Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.04.2020 / 21:55:02
Образование в режиме онлайн: опыт зарубежного университета в УзбекистанеПереход от формата обучения, где студенты ходят на лекции и сдают задания, тесты, экзамены, к формату в режиме онлайн – это сложный процесс даже без условий глобальной пандемии. Но так случилось что в нашей стране импульс в сторону киберобразования был дан именно такой, фактически непредсказуемой, ситуацией. С объявлением первого случая заражения, во всех детских садах, школах, и ВУЗах страны был введён карантин. Несомненно, эта решительная мера помогла предотвратить массовое заражение среди работников сферы образования, родителей, учеников и студентов. На данный момент лишь несколько ВУЗов продолжают обучение на дистанции. Среди них филиал Университета Вебстер в Ташкенте, который уже шестую неделю проводит всё обучение и прочую работу в режиме онлайн. Джон Грейджер, ректор ВУЗа, прокомментировал: «У Университета Вебстер обширный опыт в предоставлении обучения в глобальной онлайн-среде. Тем не менее, для всех нас – студентов, преподавателей, администрации – быстрый переход от уроков в стенах ВУЗа к режиму онлайн стал большим шагом. В первые недели, наши молодые люди, также как и профессоры и преподаватели, проявили силу духа и личную гибкость при столкновении с этой немалой трудностью, которая затронула не только нас, а всю республику.» Нужно сразу отметить, что нам, скорее всего, было намного легче перейти к дистанционному формату, чем любому другому ВУЗу в республике, так как у некоторых наших преподавателей и руководителей уже был опыт работы по интернету. Слободан Песич, вице-ректор университета, ответственный за переход преподавателей в онлайн-среду, объяснил:
Тем не менее, учитывая внезапный характер ситуации с карантином, мы столкнулись с некоторыми трудностями. В числе вопросов, которые возникли в первые дни – как проводить лекции онлайн, как оценивать знания, как отмечать посещаемость, как проводить тесты и экзамены. Невозможно говорить о каких-либо плюсах онлайн-образование, не отметив качество и скорость интернета. Очень большое число студентов столкнулись с проблемами связи, ведь даже в столице не везде гарантирован доступ к хорошему интернету. Оглашая эту проблему, можно говорить о самой учёбе. Несомненно, уроки онлайн значительно отличаются от очного образования. Приближённый к заочному, этот метод делает сильный акцент на участии в дискуссиях в форуме, с применением синхронных или асинхронных лекций, чтений, и заданий. Преподаватель может проводить лекцию в режиме онлайн, а потом загрузить запись этой же лекции в интернет платформу. Некоторые учителя и вовсе отказались от «живых» лекций, загружая текст или аудио с презентацией, чтобы студенты проходили их самостоятельно в удобное время. Студенты могут участвовать в лекции в «прямом эфире», или посмотреть на досуге, когда освободиться компьютер или будет доступ к интернету. Посмотрев лекцию и прочитав заданный материал, студенты обязаны зайти в общий классный форум, написать один вопрос по пройденной теме и ответить на два-три вопроса одногруппников. Эти дискуссии засчитывается в качестве посещения, и являются основой для оценки каждого отдельного студента. Некоторые преподаватели сумели сохранить общий «вид» занятий вживую. Мухтор Бекмуратов, преподаватель бухгалтерского учёта, сказал, «Мой подход– проводить занятия максимально так же, как в обычных обстоятельствах. Каждый переход к новым реалиям требует акклимационного периода, и я решил его сократить. Как и прежде, я даю студентам задание, они его решают, после чего мы всей группой проходим по ответам.»
Переход от очного к онлайн обучению для студентов был действительно непростым. Они заметили, что учась по интернету, нужно самому распоряжаться временем в расслабленной среде, где найдутся тысяча и одна причин отвлечься. Наби, студент первого курса, рассказал, «дома ты немного ленивее чем в универе. Чувствуется нехватка атмосферы, интерактивности с друзьями и преподом, нехватка мотивации, так как ты дома, где отсутствует атмосфера университета.» Во многих случаях непринятие онлайн-обучения было связано с ментальным блоком, нежели с какими-то конкретными проблемами. Некоторые спрашивали, как дистанционные уроки могут быть такими же полезными, как посещение лекций. Дело в том, что при учёбе по интернету, каждый сам отвечает за усвоение пройденного материала. При получении знаний в киберпространстве, от студента требуется намного больше дисциплины, так как нужно самому пройти весь материал, собраться с мыслями, найти ответы, если что-то не ясно. Как отметила Камола Насриддинова, студентка первого курса, «все мы привыкли к лекциям вживую, это – то, с чем у нас ассоциируется получение знаний, но у этой альтернативы (прим. - учёбы онлайн) всё равно имеется достаточное количество преимуществ.» С ней бы согласился преподаватель факультета медиакоммуникаций, Винс Айснер, который в первые дни объяснил своим студентам: «в каждой трудности спрятана возможность самосовершенствования. Молодым людям лишь нужно проявить инициативность и трудолюбие.» Сейчас уже есть основания пологать, что большинство студентов нашего ВУЗа привыкли к новой среде обучения, увидели в ней некоторые преимущества над традиционным посещением университета. Почти все студенты, которые поделились своими впечатлениями, отметили что общий график учёбы стал намного удобнее, ведь он не зависит от графика ВУЗа. Кроме того, сокращается трата денег и времени на дорогу, не приходиться толпиться в автобусе или простаивать в пробках. Как отметила студентка первого курса, Шохиста Каюмова, «даже если в 9:58 проснусь, а урок в 10, можно завтракая, слушать что говорит профессор. Успеваю всё.» Ещё один позитивный исход данной ситуации - студенты, склонные к интроверсии, теперь имеют возможность без стеснения высказывать свои мысли в онлайн-форуме. Ситора Халикова, студентка первого курса, отмечает, что при этом «Участвовать и высказать свое мнение обязаны все, и это помогает вытаскивать некоторых из зоны комфорта.» Благодаря тому, что учёба происходит в удобное время, поменялся подход к учёбе. Ситора Халикова сказала что для неё «главная цель уже не просто - быстро сдать задание до дедлайна, а именно найти какой-то подход, возможно творческий или креативный, к заданию.» Это заметили и преподаватели - если брать в пример предмет медиа грамотность, что преподаётся на факультете медиакоммуникаций, то Винс Айснер сказал «неожиданным исходом стал более кропотливый подход студентов к заданиям. Они делятся глубокими мыслями, своим мировоззрением, идеями – многое из этого они бы просто не осмелились озвучить на наших прежних занятиях.» Невозможно отрицать что всё это происходит в ненормальных обстоятельствах – но нужно отдать должное профессорам и студентам, так как многие из них проявили выдержку и крепкий дух. Асад Шодиев, студент первого курса, сказал, «Думаю, что не стоит огорчаться за неожиданные перемены в жизни нашего университета, ведь это еще один шанс разглядеть пройденное и быть готовым к дальнейшему ходу событий.» Преподаватель факультета медиакоммуникаций, Питер Шоки, в начале карантина напомнил студентам что нужно воспользоваться возможностью и фиксировать происходящее. «Как известно, в подобных ситуациях журналистом часто приходиться работать из бункеров, отелей, или мест похуже. Нам нужно научить студентов использовать доступные ресурсов, чтобы они могли превратить эту трудность в возможность для роста.» Мария Лукач, преподаватель в программе магистратуры TESL также отметила, «2020 год стал моментом, когда все мы научились работать и получать знания онлайн. Кроме этого, мы можем стать более самостоятельными, ведь теперь знаем о многих новых ресурсов и полезных инструментов, которые доступны через интернет.» «Самый важный совет, который может дать Вебстер другим университетам, институтам, и даже школам в Узбекистане -» сказал ректор университета, Джон Грейджер, «образование в киберпространстве априори отличается от лекций вживую, и это очень важно понимать для успешного планирования и проведения онлайн-обучения. Учёба на дистанции требует от студентов повышенной ответственности, мотивации, освоения новых навыков. Мы в Университете Вебстер проходим этот путь, и будем рады делиться опытом со всей сферой образования для дальнейшего развития альтернативного обучения в Узбекистане.» Нельзя утверждать, что всё проходит идеально. Учёба в условиях карантина не может быть оптимальной. Но на сегодняшний день, можем сказать цифрами – по итогам проведения опроса, более 95% студентов приняли решение не переводиться на учёбу в летнее время, когда есть возможность что занятия будут проходить очно. Университет может лишь гарантировать то, что мы продолжаем трансформироваться в ответ меняющемуся положению дел, прислушиваться к студентам, и стараться им помогать в нелёгкой ситуации. Автор: Малика Баратова, пиар-менеджер Университета Вебстер в Ташкенте Веб-сайт: www.webster.edu/uzbekistan Специально для сайта kultura.uz
|
|