Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.07.2017 / 09:53:31
Презентация пятого выпуска ахматовского альманаха подвела итоги работы "Мангалочьего дворика" за 2016 годОткрывая вечер презентации пятого выпуска ахматовского альманаха, директор "Мангалочьего дворика Анны Ахматовой" А.В. Маркевич напомнила собравшимся историю музея в знаменательных датах. Открытие музея состоялось 18 декабря 1999 года в 110-ую годовщину со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. В этом году в декабре ему исполнится 18 лет. В течение этих лет проводились по четвергам многочисленные литературные заседания, интересные творческие встречи с писателями, поэтами, музыкантами, артистами, "Цветаевские костры", а также продолжался сбор фондовых материалов. А.В. Маркевич поблагодарила руководство Представительства Россотрудничества в Узбекистане в лице В.Н. Шулика за огромную поддержку музея со дня его переезда в августе 2013 года под сени РЦНК в Ташкенте по адресу: ул. Восита Вахидова, 53. С тех пор общественная деятельность музея при поддержке РЦНК в Ташкенте значительно активизировалась. О содержании альманаха рассказала его редактор и оформитель, член СП Узбекистана Виктория Осадченко. Пятый выпуск альманаха, по сравнению с предыдущими, - отметила Виктория, - является самым объёмным. Он включает в себя краткий обзор публикаций музыкально-поэтических вечеров в "Мангалочьем дворике" за 2016 год, сделанный журналистом Ольгой Гула. В интернете на сайтах "Культура.Уз", "Письма о Ташкенте" и персональных блогах Г. Багдасаровой, Р. Крапаней, М. Расуловой можно найти оперативную информацию о каждом заседании литературной гостиной клуба-музея "Мангалочий дворик А. Ахматовой". Обозреватель Ольга Гула частично воспроизводит в альманахе содержание этих публикаций, к сожалению, без ссылки на первоисточник. Большой интерес в альманахе для читателей представляют литературоведческие изыскания доктора филологических наук А.Н. Давшан ("Анна Ахматова в стихах Александра Файнберга"), теоретика и историка русской литературы Юрия Морица ("Непоколебимое величие. А.С. Пушкин в художественном мире Ахматовой"), современницы и собеседницы Анны Ахматовой – Елизаветы Муравьёвой ("Каким был Пушкин"); а также обзор музыкально-поэтических вечеров в музее, сделанный профессором Государственной консерватории Узбекистана Ириной Галущенко. Воспоминания поэта-шестидесятника Нины Королёвой о встречах с Анной Ахматовой и её стихотворные посвящения из книги "Анна Ахматова. Души высокая свобода"; поэтические посвящения Ксении Некрасовой и Альбины Маркевич Анне Ахматовой; документальный рассказ одного из организаторов всемирных "Цветаевских костров" в Ташкенте, автора семи поэтических сборников - Маргариты Тарсиной - о "Цветаевском костре" в Канаде; письмо С.А. Журавской к Т.В. Ивановой (1943 г.) из фондов музея; поэтический цикл известного гитариста, педагога, композитора Евгения Теплякова (1937-2017) из его сборника "Исход" (2015 г.); информационная заметка В. Осадченко о важном событии в истории музея – двух посылках с книгами и альбомами, посвящёнными русскому поэту Серебряного века, весом в 20 кг, от профессионального музыканта и поклонницы творчества Ахматовой - Светланы Барской из Санкт-Петербурга - отражают политические реалии и жизненные перипетии переходного исторического времени – от Серебряного века к нашей современности, вдохнувшей в себя всё лучшее из человеческого опыта прошлого лихолетья. В этот раз альманах украсили новые стихи, рассказы, эссе участников Семинара молодых и вполне зрелых поэтов и писателей при СП Узбекистана. Среди них уже знакомые нам имена по многочисленным изданиям и публикациям в журнале "Звезда Востока" - поэта и переводчика Николая Ильина, поэтов Баха Ахмедова, Вики Осадченко, блогера Раисы Крапаней, художественного мультипликатора и художественного постановщика анимационных фильмов - Алексея Гвардина, неоднократного лауреата и члена жюри фестивалей авторской песни "Чимганское эхо" и "Осенний аккорд" Олега Бордовского, автора многочисленных басен и графических иллюстраций к ним Сергея Слонова. "Мангалочий дворик", - заметил в своём выступлении Николай Ильин, - всегда обладает постоянным негасимым огнём от мангалки, которую зажгла в нём хозяйка – Альбина Витольдовна Маркевич. Она согревает нас и освещает наши стихи во все времена года". Н. Ильин прочёл свои осенние стихи из нового альманаха. Бах Ахмедов поделился своими размышлениями об альманахе: "Мне очень нравится идея альманаха. Что это такое? Это какое-то мистическое пространство, где размещаются тексты разных авторов и начинают жить своей собственной жизнью, о которой авторы даже не догадываются. Они общаются и спорят между собой, ругаются и мирятся – всё, как у людей. Там происходит что-то интересное – и это замечательно!" В альманахе он опубликовал свой фантастический грустный рассказ о последнем ташкентском трамвае "Трамвайные сны", а на вечере прочитал стихи, продолжившие эту тему осознания ускользающих смыслов преходящих реалий, будь то последний трамвай или случайный пассажир, или спешащий мимо тебя прохожий: Ах, если бы знать, для чего мы пытаемся выжить в словах!... / И в строчке, до боли знакомой, забыть свой предательский страх. / Забыть или может забыться в мелодии смыслов простых. / Но падает свет на страницы, и нет утешения в них. / И то, что вчера нас спасало, не может сегодня спасти. / И время смертельно устало от наших метаний в пути. / А мы все пытаемся выжить в какой-то случайной строке. / И точную вечность услышать, и встретиться с ней налегке... Своей вольной игрой воображения поделилась с читателями альманаха Вика Осадченко в зарисовке "Если я выйду на улицу" - это чистая поэзия в прозе. Дружной овацией активисты ахматовского музея поддержали новые имена дебютантов альманаха – инженера-гидротехника Галины Козловой, химика по образованию, поэта-переводчика по призванию Умиды Каримовой, актрисы Елены Буровой, филолога Натальи Белоедовой и молодого инженера Марата Байзакова. Марат Байзаков в коротких философских эссе: "Исповедь", "Себя" и пока ещё нигде не опубликованном, но прочитанном на вечере лирическом прозаическом экспромте "Шелест бабочкиных крыльев" говорит о серьёзных внутренних метаморфозах нашего сознания, когда читатель в унисон автору может сказать: "В чудеса я давно уже не верил. Я шагнул в новый туман, оставив позади прошлогоднего себя". На вечере выступил лауреат международного конкурса гитаристов в Израиле (2008 г.) Андрей Галаян. Он исполнил в память о своём дяде и первом учителе Евгении Павловиче Теплякове фантазии на темы русских народных песен в обработке Руднева: "Окрасился месяц багрянцем", "По муромской дорожке", "Как у наших ворот!..", "Однозвучно звенит колокольчик". Перед выступлением А. Галаяна его учитель и старший товарищ, преподаватель Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А. Успенского В.А. Цветков рассказал об этапах тернистого творческого пути своего воспитанника. Андрей Галаян до последнего времени преподавал (класс "Гитара") в Ташкентской музыкальной школе № 5, выступал с концертами с известным в узбекской столице оркестром народных инструментов "Согдиана", ансамблем "Омнибус", на корпоративных вечеринках, давал частные уроки игры на гитаре. Недавно по сложившимся житейским обстоятельствам, он вынужден был переехать в Чирчик Ташкентской области, но к нашему утешению, не прервал дружеские и музыкальные связи с жителями Ташкента. В.А.Цветков также коротко рассказал о своём разностороннем талантливом друге и скромном человеке – гитаристе, педагоге, художнике и литераторе Е.П. Теплякове (1937-2017). "Если бы не он, - утверждает В.А. Цветков, - в Ташкенте не было бы в почёте гитарное искусство. Благодаря ему, этот инструмент и его неограниченные возможности стали признавать у нас в стране". Евгений Павлович в 1977 году открыл класс гитары в музыкальном училище имени Хамзы и потом преподавал в Успенке до 2005 года, воспитал целую плеяду молодых гитаристов, получивших признание во всём мире. Виктор Цветков посвятил его памяти три маленьких пьесы для гитары: "Маленькая прелюдия", "Вальс", "Хабанера", которые ахматовцы приняли с восторгом. Лауреат международного фестиваля "Чимганское эхо" Геннадий Арефьев исполнил под гитару романсы на стихи ташкентских поэтов Дмитрия Черникова ("Дождь") и Виктора Игнатикова ("Детство"). В завершение музыкально-поэтического вечера, познакомившего любителей русской литературы и музыки с авторами пятого ахматовского альманаха, директор "Мангалочьего дворика" А.В. Маркевич заверила всех о том, что ахматовцы не уходят на летние каникулы и продолжат творческие встречи в обычном режиме.
Гуарик Багдасарова
|
|