Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
05.09.2017 / 09:51:18

"Золотая пыль махалли"


Михаил Гар. Поэт, журналист. Родился в 1956 году в Ташкенте. Окончил Ташкентский государственный университет. Работал в Узбекском телеграфном агентстве. В 1991 году переехал в Санкт-Петербург, где работал главным редактором в издательской фирме "АККА". В 1993 году вместе с семьёй переехал в Нижний Новгород. Сотрудничал с местными и центральными СМИ. В 2007 году вернулся в Ташкент. Автор сборника стихов "Тень богомола" (2011).

Ташкент, Ташкент…

Здравствуй, старина. Семнадцать лет не виделись. Спасибо, что узнал меня. Много историй могу вспомнить. Память вообще – это и лучшее, и худшее, что дано человеку. Потому что память – это наша совесть. Можно, родной, я вспомню только безгрешное?

Я родился в махалле пятьдесят три года назад, на Шейхантахуре, в ста шагах от мавзолея святого, в чью честь названа махалля. Голопузые, в чёрных семейных трусах, остриженные наголо, коричневые от загара, одинаковые, будто обожжённые одним гончаром, мы носились по кривым переулкам – и золотая пыль обжигала наши ступни.

Любимой игрой маленьких была лянга – круглый кусочек бараньего руна, ровно подстриженный или с длинным ворсом, кому как нравилось. К внутренней стороне проволокой прикреплялась свинцовая бляшка, чтобы лянга была тяжелее, но не настолько, чтобы не могла подлетать, отправляемая ногой вверх. Казачки, джанзы, люры, виси… Это приёмы лянги, которые следовало выполнять в определённом порядке и желательно мастерски – если не хотел потом, проиграв, "маяться". Махалля учила нас, босоногих, стремиться к победе.

Наигравшись, мы отправлялись обедать. Пища была бесхитростной: под водопроводом с ручной накачкой мы мочили куски подсохших лепёшек и уплетали их с неописуемым удовольствием. Лепёшки пекла в тандыре мама моего махаллинского друга Хамида – одного из одиннадцати детей в их семье. Жили они скромно, но никто – ни ребёнок, ни взрослый, зашедший в их двор, – не уходил, не выпив пиалу чая с горячей лепёшкой. А нам нравился сухой хлеб, который мы мочили под кривоносым водопроводом.

На главной улице имени Горького, которая уводила в глубь махалли, на одинаковом расстоянии друг от друга стояли деревянные столбы с железными колпаками, прикрывавшими тусклые лампочки. На провисших проводах висели обрывки бумажных змеев: одни упали сюда недавно, другие – ещё до войны. И каждый день в небо взмывали новые птицы, сотворённые из кальки, камыша и клейстера, и, держа в руках упругую, суровую нить, мы управляли ими, задрав головы, и отпускали их всё выше и выше. Махалля учила нас летать. Мы стояли по щиколотку в золотой пыли, и наши сердца переполнялись радостью, оттого, что у нас вырастали свои бумажные крылья.

…О махалле я мог бы долго петь под звуки бубна и ная. Но песня оборвалась в 1966-м. Землетрясение порушило всё. Дом, казавшийся крепостью, в несколько минут стал калекой. Нанесённые ему раны были неизлечимы. Два месяца всей семьёй мы жили в военной палатке, натянутой под виноградником. В дом заходить опасались, потому что подземные толчки следовали один за другим и неумолимо добивали жилище. Дом стоял в трёх шагах, но был уже необитаем. Мы ютились в тесной, душной, брезентовой палатке, поставленной под тем виноградником, где так часто собиралась наша большая родня; где почти все махаллинские соседи праздновали великое событие – когда мне делали обрезание; где горели лампы в тысячу свечей, и мотыльки, презрев неизбежное, плясали перед ними, как одержимые. Было, было… И кончился праздник. Прощай, дом. Прощай, огромный двор с цветущими розами и фруктовыми деревьями; двор, изрытый мной вдоль и поперёк в поисках мифического клада. Прощайте, друзья, разъехавшиеся неизвестно куда.

Махаллю снесли. Впятером мы переехали в какой-то безликий квартал, в узкую трущобу с двумя смежными комнатами под низкими потолками. Теснота душила. Однообразная архитектура загоняла в тоску. Переулок с золотой пылью сменила улица с серым асфальтом. И на этой улице жили совсем по другим правилам. Я пошёл в новую школу и не увидел ни одного знакомого лица. В классе не было дружбы. Прозвище "чужак" прилепилось ко мне с первого же дня. (Тогда я ещё не знал, что много позже это прозвище будет следовать за мной долгих семнадцать лет.) Каждый день приходилось отстаивать своё право на существование. Мы никогда не дрались в махалле; спорили, ссорились, но не дрались. А здесь, в новой, дикой для меня среде, кулачное "общение" было нормой. И много раз был битым– пока не научился крепко сжимать кулаки и попадать ими в цель.

Через два года мы покинули ненавистную трущобу и вернулись в родные пенаты. На щедрой земле нашей махалли вырос огромный жилой массив, построенный ленинградцами. От нового дома, где мы поселились, до старого, на чьём месте поднялась четырёхэтажка, было ровно сто шагов.

…Семнадцать лет мы не виделись с тобой, Ташкент. Ты заметно похорошел за эти годы, чего не скажу о себе: седины прибавилось, сердце пошаливает… – чувствую себя чуть ли не ровесником тебе.

Подъезжая к дому, первое, что я увидел, была яркая вывеска – "Махалля Шейхантахур". Эти два слова – больше, чем ковровая дорожка от трапа, оркестр и букеты цветов! Конечно, не было ни дорожки, ни оркестра. А были просто эти два слова – "Махалля Шейхантахур". И означали они радостное: я – дома. А на следующий день соседи принесли плов, сладости, горячие лепёшки… Салам алейкум!

Два дня мы с сестрой посещали кладбища: тридцать семь могил, вся наша некогда большая семья. Разве можно их оставить, забыть?

Мой сын, твой внук, Ташкент, служит сейчас в Российской армии. Через несколько месяцев он демобилизуется. В своём письме он пишет: "После армии мне положен один бесплатный проезд по "железке". Угадай, отец, куда я поеду? Угадал: в Ташкент".

Я вернулся, чтобы дописать свой роман. Угадай, Ташкент, о чём он? Угадал: о твоей махалле.

На днях соседская девочка, шестилетняя черноглазая Жасмина, очень серьёзно предупредила меня:

– Знаете что, вы не ходите через футбольное поле около школы.

– Почему?

– А там столько пыли!

Милая Жасмина, я не послушался тебя и пошёл на это самое футбольное поле, снял башмаки и отправился напрямик – от одних ворот до других. И золотая пыль махалли обжигала мои ступни. А высоко в небе парил бумажный змей. Значит, снова у кого-то из маленьких выросли крылья.

 

Михаил ГАР





Другие материалы рубрики

04.09.2017 / 16:48:26

Уходит лето, всем говоря: "До скорого…"

А выходные летом - это праздник! Далее...

02.09.2017 / 09:59:00

ВАТАНИМСАН СЕН МЕНИНГ

Муҳаммадсардор Тилланазаровнинг шеъри Далее...

30.08.2017 / 16:23:28

Выездное заседание творческого клуба "Майсара" стало радостным событием для всех его участников, или как вместе найти созвучие своим мыслям

В этот раз нас пригласили к себе домой очень добрые и хорошие люди – семья известной художницы Любовь Тиора. Уютный сад хозяев дома, в котором кипарисы соседствуют с пышной туей и заморскими лианами, а котята перескакивают через крайне миролюбивую боксёршу, только вздыхающую от такого отношения, принял в свои объятья известных журналистов, поэтов, музыкантов, режиссёров, членов творческого Клуба "Майсара" при мемориальной квартире композитора Сулеймана Юдакова. Конечно же основная часть вечера была посвящена хозяйке дома Любови Тиора. Далее...

27.08.2017 / 18:58:25

Современники Шарафа Рашидова о его незаурядной личности

Как известно, в ноябре в Узбекистане будет отмечаться столетие со дня рождения выдающегося государственного деятеля и писателя Шарафа Рашидова, внесшего неоценимый вклад в развитие нашей страны еще до обретения независимости. О заслугах великого сына узбекского народа неустанно отмечают имевшие честь быть лично знакомыми с ним люди. Далее...

26.08.2017 / 16:42:44

Данковцы вернулись после летних каникул под крышу дома своего

Заседание ЛТО "Данко" 22 августа 2017 года после взаимных громких приветствий началось с уборки мемориальной квартиры узбекского композитора Сулеймана Юдакова, как это принято в любом доме после долгого отсутствия его постояльцев. Данковцы уже третий год базируются в квартире-музее выдающегося композитора Узбекистана, общественным директором которого является Б.Р. Бабаев. Далее...





23.10.2017 / 00:00:04
Персональная выставка Евгения Панова
 
19.10.2017 / 11:36:59
Выставка Андрея Есионова в Ташкенте
 


18.10.2017 / 10:32:58
25-летию установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Бангладеш посвящен кинофестиваль в Ташкенте
 
15.10.2017 / 20:51:17
В Узбекистане пройдет неделя российского кино
 


22.10.2017 / 22:58:18
Юбилей оркестра "Согдиана"
 
20.10.2017 / 10:33:03
В столице республики состоялось открытие нового концертного сезона Музыкального Театра-Студии ташкентской консерватории
 


14.09.2017 / 15:36:16
Неделя ERASMUS+ в Узбекистане пройдет 18-22 сентября
 
03.07.2017 / 13:55:54
Основатель Парка высоких технологий Беларуси поделился своим опытом с представителями IUT
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте