кровавом мираже" эмигранты из Узбекистана постоянно ностальгируют по родине, по снежным вершинам гор и степным просторам. И эта тоска буквально сводит их с ума.

Вы спрашиваете, как появлялись на свет произведения? Помню, часов в пять-шесть утра домочадцы уже слышали бодрые шаги отца - муза всегда посещала его с первыми лучами солнца. Так я, да и остальные братья, сестра, усвоили с детства, что все благие дела надо делать рано утром.

Пока мы только пробуждались ото сна, он садился за письменный стол и начинал писать. О том, как добро побеждает зло, а люди живут высокими духовными и нравственными ценностями. Да и его жизнь, по сути, была постоянной борьбой с косностью, рутиной, борьбой за идеалы и справедливость.

Помню, когда настало время мне уходить в армию, отец сказал: "Тебе звонила девушка, пусть она проводит на службу как положено - ведь теперь будешь Родину защищать". В армии получилось так, что оказался в духовом оркестре, стал изучать инструменты. Хотя с его возможностями и связями освободить меня ничего не стоило.

Он был суров, но справедлив. А самое главное, независим. Прожил жизнь с гордо поднятой головой. Всегда говорил правду в глаза. И помогал людям бескорыстно. При этом вел себя очень скромно. Такие качества, как мог, прививал нам, своим детям.

Папа был очень принципиальным и несгибаемым человеком, таким он запомнился. Для нас тогда и сейчас он остается нравственным ориентиром в жизни.

Неразрывно связана с семьей Сарвара Азимова и с ним лично и судьба писателя Сухроба Мухамедова. По словам Сухроба Юсуповича, он впервые услышал об этом удивительном человеке от своего отца, занимавшего в те годы в правительстве высокий пост. Затем, только начав делать первые шаги в литературе, подружился и с его сыном Элдаром. От него-то и узнал, что Сарвар Азимов назначен председателем Союза писателей Узбекистана. Элдар и Сухробу предложил вступить в ряды членов организации.

- С первых минут общения Сарвар Азимов произвел на меня сильное впечатление, - вспоминает С. Мухамедов. - Это был представительный, импозантный человек. Еще одна деталь, на которую обратил внимание, - он всегда был спокоен, говорил тихо. В то же время в его тоне чувствовались решительность, уважение к собеседнику. Буквально за каких-то полчаса понял, насколько велико его влияние на человека. В том, что я состоялся как писатель, - большая его заслуга. Он превосходил всех, кто был в моей биографии, по интеллекту, умению общаться с людьми независимо от их социального или какого-либо иного статуса. Его главным девизом в работе было: "Все во имя человека". Именно при нем активизировались "дремавшие" раньше, если так можно выразиться, секции драматургии, поэзии, критики при Союзе писателей.

Люди записывались к нему на прием за несколько дней и в итоге после общения с ним получали ответы на все волнующие вопросы. Он неустанно интересовался проблемами писателей и решал их. А еще содействовал организации творческих поездок за рубеж. Так, к примеру, Пиримкул Кадыров, создавший роман о Бабуре, побывал в Индии, где собрал необходимый материал.

Именно в это время при его непосредственном участии построены дома творчества писателей в Дурмене, начали возводить отдельные коттеджи для аксакалов литературы, появились их дачи в Бостанлыкском районе.

При нем реорганизовали газету "Узбекистон адабиёти ва санъати", вышел в свет новый тематический журнал "Ёшлик".

Он обладал не только богатым дипломатическим, но и чисто житейским опытом. А поскольку был человеком государственного масштаба, видным деятелем, на организуемые им мероприятия - к примеру, юбилейную конференцию писателей стран Азии и Африки, пригласили таких маститых авторов, как Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, и многих других. Все они относились к Азимову с неприкрытым уважением. Он также удостоился престижной международной литературной премии "Лотос" за цикл работ в соавторстве с Султаном Юсуповым и Абдуллой Суюмовым. Вместе они составили хрестоматию узбекской литературы, которая выдержала 42 переиздания.

- Можно ли выделить в творчестве Сарвара Азимова главную тему? - задумывается над моим вопросом Сухроб Юсупович. - Думаю, нет. Парадокс в том, что он не писал на заданную тему. Лишь о том, что вдруг его тронуло, к чему у него проявился интерес. И в этом, на мой взгляд, состоит вся ценность и уникальность литературного произведения, которое, выйдя из-под пера автора, принадлежит всему человечеству.

 

Оксана Кадышева, «Правда Востока»





Другие материалы рубрики

11.03.2019 / 11:29:53

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 205-летию со дня рождения великого украинского поэта Тараса Шевченко, прошел как большой праздник

9 марта с.г. в Ташкенте на сквере у здания школы №110 состоялась церемония возложения цветов к памятнику выдающегося украинского поэта и художника Тараса Шевченко по случаю 205-летия со дня его рождения. Далее...

03.03.2019 / 23:48:19

Лариса Сперанская. На полках КНИГИ умирали

В шкафу угрюмом, в тихом зале На полках КНИГИ умирали: Нет, не плохими они были, А просто люди их забыли. Далее...

26.02.2019 / 21:31:09

150-летие "патриарха" новой поэзии Ованеса Туманяна и вековые армяно-русские литературно-культурные связи

150-летие "патриарха" новой поэзии Ованеса Туманяна и вековые армяно-русские литературные связи 24 02 19 отметил Ташкентский армянский культурный центр (ТАКЦ) в Доме–музее Тамары Ханум в узбекской столице. Далее...

20.02.2019 / 12:31:21

"Всё начнётся потом". Сергей Юрский

Сергей Юрский – талантливейший актёр театра и кино. Но немногие знают, что еще Юрский писал стихи и прозу. Совсем немного не успел, чтобы увидеть книгу своих стихов. Далее...

18.02.2019 / 22:21:24

На Международной конференции в Ташкенте Узбекистану подарены копии рукописей А. Навои, которые есть в Азербайджане и других странах

Международная конференция "Навои и 21 век", состоявшаяся в Ташкентском Государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои, посвящённая дню его рождения , проводится ежегодно. Далее...





14.04.2019 / 23:07:50
Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана откроет в скором времени первый в стране Центр современного искусства
  13.04.2019 / 00:46:51
Турция глазами узбекистанских журналистов и фотохудожников
 


21.04.2019 / 00:13:56
На встрече с журналистами в Национальном пресс-центре подведены итоги международной выставки Tashkent Travel Mart – 2019 - "Новый импульс для интеграции турбизнеса Узбекистана в мировую туриндустрию"
 
14.04.2019 / 23:14:39
В городе Ташкенте прошёл тренинг для тренаров по сохранению нематериального культурного наследия Республики Узбекистана.
 


23.03.2019 / 19:51:45
Акция "Сделай шаг к здоровой жизни!" пришла в Мирзо-Улугбекском районе столицы. Центром ее проведения стал Экопарк культуры и отдыха им. Бабура
 
13.02.2019 / 22:35:32
Далекое, близкое… Вспоминая встречи в Узбекистане с Даниилом Граниным
 


11.02.2019 / 21:03:02
А из Бухары ли Ходжа Насреддин, или почему персонаж узбекского фольклора считается своим в Китае
 
07.02.2019 / 21:47:36
Проект Polymedia Узбекистан завоевал международную награду в AV индустрии - InAVation Awards 2019
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2019 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте