Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
26.06.2024 / 10:00:56

В Ташкенте отметили 135-летие со дня рождения Анны Ахматовой


В этом году ташкентские поклонники поэзии Серебряного века отмечают два юбилея: в декабре 25-летие «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» и в июне - 135-летие со дня рождения Анны Ахматовой (23 июня 1889 г. - 5 марта 1966). По этому поводу 20.06.24 в преддверии дня рождения А. Ахматовой в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ собрались любители изящной словесности, чтобы отдать дань памяти любимому поэту.

Руководитель ахматовского музея Ирина Анатольевна Парамонова  кратко рассказала биографию поэта и обозначила двухчасовую программу концерта в честь юбиляра. Ведущая отметила особый период в жизни поэта: с 8 ноября 1941-го  до мая 1944 года Анна Андреевна наряду с другими деятелями литературы и искусства проживала в узбекской столице в эвакуации и здесь написала много стихов, вошедших в цикл «Ташкентские тетради». В эвакуации она начинает работать над созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который входит стихотворение «Мужество» (1941 г.). Здесь в Ташкенте в 1943 году вышел её сборник избранных стихов, в котором было опубликовано это знаменитое стихотворение. На вечере его по-детски искренно и задушевно прочитала наизусть 10-летняя Ольга Терновых. В устах школьницы особенно убедительно звучал завет русского поэта, ставшего участницей и непосредственной свидетельницей многих переломных событий в русской истории. Ахматова не приняла революцию, но любовь к своей стране не позволила ей стать эмигранткой. Она именно в мужестве видела залог спасения русского народа: как актуально сегодня звучат эти стихи!

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
 
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
 
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Именно здесь в Ташкенте в два приёма был написан эпилог «Поэмы без героя» Анны Ахматовой, в которой много строк посвящено городу, заменившему на время деятелям русской культуры их родной очаг:

«И Ташкент в цвету подвенечном… // Скоро там о верном и вечном // Ветр азийский расскажет мне…». Эти стихи непосредственно из уст Анны Ахматовой слышал 16-летний Эдуард Бабаев, впоследствии высокий специалист по русской литературе и журналистике XIX в., посвятивший себя педагогической деятельности на факультете журналистики МГУ. Уроженец Ташкента, преданный гид Ахматовой и хранитель чемоданчика с рукописями её «Поэмы без героя» и стихов опального поэта Осипа Мандельштама, доверенных ему его супругой Надеждой Мандельштам, так отзывался о родном городе: «Нет-нет, я никогда не забуду город, созданный для счастья и где тополя живут по триста лет».

Когда я читала на вечере в епархии стихотворение из цикла «Ташкентские тетради. Луна в зените, № 6»: «Я не была здесь лет семьсот, // но ничего не изменилось… // Всё так же льётся Божья милость // С непререкаемых высот…», - я слышала низкий пророческий голос Анны Ахматовой и её  дыхание  – в тот момент она была с нами. Это ощущение продлили Геннадий Арефьев, исполнивший под гитару несколько лирических песен на стихи Анны Ахматовой; чтец-декламатор Ирина Парамонова, читавшая наизусть откровенные и одновременно возвышенные стихи о любви и горечи потерь («Проводила друга до передней», «Здравствуй! Лёгкий шелест слышишь?..» «Не будем пить из одного стакана…»).

В программе приняли участие артисты ГАБТ им. А. Навои и юная Виктория Роговая из детской студии при ГТМК (оперетты) Узбекистана (рук. Наталья Салихова); поэты и писатели; литературоведы, музыканты, солисты самодеятельного танцевального ансамбля «Шалом» под руководством Рано Досметовой (они исполнили вальс «Прощание» и танец «Ватаним»); декламаторы и просто любители художественного слова.

Поэт, переводчик, литературный критик Николай Ильин в своём выступлении подчеркнул, что ахматовский музей и само творчество Ахматовой объединили профессиональных и самодеятельных поэтов: здесь не разделяются по рангам или степени известности того или иного литератора. Мерилом духовного родства является искренняя любовь к поэзии, как это и было всегда в ахматовском окружении. Николай Ильин прочитал несколько своих посвящений Анне Ахматовой на высоком профессиональном уровне. Стихи Анны Ахматовой и посвящения ей также читали: Людмила Ким, Татьяна Попова, Олег Бордовский.  Гуарик Багдасарова преподнесла на суд зрителей авторскую реминисценцию на «Стихи о Петербурге» Ахматовой под названием «Я свободна…»:

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
                         Анна Ахматова.  Стихи о Петербурге.

 

Ты свободен. Я свободна.
Завтра лучше, чем вчера.
Над Анхором быстроводным
Синь небес и чистота.
 
Я давно не одинока.
С той поры, как ты ушёл,
Гости с запада-востока
входят в мой открытый дом.
 
Мы беседуем о жизни.
Диалог Любви ведём
И за трапезой вечерней
Смысл бытийный познаём.
 
Ты же бродишь всё по свету.
Поиск истины тернист.
Есть короткие тропинки.
Есть пути длиною в жизнь.
Ташкент, 2005

Алексей Кирдянов прочитал стихотворение нашей современницы Елены Тепловой  (1933-2012) "Ташкентский романс" из сборника «Признание. Стихотворения поэтов Узбекистана» (2007). Приятным сюрпризом для меня стало позабытое посвящение Алексея Кирдянова мне: «'Что же делать ещё? Жизнь  - в избытке..."[1]. Литературовед и специалист по Серебряному веку Вадим Фомичёв в своём  выступлении коснулся  сложных отношений  Анны Ахматовой с Николаем Гумилёвым и раскрыл её покаяние в  стихах, написанных после гибели мужа в застенках НКВД:

Многим

Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, —
Ведь всё равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей,
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошённый дом.
И говорят — нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить…
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь — забытой быть.

1922 

В программе прозвучала европейская классика: «Вальс» Фридерика Шопена и «Аве Мария» Франца Шуберта  (В. Галаян), редко исполняемые 27 соната Людвига  Бетховена и  этюд № 11 Александра Скрябина(В. Цветков). Ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои Анжилика  Мухаметзянова в ансамбле с концертмейстером Людмилой Слоним проникновенно исполнила два романса: «Минареты» Бориса Прозоровского на стихи Леонида Собинова и «Сирень» Сергея  Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой. В этом же блоке выступил режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним со своим поэтическим приношением «незабвенной Анне Андреевне Ахматовой…»:

Ажурная шаль                                                                               

… Она – из века, что давно отцвёл,
Она – из века, что ещё настанет.
И вечный в смене вех столетий ствол,
И трепетной поэзии престол
Её живым мемориалом станет.
Ахматова… Да – звучный псевдоним,
Сроднившийся и с тайнами Востока,
Дал имя Ей. Соединившись с ним
Всем многоцветным существом своим,
Она сияет вне границ и срока…
 
…Она жила на грани двух веков,
На сломе всех устоев оснований.
Она познала тяжести оков
И горечь разрушения основ
Гармоний, грёз, и светлых упований.
Она любила… Но глухой запрет
Судьбы на всё, что в помыслах рождалось,
И полчища немых железных «нет!»
Стремились погасить лампады свет,
Который вёл к надеждам – как казалось…
 
…Поэзия Её была иной,
Чем свод прекрасных, но –  других речений.
Сияя тайной тонкой новизной,
Она была то светлой, то – больной
От мира тяжких, горьких искривлений.
Она познать сумела грани твердь
Меж Жизнью и молчаньем вечной Ночи.
И на путях не раз встречала Смерть,
Которая сквозь жизни круговерть
Свой вещий взор ей устремляла в очи…
 
…Железный век навстречу маршем шёл,
Цветы и строки без следа сметая.
А стих Её звучал всё. И расцвёл –
Ранимый и таинственный! – но в ствол
Привычности вложиться не желая.
Идя по тропке сквозь раздор лихой,
Сквозь то, что миром средь людей зовётся,
И сквозь Войну – остался он собой,
Лишь закалившись в данности такой
И веруя, что к свету он пробьётся…
 
…Изведав раны горя и печаль,
И мрак опустошения, что горек,
Она спасла свет духа, глядя вдаль.
Её стихов навек ажурна шаль,
И вечно жив Мангалочий тот дворик.
И где бы ни собрались рядом те,
Кто чтит   Поэта Слово в жизни бурной
В гармониях иль в серой пустоте – 
Её заветный взор зовёт к мечте
Из-под покрова шали той ажурной…
17 июня 2024

Андрей Евсеевич подарил собравшимся ещё два своих стихотворения, в которых раскрывался облик и образность Серебряного века - «Ночь спустилась в печали…» и «В нежданных судеб искривленьях…».

В своём автобиографическом очерке «Коротко о себе» в 1965 г.Анна Андреевна, в частности, рассказывала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны в эти годы и видела события, которым не было равных»[2]. Собравшиеся на юбилее выдающегося русского поэта Серебряного века услышали эти ритмы в музыкальных классических произведениях, русских народных песнях в исполнении Натальи Мудровой, – талантливой молодой исполнительницы с тембром голоса, напоминающим Лидию Русланову, а также песнях на стихи Ахматовой в интерпретации Геннадия Арефьева; непосредственно стихах Ахматовой и посвящениях ей разных участников, которые прозвучали в этот благословенный вечер.

В заключение концерта Ирина Парамонова сообщила, что ахматовский музей уходит на летние каникулы до сентября 2024 года. Мы не прощались, а говорили друг другу: «До свидания!»

 

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото видеооператора Светланы Руденко

 



 

 

 

1. Стихотворение было опубликовано на сайте "Близкое эхо", а также в книгах

А. Кирдянова «Из двух веков» (2015), "Обожжённая нежность. Избранное" (2015).

2. Анна Ахматова. Лирика. – М.: Художественная литература, 1990. С. 8

 

 





Другие материалы рубрики

24.06.2024 / 10:32:14

Борис ГОЛЕНДЕР. Памятники архитектуры Ташкента эпохи "Чорхоким"

В последние годы в печати появилось достаточно много публикаций об архитектурных памятниках старого Ташкента. Однако различные эпохи в истории столицы Узбекистана в них освещены весьма неравномерно. В частности, периоду Ташкентского государства, управлявшегося советом из четырех хакимов (т. н. "чорхоким"), до сих пор уделено недостаточно внимания Далее...

22.06.2024 / 10:52:11

Андрей Слоним. Ажурная шаль

Незабвенной Анне Андреевне АХМАТОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ… Далее...

12.06.2024 / 10:34:03

Книги-альбомы из серии "Культурное наследие Узбекистана в коллекциях мира" переданы музею Лувра

В Париже состоялась церемония передачи в дар музею Лувра 50 томов из серии книги-альбома "Культурное наследие Узбекистана в коллекциях мира", изданных Всемирным обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана Далее...

11.06.2024 / 10:09:43

Уникальный проект Адели Чиляковой

Философ, писатель и поэт, академик, лауреат международных премий Адель Чилякова призывает человечество сообща искать ключи к утраченной гармонии. Её экспериментальный научноисследовательский проект "Планета – наша общая Родина" поддержали международные организации, общественные деятели и духовные служители многих стран Далее...

10.06.2024 / 15:27:54

Встреча с гостями из Оренбурга. 225-летие А. С. Пушкина отметило ЛТО "Данко" в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района

Очередная встреча данковцев в Информационно-библиотечном центре Мирзо-Улугбекского района была посвящена 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – Солнца русской поэзии, поэта, драматурга и прозаика, публициста, критика и основоположника литературного русского языка. Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


29.10.2024 / 23:39:12
История ГАБТ имени А. Навои в лицах и документах
 
25.10.2024 / 00:21:24
23 октября, в среду на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои мы снова представили зрителям наш спектакль необычной формы – творение великого Вольфганга Амадея Моцарта
 


29.10.2024 / 14:55:09
Восхищение оперой "Бесконечные ночи" Мухаммада Атаджанова
 
25.10.2024 / 12:30:54
Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два современника и гения вне времени
 


14.10.2024 / 16:53:13
В Ташкенте с 22 по 25 октября пройдут Дни Москвы
 
11.10.2024 / 10:04:43
ДЕЛИ, 9 октября. Завершилась поездка в Узбекистан для подготовки серии телепередач о богатом туристическом потенциале нашей страны .
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте