Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
07.07.2019 / 00:09:39

В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои состоялась презентация новой книги ташкентского искусствоведа Гуарик Багдасаровой "Мои дорогие попутчики"


Как отмечали выступавшие, это очень солидное издание,  свидетельствующее о большом писательском таланте автора и ее умении проникнуть в глубь того, или иного события о котором она пишет , памятных встреч на дорогах жизни. И хотя объем этой книги довольно внушительный,  Г. Багдасарова собирается написать еще два тома в продолжение  темы первой книги. Предлагаем вниманию посетителей нашего сайта предисловие нового издания напечатанного на высоком полиграфическом уровне в издательстве библиотеки Навои – «Гухарик Багдасарова  всегда на острие жизни»

      Моё первое знакомство с автором книги-трилогии «Мои дорогие попутчики» произошло достаточно давно. Я тогда работал в редакции информации на Республиканском радио, а она пришла к нам в редакцию «Последних известий» на практику после окончания первого курса журфака МГУ. Помню, что мы все тогда обратили внимание на симпатичную девушку, которая схватывала всё, буквально, на лету. Ей хотелось учиться, из своей короткой практики она черпала новые знания, стремилась к ним. И сразу разобралась в том, что такое информация, комментированная информация, как и у кого взять хорошее интервью и как делаются хорошие комментарии. По прошествии многих лет вижу, что наши устремления помочь Гухарик разобраться как можно лучше в секретах радиожурналистики дали хорошие результаты: перед нами книга очень зрелого автора, знающего жизнь и её бесконечные перипетии. 

Журналистские дороги снова нас свели вместе, когда Гухарик Багдасарова стала писать для нашего сайта «Культура Узбекистана», и теперь это один из наших ведущих авторов. Успеху её публикаций способствовало очень мощное образование, полученное на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и на факультете теории и истории изобразительного искусства Ленинградского института живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е. Репина при Академии художеств СССР.

Совсем не зря говорят: «Кто владеет информацией — тот владеет миром». А она владеет информацией, потому что ведёт свой журналистский, писательский поиск на самом острие жизни. Это хорошо видно на примере книги, которую вы сейчас листаете. В связи с большим объёмом книги, она была поделена на три части: «Мои дорогие попутчики», «Дорога без конца», «Перекрёсток души». Несмотря на довольно большой объем, она легко читается, сразу захватывая внимание читателя. На первом плане у автора избранная проза и публицистика.

На этих страницах вас ждут очень интересные сказки и романтические новеллы, рассказанные простым и поэтичным языком автора книги. Вас ожидают близкое знакомство и откровенная беседа со спутником жизни великого нашего земляка, большого поэта ХХ века Александра Файнберга — Инной Коваль; творческие встречи с писателями: Диной Рубиной,  Алексеем Устименко, Ариадной Васильевой, поэтом-переводчиком из Молдовы Викторией Чембарцевой; кинематографистом и писателем Джасуром Исхаковым; великолепным ташкентским певцом, солистом ГАБТ им. А. Навои Георгием Дмитриевым, осуществившим за последние годы немало совершенно блистательных проектов на сценах Узбекистана и России; откровения лауреата международного конкурса гитаристов в Израиле

(2008 г.) Андрея Галаяна о нелёгкой судьбе признанного во всём музыкальном мире виртуоза из Узбекистана и  бывшего директора  музея им. И.В. Савицкого  в Нукусе, подвижника культуры Мариники Бабаназаровой («Беседа обо всём»).

В книге вас, возможно, удивят, но не оставят равнодушными свободные непротокольные размышления её автора о ташкентских премьерах рок-видео-оперы «Ван Гог», современной  оперы «Дело Моцарта», спектакля-пантомимы «Чарли Чаплин», мюзикла «Двенадцать стульев», а также рецензии на российские гастрольные театральные постановки в ГАБТ им. А. Навои и ГАРДТ Узбекистана.

Обращает на себя внимание очерк о московском писателе, поэте и литературном критике Юрии Подпоренко, ранее жившем в Ташкенте. Он называется просто и понятно: «Узбекистан мне бесконечно дорог». Автор неоднократно обращается к воспоминаниям о писателе и литературоведе, своём преподавателе, профессоре МГУ Эдуарде Григорьевиче Бабаеве

(1927-1995), нашем земляке, внёсшем огромный вклад в историю русской литературы научными исследованиями творчества Л.Н. Толстого и журналистики XIX — начала XX вв., а также книгой «Воспоминания», изданной посмертно, о Ташкенте времён Второй мировой войны, когда судьба свела автора с выдающимися деятелями русской культуры ХХ века.

Историка Ташкента и писателя Бориса Анатольевича Голендера всегда очень интересно слушать и читать. Он сразу захватывает внимание любого зала. В данном случае читателя ждет эссе о неожиданном увлечении коллекционера открыток: «Окно в прошлое, чтобы заглянуть в будущее». Стоит, на мой взгляд, поглубже познакомиться с циклом очерков об общественной деятельности Андрея Евсеевича Слонима, талантливого режиссера Государственного академического Большого театра оперы и балета им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Узбекистана. Среди них выделяется, в частности, его обобщённый творческий портрет «Служитель Мельпомены», написанный непредвзятым острым пером Г. Багдасаровой.

Автор биографично и эмоционально рассказывает о советской узбекской танцовщице, певице, актрисе, хореографе, народной артистке  СССР Тамаре Ханум (настоящее имя — Тамара Артёмовна Петросян, 1906-1991); первом председателе Армянского культурного центра  в Ташкенте Аркадии Агалумовиче Григорьянце (1915-1998) и его духовном наследии — книге-раритете «Армяне в Средней Азии»; тренере и капитане легендарной футбольной команды «Пахтакор»  Идгае Тазетдинове (1933-1979); заслуженном тренере Узбекистана, одном из основателей волейбола в Узбекистане («Владимир Фёдорович Шведукс — потрясающий человек»); выдающемся хирурге Альберте Ервандовиче Аталиеве в очерке «Альберт Аталиев — самый харизматичный 80-летний юбиляр». Автор книги многосторонне и живо повествует о поэте и художнике, председателе ЛТО «Данко» Армануш Маркарян в своём очерке «Создать магнит такой лишь женщина могла…». Много страниц посвящено гуманитарной деятельности общественного директора ахматовского музея при РЦНК в Ташкенте  — А.В. Маркевич.

Автор новой книги отдаёт дань любви и уважения  ушедшим и ныне здравствующим талантливым современникам, собратьям по поэтическому цеху — народному поэту Узбекистана Александру Файнбергу, ташкентским поэтам Владимиру Баграмову, Степану Балакину, Николаю Ильину, Вадиму Муратханову (ныне проживает в Москве), Евгению Абдуллаеву, Баху Ахмедову, Олегу Бордовскому, Михаилу Гару, Сергею Гордину, Александру Евсееву, Алексею Кирдянову и многим другим отечественным деятелям литературы и искусства.

В книге широко представлено Представительство Россотрудничества в Узбекистане во главе с его руководителем Виктором Николаевичем Шулика. В отдельной главе «Представительство Россотрудничества в РУ и «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте можно прочесть целую серию очерков о той большой просветительской работе, которую  Россотрудничество ведёт в Узбекистане в самых разных направлениях, особенно в сфере культуры, искусства и продвижения русского языка в нашем регионе. Яркие репортажи с места события из РЦНК в Ташкенте; аналитические историко-документальные очерки о деятелях русской культуры и литературы; художественные эссе Г. Багдасаровой в этой рубрике отражают важнейшие этапы современного исторического процесса — установления и развития научно-культурных связей в направлении: Россия — Узбекистан. В их числе особый интерес вызывают актуальные публикации: «Узбекистан — Россия: новые грани сотрудничества»; «Открытие Центра русского языка в Ташкенте и его глобальные перспективы»; «Круглый стол «М.В. Ломоносов: великое имя и великая судьба» в филиале МГУ в Ташкенте»; «Всемирный день родного языка отметили в РЦНК в Узбекистане»; «Высокая поэзия Алишера Навои прозвучала в Российском центре науки и культуры в Узбекистане в честь 575-летнего юбилея родоначальника узбекской литературы»; «Российско-узбекистанские мосты науки, культуры и СМИ». «Многие лета!»: к семнадцатому дню рождения ахматовского музея в Ташкенте».

В разделе «Открытая книга: перекрёсток культур» автор предоставляет читателям возможность окунуться в безграничный мир истории культуры, литературы, искусства и людей, которые украшают эти важные духовные сферы своим творчеством или наследием, ставшим золотой сокровищницей отечественной, русской, армянской культур, в которых на поверку оказывается много взаимовлияний.

Много добрых слов можно сказать о следующих рубриках книги, в которых автор представляет очень волнующие документальные материалы: «Эхо прошедшей войны» и  «Мемориал памяти». Поток дискуссий и комментариев в социальной сети в своё время вызвали публикации: «Впервые «Бессмертный полк» прошёл в столице Узбекистана»; «Опалённые Кандагаром»; «Экскурсия Н.П. Динько «По местам памяти»; «Десять лет спустя после ухода живой легенды — академика Г.А. Пугаченковой...», «Лист с неровными краями…», «Выставка «Пакт Рериха: история и современность», нашедшие в книге окончательную постоянную прописку.

Особый интерес представляют материалы о развитии у нас в стране отечественного кинематографа и его важнейшей составляющей — документального кино — в рубрике «Лучи синематографа». Это, в частности, публикации, вызвавшие особый общественный резонанс: «Новое кино» в независимом Узбекистане: возвращение к истокам», «Большое сердце Ташкента»: послесловие к документальному фильму»; «Премьера показа документального фильма о судьбе корейцев «Земля вольной надежды» в Национальной библиотеке Узбекистана имени А. Навои»; «Премьера документального фильма Али Хамраева  «Солнечный Павел Беньков» в Ташкенте вызвала взрыв положительных  эмоций у зрителей».

Богатая разнообразная художественная жизнь Узбекистана представлена волнующими репортажами с вернисажей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также фотовыставок в Ташкенте. Среди них особое место в книге занимают: «Мгновения жизни» Ахмада Бабаева»; «Эпические рапсодии Медата Кагарова и Дамира Уразаева»; «Современный бухарский «андеграунд» в Ташкенте»; «Однодневная выставка японской каллиграфии»; «Языческая красота и драматизм бытия в искусстве Яниса Салпинкиди»; «Мелодии родного края» Александра Батыкова»; «Радение с гранатом»: удивительная красота керамики и инсталляций Назиры Кузиевой»; «В стране чудес семьи Ли: размышления о вернисаже»; «Счастье — это путь…»: персональная выставка живописи и резьбы В.М. Лысова в ЦВЗ АХУз открыла нам заново большого художника»; «И чайки в Приаралье снова прилетят» (документально-художественный очерк о Рафаэле Матевосяне); «Нежные струны души в графике Гаянэ Матевосян», «Мой взгляд сквозь объектив»: фотовыставка Елены Володиной в доме-музее Урала Тансыкбаева»; «Свет и тени ХХ отчётной выставки работ выпускников Школы-студии творческой фотографии»; «Впервые в Ташкенте: уникальная выставка цифровых репродукций картин Микеланджело Меризи да Караваджо».

Репортажи с международных фестивалей авторской песни «Чимганское эхо», «Осенний аккорд» и живые заметки о гала-концертах творческого объединения «Арча»; оперативные, полные дискуссионного запала, эмоциональные зарисовки с международных джаз-фестивалей в Ташкенте и острые репортажи о заседаниях-концертах Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва под бессменным руководством Владимира Сафарова; периодические заметки о встречах с интересными людьми в клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте; мемориальных музеях  узбекских композитораов: Сулеймана Юдакова, Мухтара Ашрафи, писателя Сергея Бородина; литературном музее Сергея Есенина и литературно-творческом объединении «Данко» при РКЦ Уз обогатили книгу дыханием живой повседневной творческой жизни.

Автор очень личностно и одновременно общественно значимо рассказывает нам о праздновании в Ташкенте столетнего юбилея родоначальника узбекской классической музыки Сулеймана Юдакова, автора первой и единственной национальной комедийной оперы «Проделки Майсары»; 100-летнего юбилея Зульфии; 305-летнего юбилея М.В. Ломоносова и 575-летия со дня рождения великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои; 111-летия cо дня рождения Тамары Ханум в её мемориальном доме и как ежегодно «всенародно» отмечают в Ташкенте даты, связанные с жизнью и творчеством  выдающегося русского поэта А.С. Пушкина.

Журналист-искусствовед не ограничивается событиями только регионального масштаба. Она также интересно рассказывает читателям о жизни и творчестве русского скульптора, ученицы Огюста Родена, Анны Семёновны Голубкиной, чей стопятидесятилетний юбилей широко отмечался в 2014 году в её мемориальной мастерской в Москве. Автор охотно делится с читателями библиографическим открытием века — нового имени немецкого поэта Гюнтера Тюрка, жертвы сталинских репрессий, — открытым её духовными друзьями, сотрудниками научной библиотеки НГУ в новосибирском Академгородке, где Г. Багдасарова жила и работала на Новосибирском областном радио одиннадцать лет после окончания МГУ. Эти события отозвались не только в книге: они нашли своё место в культурной жизни узбекской столицы, о которых и рассказывает автор в своих публикациях.

Путевые заметки о дальних путешествиях и коротких местных туристских маршрутах объединяют и бесконечно раздвигают не только физическое и временное, но и духовное пространство культуры в книге. Читателю далёкое становится близким, а близкое более понятным сквозь призму зазеркалья искусства в путевых очерках: «Спасительный  мост  через  бездну», «Музей под открытым небом: по следам древнего Хорезма», «Сокровища Нукуса в Музее искусств имени И.В. Савицкого — жемчужине Приаралья».

Эта очень важная книга для тех, кто интересуется вопросами истории, изобразительного искусства, фотографии, кино, театра, литературы, развития современной культуры Узбекистана: она интересна и познавательна для широкого круга читателей. Представленные в этом издании статьи, материалы, комментарии   впервые печатаются в новой авторской редакции.

Книга иллюстрирована рисунками замечательного  ташкентского художника, заслуженного работника культуры  Узбекистана Александра Батыкова. Он же –  создатель оригинальной цветной обложки. В книге также привлекают  документальные фотографии с места событий. Новая книга избранной прозы и публицистики Гухарик Багдасаровой дарит нам ёмкое представление о пульсирующей хронике современной культурной жизни в Узбекистане и за её пределами. В этой «открытой», по своей сути, книге, согласно символическому названию одной из её рубрик, нет границ, но есть живые полнокровные люди, уютно её населяющие. После прочтения книги они будут всегда с нами. Это те многочисленные многонациональные герои, которых Гухарик Багдасарова, любя и ценя их больше всех на свете, назвала: «Мои дорогие попутчики»

2019

БОРИС БАБАЕВ

 





Другие материалы рубрики

01.07.2019 / 11:21:17

Городницкий о нас...

Не браню своих дней остаток... Далее...

26.06.2019 / 17:35:25

Крупнейшее российское издательство "Эксмо" представляет книгу писателя из Узбекистана "Шпага д'Артаньяна, или Год спустя".

Издательство "Эксмо" выпустило продолжение легендарной "мушкетёрской" саги Александра Дюма, написанное автором из Узбекистана Оразом Абдуразаковым. Далее...

25.06.2019 / 23:43:32

ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТАШКЕНТЕ НОВОЙ КНИГИ "НЕМЦЫ ХОРЕЗМА"

В Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан состоялась презентация книги журналиста Нура Ахмада "Немцы Хорезма". Далее...

25.06.2019 / 23:38:47

Алишер НАВОИ: "Не дервиш и не шах"

Из книги "Назм ул-жавохир" ("Жемчужные строки") Далее...

17.06.2019 / 23:30:29

Рассказ: ДЕНЬ ЛОШАДИ. БЕГ

Ноги его будто оторвались от земли. Далее...





14.03.2024 / 10:07:24
Коллектив ГАБТа имени Навои отправился на гастроли в Кыргызстан
 
13.03.2024 / 10:18:01
С 11 марта ГАРДТ Узбекистана ЗАКРЫТ на РЕМОНТ.
 


14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 
01.03.2024 / 10:56:07
Приглашаем вас на просмотр документального фильма "Спасибо, Родная!".
 


18.03.2024 / 09:58:53
О Наврузе и опере "Садокат" Рустама Абдуллаева
 
14.03.2024 / 12:14:57
ЮНЫЕ ПИАНИСТЫ ИГРАЮТ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте