Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
19.07.2017 / 12:01:55

Любить робота. Журнал "Звезда Востока" представляет новый рассказ


«Ну хорошо, – думал я, – обычный робот может говорить по-узбекски, по-русски, по-английски, однако это вовсе не означает, что он узбек, русский или англичанин. Любой робот вне национальной принадлежности. С этим все ясно. А кто такие биороботы, или андроиды, как их стали называть с легкой руки какого-то писателя-фантаста? Их практически не отличить от людей, и, значит, они не могут иметь национальности... Ну, может быть, чисто условно, по внешнем признакам...»

– Почему вы молчите? – спросила Хилола. – Вы меня слышите?

Мы с ней сидели на скамейке в сквере. Это было наше очередное свидание. И я был не в лучшем настроении.

«Вот, кстати, чисто узбекский феномен, – продолжал размышлять я, – любимая девушка говорит джигиту “вы”, а он обращается к ней на “ты”, значит он узбек. Забавно!..»

– Вы не хотите со мной разговаривать? – голос Хилолы задрожал. – Может быть, я уже не нравлюсь вам?

– Ну что ты, милая! Как я могу разлюбить эти черные, как агат, глаза, эти рубиновые губы, эти розы на щеках? – я заставил себя улыбнуться.

– Опять смеетесь... А ведь я... люблю вас.

Я так и застыл. Впервые Хилола сказала мне слова, которых я ждал и так боялся. Я полюбил ее давно, еще тогда, когда увидел в читальном зале. Принадлежа науке (я был не я), я не имел права подходить к ней, и все же познакомился с Хилолой и сделал все, чтобы услышать эти роковые слова. Что же дальше?

– Я люблю вас! – повторила она, устремив на меня взор.

Не знаю, как это получилось, но мои руки обвили ее тонкий стан, а губы сложились для поцелуя. Однако Хилола повела себя как истинная узбечка: она выскользнула из объятий и смущенно поправила легкое платье.

Я продолжал обнимать пустоту.

– Пойдемте, мне пора домой! – лукаво улыбнулась она.

– Пойдем, – вздохнул я.

Мы побрели вдоль реки. Яркие солнечные лучи пробивались сквозь густую крону тополей, расцвечивая ослепительными пятнами газоны, многоцветными искорками вспыхивали капли воды на свежеполитой траве. Покачивались и вспыхивали огненно-красные камешки в сережках Хилолы, сквозь шелковую ткань платьица угадывалось ее нежное тело. Я не чувствовал под собой ног. Мысль о том, что я могу потерять эту необыкновенную девушку, сводила с ума. Сам того не заметив, я заговорил стихами:

 

Я сижу у речки, проглядел глаза.

Это ты идешь, иль падает роса?

Тоненькая девушка, гибкая лоза,

Пусть не увядает юная краса!

 

– Это ваши стихи? Это вы мне написали? – восторженно спросила Хилола.

Оставив вопрос без внимания, я тихо продолжил:

 

Я тебя придумал, как поэт газель.

Ты пришла, испуганно монистами звеня,

От каких охотников ты бежишь, газель?

Отчего встревоженно смотришь на меня?

 

– И вовсе не встревоженно! – засмеялась Хилола. – Девушке подобает смотреть или скромно, или лукаво.

 

Отчего пугаешься осторожных ласк,

Прячешь лик свой в волосы – черную листву?

Почему боишься, что увидят нас?

 

– Посмотрите! – прервала меня Хилола. – Мороженое!

«Вот она, женская логика, – подумал я, – какая связь между стихами и мороженым?» Однако пришлось нажать кнопку и извлечь из автомата две наполненные вафельные трубочки.

Мы ели мороженое и смотрели друг на друга. Я точно знал, что испытываю одни с Хилолой ощущения. Сладкие шарики таяли во рту, морозя нёбо. Слегка ломило зубы. Солнце слепило глаза, обжигало лицо и руки. Над сквером колыхалось знойное марево, едва заметный ветерок шевелил листву деревьев.

Все это я чувствовал так же, как чувствовал бы настоящий человек. Мое восприятие мира ничем не отличалось от восприятия Хилолы, стоящей передо мной...

И тем не менее Хилола была человеком, а я – андроидом...

…Вот поэтому я понимал, что у нашей любви не может быть happy end.

 

* * *

 

И снова у меня было свидание с Хилолой. Я ждал ее у речки. У самого берега росли ивы, ветви которых склонялись к воде. Быстрое течение влекло их вперед, но они вновь и вновь пружинисто возвращались. Круглые листья тополей, растущих вдоль аллеи, трепетали и звенели, словно серебряные монеты.

Мрачные мысли одолевали меня. После последней встречи с Хилолой я долго колебался, но все же сообщил в Центр Андроидологии о своем затруднительном положении. Мой наставник Джалол-ака весьма удивился: ни у одного из многочисленных андроидов, живущих на земле и в космосе, до сих пор не возникало подобных ситуаций. Максимум, что они испытывали к людям, – это дружеское расположение либо родственное, братское, чувство. Джалол-ака пообещал разобраться с моими исходными данными и сообщить о результатах. Его спокойствие, признаться, несколько раздражало меня.

– Что же теперь делать? – спросил я.

– А в чем проблема?

– Да ведь я же ее люблю!

– Это отражается на работе?

– Естественно!

– Каким образом?

– Работоспособность увеличилась на тридцать шесть процентов.

– Ну и отлично, продолжай в том же духе.

– Но ведь она человек, а я андроид!

– Какая разница? Не переживай!

Конечно, он был прав. Однако меня раздирали противоречивые чувства. Разницы между мной и людьми не было, я же тем не менее ее ощущал. Ощущения эти, к сожалению, не алгоритмизировались, как и любовь, впрочем.

Вдруг мои глаза закрыли узкие теплые ладони.

– Хилола?..

– Удивительно, – засмеялась она счастливым смехом, – как это вы из сотен женских имен вспомнили мое.

– Ты единственная в мире!

– Немного опоздала, извините. Встретила школьную подругу и заболталась.

– Лучше бы ты совсем не приходила, – сказал я мрачно.

– Какой вы мрачный сегодня, – заметила Хилола беззаботно. – Ой, смотрите! Видите, вон человек идет? По-моему, это андроид.

– Как ты их узнаешь?

– У него слишком идеальная фигура и походка тоже чересчур правильная.

Я очень удивился. Мало кто знал об этом.

– Откуда ты это знаешь?

– Разве я не говорила, что мой отец работает в Центре Андроидологии? Он – крупный ученый.

– И его зовут Джалол-ака? – скорее, ответил, чем спросил, я.

– Вы прямо Шерлок Холмс! – засмеялась Хилола. – Сразу вычислили мое отчество.

Река по-прежнему катила свои воды. Ветви узколистных ив упруго изгибались. День клонился к вечеру. Я терзался, не решаясь сказать ей о себе. Но наконец, набравшись смелости, угрюмо произнес:

– Хилола, я должен тебе сказать одну вещь...

– Ой, как страшно! – шутливо отреагировала она.

– Не смейся, это серьезно… Хилола, я не человек, я – андроид!

– Это очередная шутка? Недавно вы говорили, что приехали на машине времени из тридцатого века!

– Это очень серьезно.

– Вы сегодня какой-то странный…

– Когда-то я должен был сказать тебе это. Меня создал твой отец.

Хилола внимательно посмотрела в мои глаза, не осознавая еще до конца столь неожиданную информацию, но потом вдруг улыбнулась:

– Как здорово!

– Чему ты радуешься?

– У нас же общий отец! – ответила она и загрустила. – Это мы, получается, брат и сестра?

– Ну и что?

– Брат не может жениться на сестре, – глубокомысленно сказала Хилола.

– Какая женитьба? – взорвался я. – Хилола, пойми, я не человек! Во мне бьется искусственное сердце, в жилах течет искусственная кровь. Мы разные, чуждые создания!

– Вы рассуждаете как расист!

– Не говори чепухи! Представители разных национальностей различаются только цветом кожи, но у них единый генетический корень.

– А у нас с вами что – неодинаковое количество хромосом, что ли? Или кровь разного цвета? Мы же идентичны на любом уровне – морфологическом, клеточном, молекулярном. Правда, вы намного умнее меня. Но мужчина и должен быть таким!

Хилола ничего не понимала. Или ее душа не хотела понимать. Она смотрела на меня своими громадными черными глазами, черные волосы, словно ветви ивы, струились по ее плечам, в серьгах посверкивали огоньки, как капельки настоящей крови. Красота ее могла свести с ума.

– Я люблю вас, – тихо сказала Хилола.

– Я тоже люблю тебя… Ты даже не представляешь как!.. – прошептал я. – Но понимаешь ли ты, что я – робот? Ты полюбила меня как человека, но сможешь ли ты любить андроида? Если даже и так, то ведь однажды ты можешь упрекнуть меня в этом. И тогда мне не останется ничего, кроме как прыгнуть с крыши небоскреба.

– Никогда! Я люблю вас и ни о чем не хочу слышать! Мне все равно – человек вы или андроид, главное, моя душа хочет только вас! Вы же ничем не отличаетесь от человека. Значит, вы и есть человек!

Я был поражен: неужели ее любовь настолько сильна, что она готова остаться со мной?!

– Хилола! У тебя восхитительна не только внешность, но и душа! Я хочу быть только с тобой до конца жизни.

И правда, разве Центр Андроидологии запретит мне контактировать девушкой-человеком?

– Вы должны сделать всё, чтобы мы были вместе и жили счастливо! – отреагировала она.

– Хорошо, я поговорю с Центром Андроидологии, – ответил я и посмотрел на нее без особой надежды в душе.

Она радостно улыбнулась. Ее простота и доверчивость стрелой пронзили мое искусственное сердце. В отчаянии я вскочил со скамейки и прямо в одежде бросился в воду. Вынырнув метров через тридцать и, не оглядываясь, быстрым кролем поплыл наискосок через реку.

 

* * *

   

Не знаю – плакать или смеяться. О таких метаморфозах можно прочитать только в античных произведениях. Ни за что не поверил бы в случившееся, но Джалол-ака показал рабочие журналы и лабораторные дневники…

Разбираясь в моих исходных данных, Джалол-ака затребовал из архива старые дискеты. Бесстрастный компьютер высветил на дисплее программу и методику, по которым был создан я. На первый взгляд все выглядело правдоподобно. Однако более глубокий анализ показал, что по изложенной программе нельзя создать даже лягушонка. После долгих поисков нашли моего «создателя». Им оказался довольно древний старичок, живущий ныне где-то в Новой Зеландии. Старичок сознался, что пытался разработать новое направление в андроидологии, но его возможности оказались недостаточными для реализации задуманного. И тогда он решился на фальсификацию. Как раз в это время в родах скончалась его жена, то есть моя мать. Он выдал своего сына за свое научное достижение. И даже защитил какую-то диссертацию.

Представляете мое состояние? С одной стороны, я испытал потрясение, в одно мгновение превратившись из андроида в человека. С другой стороны, оказалось, что мой создатель не Джалол-ака, а фальсификатор науки. Позор! А я гордился им! Джалол-ака успокаивал как мог. Говорил, что мой отец не столько преступник, сколько несчастный человек. Что он уже понес наказание, а сын за отца не ответчик. В конце концов, в случившемся есть одна положительная сторона, которая искупает все: я – такой же человек, как и Хилола! Теперь ничто не разделяет нас!

Я был совершенно счастлив и едва тут же не попросил у Джалол-аки руки его дочери, но вовремя сообразил, что это мы должны обсудить с Хилолой. И побежал к нашей речке.

Хилола уже ждала. Впервые со дня нашего знакомства она пришла свидание раньше меня. Мы бросились друг в объятья. И это тоже произошло впервые! Щеки ее горели, в глазах блестели слезы.

– Что я вам скажу!

– Что я тебе скажу!

Эти слова мы выкрикнули одновременно.

– Все, что хочешь сказать ты, это чепуха в сравнении с моей потрясающей новостью! – воскликнул я.

– Милый, теперь мы можем быть вместе! – радостно объявила она.

«Неужели она все знает?» – удивился я.

– Тебе все рассказал Джалол-ака?!

– Откуда вы знаете? Да, папа подтвердил. Но тайну открыла мама.

– Она-то здесь причем?

– Давайте расскажу все по порядку. Когда вы уплыли от меня...

Я ее прервал.

– Пожалуйста, прости. Я вел себя как дурак.

– Я долго плакала и там, у речки, и дома. Представляете? Сижу у окна и реву как маленькая. В таком состоянии меня застала мама. Увидела, разволновалась, начала расспрашивать. Я все ей и рассказала.

– Про меня?

– Да. И про вас, и про то, как мы любим...

Я не выдержал и снова обнял Хилолу, и она не оттолкнула меня, а сильнее прижалась к груди.

– Говори! – шепнул я, целуя ее в щеку.

– В общем, мама все поняла и открыла одну тайну.

– Какую тайну?

– Я такая же, как и вы. Я – андроид.

Меня будто током ударило и отбросило от Хилолы.

– Ты что, сошла с ума?

– Да, да! И я так счастлива! Теперь ничто не разделяет нас... Оказывается, папа и мама не могли иметь детей, но очень хотели, и непременно дочку. Вот тогда отец и решил создать меня. Он разработал уникальную программу и методику, благодаря которой я появилась. Представляете? Мои клетки, нервы, сосуды не отличаются от человеческих. Даже генетически я – дочь своих родителей. Любые исследования только подтвердят наше родство. Правда, здорово? Вы рады?

Хилола смело потянулась ко мне губами – я едва успел отодвинуться.

Ошеломление прошло, я начал контролировать свои слова и поступки.

Передо мной манекен, обтянутый кожзаменителем, в жилах которого струится искусственная кровь, окрашенная в красный цвет. Ритмично стучит насос, гоняя плазму по хитросплетениям квазиаорт и квазивен. Мерно раздуваются псевдолегкие, вбирая из воздуха кислород, столь необходимый для нормального функционирования андроида. Визуальные анализаторы направлены в мою сторону. Они медленно наполняются смазочной жидкостью. Видимо, в андроиде что-то разладилось, потому что жидкость переполнила анализаторы и заструилась по лицевой поверхности. Меня передернуло от отвращения.

– Извини, любить робота мне не под силу... – сказал я, встал со скамейки и медленно пошел по аллее.

День выдался превосходный. Солнце стояло в зените и, казалось, звенело от напряжения. Тополя поблескивали серебряными листочками и шуршали. Ивы полоскали свои гибкие ветви в прозрачных речных струях. Воздух был наполнен волшебными ароматами цветов и птичьим щебетом...

Хорошо жить в этом прекрасном мире!

 

Озод Мумин

 

Перевод с узбекского Спартака Ахметова

журнал  «Звезда Востока»

 





Другие материалы рубрики

19.07.2017 / 11:14:34

Несёт нас поезд жизни в никуда

Новые стихи Исаака Гоха Далее...

13.07.2017 / 09:34:09

Бесценные источники нашей культуры. О рукописях в библиотеках Великобритании

Профессор Алишер Файзуллаев — о редких рукописных произведениях средневековых ученых и мыслителей Центральной Азии, хранящихся в библиотеках Великобритании. Далее...

07.07.2017 / 15:49:56

На конференции в Ташкенте обсуждены роль и значение журнала "Жахон адабиёти" ("Мировая литература") Узбекистана в годы независимости

Двадцать лет тому назад по инициативе Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова был создан журнал "Жахон Адабиёти". В духовно-культурной жизни страны эта новость стала тогда важным событием. Известно, что любой вид творческой деятельности даёт свои плоды, если заниматься ею систематически и последовательно. Далее...

05.07.2017 / 12:16:13

Литературно-музыкальный клуб "МАЙСАРА": новая история только начинается

В мемориальной квартире Сулеймана Юдакова при Союзе композиторов Узбекистана состоялась новая встреча членов клуба "Майсара". И, хотя пока его состав только формируется, тем не менее, каждый нацелен на то, чтобы быстрее завершился организационный период и узнать поближе своих новых друзей и собеседников. Далее...

04.07.2017 / 10:36:30

Страницы истории. Междуречие в Ташкенте

Наше Междуречие менее известно, чем знаменитое Междуречие, расположенное между реками Тигр и Евфрат, с жившими там шумерами, вавилонянами, ассирийцами, но и у нас жили не менее достойные и уважаемые люди, приехавшие сюда со всех концов великой страны сразу после окончания войны, ещё не остывшие от жара сражений, потерявшие самых близких людей, с незажившими фронтовыми ранами, и огромным желанием жить. Далее...





29.03.2024 / 11:18:53
Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".
 
29.03.2024 / 11:13:57
Театр-студия "ЛИК" Елены Лопатко при Школе кино и театра FOCUS завоевала Приз "За Лучший творческий коллектив" на Международном театральном форуме в Минске
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте