Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
31.05.2020 / 22:29:52

Усман Азим не только талантливый поэт, но и писатель, драматург. В этом можно еще раз убедиться, прочитав его книгу, изданную недавно на русском языке, - "Букет алых роз"


Она напечатана издательством «Камалак»   под рубрикой «Адиб ва жамият». И это наиболее точно отражает главную идею книги, в которой на первом плане  жизнь современного общества у нас в стране, самые различные  жизненные коллизии. Представленные здесь проза, драматургия и поэзия Усмана Азима привлекают читателя актуальностью поставленных проблем, умением автора глубоко вникнуть в избранную тему, создать очень яркие, запоминающиеся характеры наших современников. Потому есть все основания обратить особое внимание на это издание. Кроме прекрасных стихов поэта это рассказы "Офисная выставка", "Букет алых роз", "Любовь", "Лэлин", а также пьесы "Всего один шаг", "Край, где рождается заря".

Об этом, многогранности писательского и поэтического таланта народного поэта Узбекистана Усмана Азима пишет в предисловии к книге кандидат филологических наук Каромат Муллаходжаева. Представляем его вашему вниманию.

В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия в узбекской литературе начались большие изменения. Талантливые поэты, писатели, литературоведы своими произведениями стремились обновить дух узбекской литературы. Эта тенденция особенно ярко проявилась в поэзии. Молодые поэты, так называемое «поколение 70-х», за короткий срок сумели создать новое направление в  литературе. Стараясь отойти от общепринятых формулировок, чтобы говорить только правду, они сумели подняться выше своих личных интересов,  Они писали с надеждой, что их творчество заставит других изменить отношение к литературе и реалиям своего времени. Их тревожило то, что труд узбекского хлобкороба тяжео и неблагодарен, что судьба постого человека, занятого с утра до ночи  сельским физическим трудом,   решается  в высших кабинетах без учета его интересов, что жизнь простого труженика однообразна и далека от совершенства. 

Они писали пламенные стихи пробуждающие народ, писали образно выражаясь «во весь голос», потому что  считали себя ответственными за происходящие изменения в  общественном сознании, а говорить правду считали   долгом чести.

В этой поэтической когорте состоял и Усман Азим – поэт, вошедший в узбекскую литературу своеобразным поэтическим голосом, мятежным духом, верой в себя и в свое дело.   В стихах он воспевал мужество, честность, патриотизм, любовь к своему народу, писал искренне и смело, говорил правдиво и даверительно, поэтому читатели полюбили каждое его творение. Он воспевал поэзию, рожденную в страданиях и муках: Шеър ёзилар, қийноқ сенга бўлсин шараф,/Жоним, қалбим шеъриятнинг пичоғида... (Пишу стихи, пусть страдание станет славой, /Душа и сердце на лезвии ножа – стиха). Его строки: Агар одам бўлсанг, гапимга тушун,/Агар худо бўлсанг, менга йўл кўрсат!.. (Если ты человек, пойми меня, если ты Бог, покажи мне дорогу...), звучали как крик души, они давали  понять читателю, что в литературу пришел поэт, которого ждали давно. 

Любите меня –
Ненавидьте меня.
А третьего не допущу.
 
Я вас или люблю,
Или ненавижу,
Но не разменяюсь на мелочь.
 
Стихи мои – это любовь,
Стихи мои – это ненависть.
 
А вы, недостойные,
Лжете мне,
С кинжалом в руке
Говорите: - Люблю.
 
Не бойтесь, скажите мне правду,
И полюблю вас взаправду.

Иногда напряженный пафос, свойственный природе поэта и его стихам, внезапно смягчался, и становилось понятно, как не простобыл соединить два эти два полярныз состояния  в одной душе:

Подполковник Фатеев!
Вы меня научили обращаться с оружием,
Вы меня научили стрелять из него,
Я вас ненавижу.
 
Подполковник Фатеев!
Вы помните,
Как однажды на полигоне
Вы нашли тюльпан?
Как вы его разглядывали
И даже, кажется, поцеловали?
Я вас люблю.
 
Вы стояли посреди безлюдного пространства,
Как монумент веку:
В одной руке автомат,
В другой – цветок.

Усман Азим – поэт нового времени, новых взглядов. Но он не отказался от традиций узбекской литературы, существовавших до него, наоборот, он использовал богатый опыт прежних поэтов; нашел свой творческий стиль, разработал его и достиг высокого художественного уровня.  Усман Азим не подчинялся установившимся догмам, несмотря на преграды, стремился вперёд, не останавливался, был в постоянном поиске – писал. Писал традиционной метрикой бармак, классическим арузом, белым стихом звучат неповторимые мелодии, свойственные только Усману Азиму. Каждое его стихотворение,  каждая его строка дышит правдой. Потому что писать стихи, как он говорит в одном из своих стихотворений, для него не самоцель, он пишет, чтобы найти себя: «...Ҳеч қачон шеър излаганим йўқ, / Тақдиримни изладим  фақат (Я никогда не искал стихов, /А искал только свою судьбу)».

Уже в ранеей молодости, в 1982 году  Усман Азим удостоился всесоюзной премии имени В. Маяковского.

Его первая книга «Инсонни тушиниш»  («Понять человека») опуюликована в 1978 году. Название следующей книги «Ҳолат» («Состояние» – 1979) говорит о том, что диапазон его стихов изначально был очень широк. К настоящему времени изданы такие поэтические сборники как  «Оқибат» («Исход» – 1980), «Кўзгу» («Зеркало» – 1983), «Дарс» («Урок»  – 1986), «Сурат парчалари» («Обрывки фотографии» – 1986),   «Иккинчи апрель» («Второе апреля» – 1987),  «Бахшиёна» (« В стиле бахши» – 1990), «Уйғониш азоби» («Муки пробуждения» – 1991), «Ғусса» («Скорбь» – 1994), «Узун тун»  («Длинная ночь» –1994), «Бор эканда, йўқ экан» («Было, да не стало» – 1995), «Сайланма» («Избранно»)   «Куз» («Осень» – 2001), «Жоду» («Колдовство» – 2003), «Соғинч» («Тоска»  – 2007), «Юрак» («Сердце» – 2009), «Фонус» («Фонарь» – 2010), «Сукунат» («Безмолвие”» – 2012),    «Коллаж» (2018),  «Сўнгсўзлар» («Послесловия» – 2019), а  также I и II тома избранных произведений. .

Его стихи переведены на французский, немецкий, английский, польский, эстонский, грузинский, македонский, латышский, турецкий, таджикский, русский, казахский, киргизский и другие языки.

Его драмы поставлены на сценах театров Узбекистана и стран СНГ. Среди них «Кундузсиз кечалар» (“Ночи без дня»  – 1998), «Алпомишнинг қайтиши» («Возвращение Алпомыша» – 2000), «Бир қадам йўл» («Всего один шаг» – 2002),  «Ўткан замон ҳангомалари» («Байки минувших дней» – 2003), «Адибниг умри» («Жизнь писателя» –2005), «Улар олам эмас» («Нелюди» – 2010), «Тонг отган таррафларда» «Край, где рождается заря» –2014) и другие .

Творчество Усмана Азима постоянно подпитывается устным народным творчеством. Воспитанный на творчестве бахши и акынов, поэт перенес многие их мотивы в свою поэзию.  

Все народ мой за правду готов претерпеть,
Слово правды из мертвых его возродит.
Смерть страшна. Но народ вымирать обречен,
Если ложью поэт оскверняет уста.

Так поэт писал в одном из стихотворений цикла «В стиле бахши».

Усман Азим в узбекскую поэзию внес  совершенно новый стиль – стиль, свойственный народным дастанам – поэмам, исполняющимся бахши-акынами и назвал целый цикл стихотворений «Бахшиёна» (т.е. «В стиле бахши»). Применение такого древного стиля и мотивов   в современной поэзии –  новаторство,  которое критики признают как важное явление  в современной узбекской поэзии. Это новаторсво состоит в том,  что поэт представил мотивы народных дастанов в новой, современный интерпретации, внес новые образы и темы. Образ бахши в этом цикле  - удивительная находка Усмана Азима.  Поэт говорит о своих переживаниях устами Эльбека-бахши, Эломона-бахши, Хаккула-бахши и других своих героев.

«Ты низко», – небу я сказал,
Чинарам «вы малы», – сказал,
 Я полные ладони звёзд
Набрал и им «мои», – сказал.
Я на вершину поднялся –
Открылся взору край родной – 
И вдруг слезами залился,
«Будь вечной, Родина», – сказал.

Такой поиск у Усмана Азима, вероятно, начинался еще в далеком детстве – в Байсуне, где он родился, и где, слушая в исполнении бахши – сказителей дастанов, предавался мечтам.

Усман Азим родился 13 августа 1950 года в Сурхандарьинской области Узбекистана. Его родной Байсун стал лейтмотивом многих его стихотворений.  Через образ малой родины им воспета Родина большая, великая.

Понижается небо, и гор оползают края.
Трудно жить с наклоненною выей, с согбенной спиною…
К небесам, до которых нельзя дотянуться направился я.
Поднялась и пошла степь Байсунская следом за мною…
 
Не решаясь меня оголтелым пространствам отдать,
Не сдаваясь ветрам с их превышенной скоростью шалой,
Побежала за мной, спотыкаясь опять и опять
О железнодорожные шпалы.
 
Я в вагон затянул ее, высунувшись из окна,
Стал за глупость ее укорять, за позор перед миром.
И на верхнюю полку залезла и стихла она
Безбилетным, бесправным, безропотным пассажиром…
 
Я ее убеждаю: – в Байсун возвращаться пора!
Не к лицу городскому порядку твой вид одичалый.
Поезжай! Там дожди благодатны, раздольны ветра,
Там раскинешься ты среди гор, как бывало…
 
На работу как все я иду поутру.
Почему мое сердце болит? Что его истерзало?
Как собака бездомная, скорбно дрожит на ветру
Степь, слоняясь по площади возле вокзала…
(«Баллада о степи»)

Усман Азим находится в постоянном творческом и формально-стилистическом поиске, публикует новые уникальные стихи. Поэт  смелый экспериментатор, он пытается раскрыть поэтические возможности узбекского языка.  Следущие стихотворение служит тому подтвержением:

С четырех сторон напирали на человека.
Человек стал уменьшаться.                   
Сначала он потерял свой мир.
Затем потерял Родину,
потом – покой,
потом – работу,
потом истратил нервы…
Все меньше и меньше
делался человек.
Как кулак свернулся в собственном теле.
В маленький кулак превратился человек.
Будьте осторожны,
Человек превратился в кулак!..

Усман Азим активно использует многогранные возможности  современной  поэзии.  Своими  балладами, драматическими поэмами, пьесами, написанными в стихах, он доказаыват, что любой современный жанр может быть применен  в узбекской поэзии. По-новому интерпретируя жизнь персонажей народных сказок и дастанов в своих драматических балладах, он описал духовные духовные поски  человека  современниго мира, социальный и моральный облик человека нашего времени. Он, описывая душевные переживания своих героев, призывает читателя углубляться в себя – заглянуть в свой внутренний мир, осознать себя и весь мировой уклад жизни с гуманных позиций. Герои его драматических баллад, пришедшие из сказок и дастанов,  – Кенджа-батыр, Уртанча-батыр, Тунгич-батыр, Ак-батыр и Кара-батыр, Малика и Бошпари или Элбек-бахши и другие персонажи – будто живут рядом с нами, напоминая о таких вечных понятиях, как вера, честь, любовь к родине, человеческое достоинство, доброе имя.

Помимо драматических баллад, основанных на диалогах персонажей, у Усмана Азима существует также много стихотворений, написанных непосредственно в жанре баллады: «Баллада о несбывшейся мечте» «Баллада об автомобиле”, “Древняя баллада о чести”, “Декабрьская баллада”, “Баллада о дожде”  и др., где с глубоким драматизмом и лирическим пафосом передаются переживания лирического героя.   Такой же глубокий и сильный драматизм чувствуется и в ряде других стихотворений: “Коварный занавес”, “Цирк. Иллюзионист”, “Театр” и др.  Данная форма мышления – это особенное поэтическое явление.

Как любой талантливый поэт, Усман Азим пишет свои стихи, обыгрывая все наследие мировой литературы, чувствуя его очень глубоко. В таких стихах, как “Гамлет”, “Отелло”, “Брут”, “Орфей”, “Письмо Диогену”, “Дедал и Икар”, “Гладиатор”, “Рассказ о Ван Гоге”, “Акутагава” и др., а также в цикле “Подражание “Хамсе””   он воссоздает дух многих  крупных классических произведений, по-новому интерпретируя их.    

Гамлетизм для Усмана Азима является одной из важных тем.  Поэт посредством обращения к образу Гамлета и других шекспировских персонажей, действующих вокруг него, анализирует вечные проблемы жизни и смерти, истины и лжи, любви и предательства, справедливости и насилия и пр. Как писал поэт в одном из стихотворений о принце Гамлете: «Пребывать в постоянных противоречиях и сомнениях – значит понять, воспринимать, доходить до сути. Для ищущего человека – это, действительно, счастье».

Усман Азим читается легко, без затруднений, несмотря на то, что воспринимает жизнь во всей ее сложности, видит весь драматизм и возможности развития событий. умеет воспроизводить события, развивая их. Поэтому в поэзии Усман Азим легко переходит от одного жанра к другому, также без затруднения переходит от поэзии к прозе или к драматическому произведению.

В книге, которую вы держите в руках, вниманию русскоязычного читателя предоставляются помимо стихотворений, некоторые рассказы поэта: “Офисная выставка”, “Букет алых роз”, “Начальница отдела кадров”, “Любовь”, “Лэлин”, а также     драмы: “Край, где рождается заря”, “Возвращение Алпамыша”,  “Всего один шаг”. Но даже эта небольшая часть   творчества Усмана Азима дает читателю представление о поэте, прозаике и драматурге, о его художественном мастерстве и, главное, о его таланте, который дарит читателям счастье общения с литературой.

Написание поэтом прозаических и драматургических произведений – не случайность. Фабула некоторых его драматических произведений сначала была воплощена в его стихах. Например, содержание стихотворения «Баллада о вполне удовлетворенном человеке», написанного еще в 70-е годы прошлого века, составляет фабулу его пьесы “Всего один шаг”. Поэт без затруднения переходит от поэзии к драматургии или прозе подобно тому, как легко переходит из одного жанра в другой в поэзии.

«Следует отметить, что в драмах Усмана Азима очень внушительно выражаются и социальные помыслы, нашедшие отражения в пьесах «Всего один шаг», «Базар», «Истерика» или «Ночи без дня», «Жизнь писателя»,  «Абдулла Каххар», в  комедиях «Байки прошлых лет», «Птица счастья», где весом уровень печали, и широк масштаб событий и устремлений. К ним можно добавить пьесы «Возвращение Алпомыша», «Тахир и Зухра», написанных на основе устного народного творчества».[1]

Пьесы «Край, где рождается заря», «Всего один шаг», «Ночи без дня», «Возвращение Алпамыша» и ряд других пьес превратилась в лучшее сценическое произведение последних лет. Это прекрасные произведения о Родине, независимости, судьбах героев и простых людей, в которых отражены не только времен и эпох, но и гуманистические идеи истинных ценностей жизни

Сегодня можно с уверенностью сказать, что поднявший узбекскую поэзию на новый уровень поэт Усман Азим в последние годы поднял и драматургию на  определенную высоту.

Народный поэт Узбекистана Усман  умеет в своих стихах, прозе и драме глубоко и тонко выразить душу не только одного человека, но и  сердце нации, человечества. 



[1] Шуҳрат Ризаев. “Қийноқ сенга бўлсин шараф”/Усмон Азим. Адибнинг умри.  –Т.: Cho‘lpon nomidagi nashriyot-matbaa uyi , 2011, 5-бет.

 





Другие материалы рубрики

28.05.2020 / 19:10:12

27 мая - Всемирный день библиотек

В Узбекистане профессиональный праздник - День библиотекаря учредили в 2019 году. Праздник с этого года отмечают 21 мая. Библиотекарей в этот день станут награждать госнаградами и премиями за многолетний добросовестный труд и вклад в развитие информационно-библиотечной сферы Далее...

27.05.2020 / 21:11:39

Георгий ПРЯХИН. Эссе "ЖИВОТНОЕ НАЧАЛО"

Я вырос с животными. И, забегая вперёд, признаюсь, что мои взаимоотношения с ними далеко не всегда носили и носят идиллический характер. Во всяком случае я хорошо помню, как выглядит животная злоба. Да и животный страх тоже – его не раз можно было рассмотреть в моих собственных глазах Далее...

21.05.2020 / 13:43:48

В Ташкенте открылась Аллея литераторов

Глава государства предложил создать интернет-портал "Аллея литераторов". Этот источник будет содержать электронные копии произведений классической и современной литературы, мастер-классы писателей и литературоведов Далее...

18.05.2020 / 15:29:52

Возраст такая странная штука. В паспорте есть, а в башке - ни фига. Годы заходят все чаще без стука. Морщится личико как курага...

Возраст такая странная штука В паспорте есть, а в башке — ни фига. Годы заходят все чаще без стука, Морщится личико, как курага Далее...

07.05.2020 / 15:43:00

Они знают о войне не понаслышке

В канун празднования 75-летия Великой Победы над фашизмом во Второй Мировой войне вышла уникальная книга "Воспоминание детей великой победы", вобравшая в себя выступления, очерки, стихи и заметки более 40 авторов, детство которых прошло в те суровые, холодные и голодные годы Далее...





06.07.2020 / 12:42:40
Композитор Эннио Морриконе скончался в возрасте 91 года
 
05.07.2020 / 12:04:28
Cостоялся релиз дебютного сингла Xoh Inon молодого исполнителя Benoor
 


05.06.2020 / 16:30:02
Азиз Абдухакимов: Узбекистан запускает новую систему безопасного туризма
 
05.06.2020 / 16:24:23
Изучена готовность риштанских ремесленников к обслуживанию туристов
 


06.07.2020 / 12:37:33
Ало Ходжаев: биография как биография страны
 
03.07.2020 / 10:12:20
Олег Бордовский: 90 лет в ногу со временем
 


29.06.2020 / 20:39:44
О памятной поездке в Париж. Двадцать лет спустя…
 
15.06.2020 / 15:06:10
Древнейший напиток на Земле. ТОП-10 самых знаменитых сортов китайского чая в мире
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте