Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.03.2018 / 22:59:50
Размышление об истории фотографииФотография – это одно из самых великих изобретений человечества. Слово фотография (от греческого фото – свет, граф – рисую, пишу) – означает рисование светом. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. Сегодня фотография делится на аналоговую и цифровую. Аналоговая – это изображение, полученное на фотоплёнке или пластине под воздействием света и обработанное химическим способом. Цифровая – образуемое изображение на матрице (иногда её называют сенсором), представляющее собой полупроводниковую пластину, содержащую большое количество светочувствительных элементов. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах и Леонардо да Винчи. Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851). Своё изобретение они назвали дагеротипия. При помощи этого метода фотографии получались в виде позитивного изображения, и с них невозможно было делать копии. Но историю изобретения фотографии нельзя представить без имени английского учёного Вильяма Фокса Генри Тальбота (1800 - 1877), который добился получения негативного изображения, благодаря которого можно было печатать копии в неограниченном количестве. Этих трёх учёных – энтузиастов по праву принято считать изобретателями фотографии. Прошло много времени с создания первой фотографии. Серебряную пластину сначала заменила бумага, а потом фотоплёнка. В наше время большинство фотографов перешли на цифровой метод получения изображения. Несмотря на это, есть ещё немало приверженцев аналоговой фотографии. Мы по праву можем утверждать, что фотография появилась в результате достижений в области физики, оптики, механики и химии. Разве не удивительно, когда узнаёшь человека на фотографии, которого в жизни никогда не видел или узнаём города и исторические памятники, никогда не побывав там. Эту возможность и многое-многое ещё другое может дать нам только фотография. То, что было снято сегодня, завтра станет историей потому, что запечатлеть мгновение нашей жизни, дано только фотографии. Лица наших предков мы сохраняем в нашей памяти, вновь и вновь разглядывая фотографии прошлых лет. Мы безумно радуемся, когда берём их в руки и находим сходство наших детей с ними. На самом деле изобретение настоящего волшебства фотографии уходит своими корнями вглубь историю. Сегодня для создания фотографического снимка не требуется много усилий или времени, но настоящую фотографию на уровне произведения искусства добиться не так-то просто. Для достижения таких результатов нужно познать секреты фотоискусства, овладеть приёмами съёмки и широко применять свои знания на практике. Ведь в основу фотографии заложены многолетние изнурительные творческие искания, бесчисленные опыты и выводы. Они, как и все остальные великие изобретения, после изучения и овладения кажутся нам простым занятием. В Узбекистане фотография прошла своеобразный путь развития. Прекрасная природа, знаменитые на весь мир памятники зодчества, неповторимые национальные традиции и обычаи нашего народа всегда находились под пристальным вниманием объектива фотоаппарата, привлекая многих знаменитых фотографов со всего мира. Издание трёхтомной антологии-каталога "125 лет узбекской фотографии", которая включила этапы 1879-1940, 1941-1990, 1991-2004 годов стало большим событием в культурной жизни Узбекистана. Антология отражает не только этапы развития фотоискусства Туркестана, ныне Узбекистана, но и историю народа, запечатлев самые яркие и характерные эпизоды из жизни людей с конца ХIX века до сегодняшних дней. В этом есть особая заслуга основателя узбекской школы фотографии Худайбергена Диванова. Его вклад в бесценную культурную сокровищницу Узбекистана – это уникальные фотографии, сделанные им в те годы. Так случилось, что Х.Диванов, любознательный мальчишка, однажды стал участником фотосессии, которую проводил некто Вильгельм Пеннер, немец из поселка переселенцев-меннонитов близ Хивы. В.Пеннер заинтересовал юного хивинца Худайбергена самим процессом фотографирования, проявления стеклянных негативов и печатанием снимков. Мальчик быстро освоил все сложные технологические операции и научился выполнять фотографические снимки подаренным ему немецким аппаратом марки "ЗОТ". Молодой фотограф поступил работать на хивинский монетный двор, а в 1907г. был включен в состав дипломатической миссии первого министра Хивинского ханства Ислама Ходжи, направленной в Санкт-Петербург для увековечивания этого события. В столице Российской империи Х.Диванов изучал тонкости фотографического дела у признанных профессионалов. Его оставили на два месяца для стажировки после завершения работы хивинской дипломатической миссии. Х.Диванов привез на родину различные фото и кинопринадлежности, в том числе кинокамеру марки "ПАТЭ" №593, что позволило ему самостоятельно снять первый узбекский документальный киносюжет о выезде на фаэтоне в 1910 г. хивинского хана Асфандияра. Сохранились также его первые киноленты "Памятники архитектуры нашего края" (114 метров, 1913 г.), "Виды Туркестана" (100 метров, 1916 г.) и др. Он снимал не только в Хорезме, но и в Ташкенте, Ферганской долине и других областях и до 1937 года был летописцем республики. Как участник движения младохивинцев в годы сталинских репрессий он был арестован, объявлен "врагом" народа и расстрелян в янгиюльском лагере 4 октября 1938г. Х.Диванов стал настоящим пропагандистом фото и киноискусства. Он демонстрировал собственные и иностранные фильмы в людных местах Хивы, приобщая земляков к фотографии, распространял снимки памятников Хорезма со сделанными собственноручно поясняющими надписями. Худайберген Диванов оставил после себя бесценное культурное наследие – исторические фотографии, кинокадры. К сожалению, многое исчезло бесследно после его ареста. Но небольшая часть уникальных фотографий удалось сохранить в государственном архиве России в городе Красногорске и в семейном архиве Дивановых в г.Хиве. Отдельные воспоминания об этом человеке у меня связаны с моей профессией. Раннее увлечение фотографией сыграло большую роль в определении моей судьбы. После окончания школы я поступил на киностудию документальных фильмов Узбекистана помощником оператора. Волею судьбы в 1974 году я принимал участие при создании документального фильма о жизни и творчестве Худайбергена Диванова. Помню как-то мы зашли в маленький глинобитный дворик близ Ховы. Вдруг на нас криком набросилась старушка лет 70-80. Она громко кричала нам "…верните моего брата, уходите прочь…". Но режиссёр фильма Солижон Давлетов, будучи сам родом из этих мест, быстро разрядил обстановку и объяснил цель нашего визита. Старушка сказала, что она является сестрой Худайбергена Диванова и она сторожит его дом от посторонних. В одном углу дома, который уже в то время успел превратиться в развалину, мы увидели деревянный ящик в виде сундука, где лежали сотни негативных пластинок, готовых фотографий и рамок для них. Я с интересом разглядывал их и убедился, что все они были изготовлены на очень высоком профессиональном уровне. Но теперь, спустя столько времени я не могу представить себе дальнейшую судьбу этих шедевров, что с ними потом стало. Признаюсь, мне было грустно и обидно, что существующая система того времени могла сделать с человеком, который отдал всю свою жизнь на любимое занятие. В 2007 году уникальная фотовыставка "125 лет узбекской фотографии" была продемонстрирована в Люксембургском дворце Сената Франции, которую посетили видные общественные деятели, представители культуры и искусства, а также известные ученые, дипломаты и журналисты. По долгу службы я также принял активное участие в проведении этого мероприятия. Скажу сразу, экспозиция произвела огромное впечатление на зрителей. Никого не оставили равнодушными чёрно-белые архивные фотографии, среди которых били работы и Х.Диванова. Фотовыставка открыла для гостей новые страницы истории Узбекистана. История узбекской фотографии является неотъемлемой частью мирового фотоискусства и Центральная Азия, в частности Узбекистан, был своего рода полигоном для любителей этого вида искусства. В годы независимости развитию фотоискусства было уделено особое внимание. Создание кафедры компьютерная графика и художественное фото в Национальном институте художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода способствовала появлению молодых способных фотохудожников. Также, деятельность школы творческой фотографии при Ташкентском Доме фотографии стало большой поддержкой в развитии фотоискусства страны. Проводимые различные международные биеннале, фотовыставки и конкурсы послужили приливу новых молодых талантов в эту сферу. Отражение сегодняшней действительности, достижения нашего народа, спокойную и созидательную жизнь – это одно из основных задач, поставленные перед фотохудожниками нашей страны. Использованная литература: 1. 125 лет узбекской фотографии. Т. I. Ташкент, 2005 – 2007. 2. Фотовыставка "130-летие со дня рождения основателя узбекского фотоискусства и первого кинооператора Худайбергена Диванова". Ташкент, 2009.
Гайрат Шукуров, Заслуженный работник культуры Узбекистана ж."Звезда Востока", №1, 2018 г.
|
|