Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
Семинар является частью программы по краткосрочному повышению квалификации учителей школ и вузов республики Узбекистан. В дни школьных каникул два раза в год у педагогов появляется уникальная возможность встретиться и обменяться опытом, узнать о новинках в методике преподавания русского языка и литературы, о новых тенденциях в научной мысли Узбекистана. В качестве докладчиков приглашаются ведущие специалисты высшей школы Республики Узбекистан, готовые поделиться научным и педагогическим опытом со слушателями Семинара, а также докторанты, которые в форме докладов проводят апробацию своих научных идей. Очень важно, что часть участников Семинара – это учащиеся магистратуры вузов республики. Именно они соединяют в своем обучении и профессиональной деятельности научный опыт и методическое мастерство. Современный магистрант – это часто и учитель школы, и начинающий исследователь, постигающий азы индивидуальной исследовательской деятельности в стенах вуза. Поэтому опыт, полученный на семинаре, как и возможность открыто высказать свое мнение, по-своему бесценны для магистрантов. На семинаре, прошедшем в Русском культурном центре 9 ноября 2024 года была представлена содержательная и многоплановая программа. Было заявлено четыре направления работы и темы от ведущих вузов республики. Методическое и научное направление были представлены Национальным университетом Узбекистана имени Мирзо Улугбека. Д.ф.н., доцент Е.М. Каминская и PhD А.М. Балтабаева поделились личным опытом, затронув важные для современных преподавателей вопросы – повышения культуры чтения в РУз и восприятия современным узбекским читателем феномена русскоязычная литература. Профессиональный литературный обзор современных новинок по русской литературе, в частности, романов А. Сальникова был предложен ст. преподавателем Узбекского государственного университета мировых языков А.Ю. Кучинским. В качестве апробации индивидуального научного опыта преподавателем Profi University Бекмурзаевой С.Б. были представлены идеи об автобиографизме в индивидуально-авторском стиле С. Довлатова. В качестве примера была выбрана знаменитая повесть «Заповедник», пушкинская тема в которой позволила слушателем еще раз вернуться к образу Пушкина и вспомнить о юбилее классика, который отмечается в этом году. Самое главное для современного педагога – не останавливаться в своем развитии и обязательно давать такую возможность своим ученикам. Не важно, будет ли это студенческая молодежь или подростки-школьники. Поэтому особую значимость в рамках семинара приобретают методические идеи в свете живого, педагогического опыта. Именно этот аспект был раскрыт в лекции доктора филологических наук, доцента кафедры русского литературоведения НУУз Каминской Е.М. Заявленная тема – «Культура чтения как факультативный курс для школ и вузов». Данный курс является авторским, не имеет аналогов в республике и проходит стадию апробации. Лекционные и практические занятия проводятся д.ф.н., доцентом Е.М. Каминской на базе 2 и 3 курса бакалавриата по направлению образования «6111700 – Русский язык в иноязычных группах». В процессе изложения общей концепции курса автор поделился своими идеями, которые мотивировали на его создание. В частности, была отмечена необходимость 1.повышения «культуры чтения» в современном обществе – осознанного отношения к данному процессу; 2.развития навыков критического мышления у обучаемых – осознанного получения опыта, его осмысления и поиска сфер для практического, эффективного использования; 3.формирования компетенций «профессионального, заинтересованного чтения» в школе и вузе. Самое главное – осознанность в подходе к проблеме и поиск наиболее эффективных путей в ее решении. Вовлечение молодежи в данный процесс – первостепенная задача для педагога. Большую роль играет обращение к таким национальным идеям, как «Новый Узбекистан – просвещенное общество» и «Узбекистан – любящая книги нация», которые выделены в качестве приоритетных целей и задач в Стратегии «Узбекистан-2030». В соответствии с Национальной программой развития и поддержки культуры чтения в 2020-2025 годах было предусмотрено поэтапное решение проблемы. Третий этап реализуется в настоящий момент (2024-2025гг) и предполагает «ускоренное развитие культуры чтения у молодежи, повышение человеческого капитала за счет роста их интеллектуального потенциала». Все это позволяет говорить о роли молодежи в современном обществе. Именно на нее возлагается обязанность в продвижении идей, связанных с интересом к книге и чтению. Студенты не просто аудитория, которой предлагается курс «Культура чтения» в стандартной форме лекционных и практических занятий. Они – центральное звено этого курса. Весь материал должен получить практическую реализацию – каждый выбирает свою сферу, в которой сможет наиболее эффективно решить проблему повышения уровня культуры чтения в современном обществе. Именно поэтому кульминационной точкой курса является заключительная часть – проектная деятельность. В настоящий момент она повсеместно внедряется в учебный процесс, способствуя выработке навыков самостоятельной работы у учащихся. В рамках курса «Культура чтения» студентам предлагаются следующие направления для проектной деятельности: 1. Библиотека – модель библиотеки современного образца; 2. Учебник – модель учебника по чтению современного образца; 3. Сборник художественных произведений наиболее интересных для разных групп читателей – модель сборника для читателей современного образца; 4.Программа поддержки чтения – модель программы республиканского уровня; 5. Учебная программа, Урок литературы/чтения – модель урока или учебного курса современного образца для высших и средних учебных заведений. Предлагаемая концепция курса «Культура чтения» может быть использована не только в вузе, но и в школе. Проблема повышения культуры чтения в современном обществе касается всех граждан республики Узбекистан. У нее нет возрастных или профессиональных ограничений. Осознанность в решении проблемы связана с гражданской ответственностью каждого, кто хочет внести личный, посильный вклад в решение проблемы повышения культуры чтения. Важно и то, что в процессе обсуждения данной проблемы, во время дискуссий на семинарах, на обсуждении во время открытых лекций, появляется возможность взаимодействия школы и вуза, обмена опытом, постановки вопросов, имеющих большое значение для современного образования и культуры.
Каминская Е.М., доктор филологических наук, доцент кафедры русского литературоведения НУУз
|
|