Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.03.2018 / 15:16:05
"Есть такая нация — ташкентцы": новая творческая встреча с Джасуром ИсхаковымВ одном из лучших книжных магазинов страны "Китоб олами" («Книжный мир») на улице Мустакиллик, бывшей Пушкинской, 26 марта 2018 года состоялась творческая встреча с кинорежиссёром, сценаристом, писателем, лауреатом Государственной премии Узбекистана Джасуром Исхаковым. На встрече присутствовали деятели узбекской литературы, поэзии, кино и журналисты. Основная программа включала в себя: демонстрацию документального фильма режиссёра Джасура Исхакова "Судьба как эпоха", посвящённая 120-летию со дня рождения первого президента Академии наук Узбекистана Ташмухаммада Ниёзовича Кари-Ниязова и представление сборника рассказов «Сны о старом Ташкенте». О фильме «Судьба как эпоха» уже достаточно много писали, его обсуждали в молодёжной, преимущественно студенческой, среде на предыдущих презентациях: в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои и информационно-ресурсном центре им. Л. Толстого в Ташкенте. В этот раз снова и книга, и фильм, и дополнительные видеоролики к ним: «История Курантов», песня «Тёмная ночь», «История Кашгарки», и «Семейный альбом» Дж. Исхакова — были встречены зрителями с большим интересом. В фильме «Судьба как эпоха» на примере жизни и судьбы одного человека режиссёр показывает целую эпоху становления науки и нового общества в Узбекистане. В киноленте упоминается о том, как Кары-Ниязов в 1917 году в Коканде основал первую школу, а уже потом благодаря его усилиям в городе появилось еще 20 школ и педагогическое училище, директором которого он проработал до 1925 года. Позже будущий учёный переедет в Ташкент, где и начнётся его научная карьера. В работе Исхакова использованы уникальные кино-фотодокументы, письма, архивные данные и материалы из личного архива семьи. Кроме того, в фильме приводятся воспоминания коллег и близких Кары-Ниязова. Дж. Исхаков ещё раз публично заверил своих зрителей, что и впредь будет обращаться к белым пятнам в нашем документальном кинематографе и возрождать память о великих людях, кому Узбекистан обязан своим величием. — История не терпит пустоты. Многие пытались нивелировать целую эпоху, имена, памятники, — эпоху моих и ваших родителей и дедов — своим фильмом я стремился рассказать истинную правду о том времени. Интерес к небольшим хронометражным киношедеврам Исхакова по-своему объяснили выступившие на творческом вечере друзья и соратники виновника торжества. Жена народного поэта Узбекистана Александра Файнберга — журналист Инна Глебовна Коваль поблагодарила режиссёра за эту документальную ленту, а также фильм «Александр Файнберг», снятый при жизни поэта в 2008 году. На встрече выступил председатель секции русскоязычных писателей при СП РУз Владимир Васильев, одноклассник Джасура. Он рассказал о новых произведениях Исхакова, которые будут опубликованы в последующих номерах журнала «Звезда Востока». Близкий друг, режиссёр, сценарист, народный артист Узбекистана Эльёр Мухитдинович Ишмухамедов хорошо известен нам по фильмам: «Нежность», «Влюблённые», «Прощай, зелень лета!», «Юность гения», «Какие наши годы…» и другим романтическим кинодрамам, на которых мы взрослели и познавали нравственные координаты жизни, и главную из них: истину о духовной красоте человека. По его словам, генетическими корнями и своим творческим успехом он обязан этому славному городу, с которым никогда невозможно расстаться тому, кто хотя бы однажды познал вкус его воды, воздуха, интернационализма и кто по праву относит себя к ташкентцам. Эльёр рассказал, что драматург и кинорежиссёр Джасур Исхаков родился в Ташкенте. С детства он занимался кино, снимал любительские фильмы, мультипликацию. В юности был увлечён поэзией, тогда все были помешаны на стихах: поэты-шестидесятники собирали стадионы, университетскую и заводскую молодёжь не только в Первопрестольной. В молодёжных изданиях Джасур опубликовал несколько рассказов и стихов, занимался карикатурой. Имеет множество наград и призов, полученных на кинофестивалях. По сценариям Исхакова снято более 40 документальных фильмов, шесть мультипликационных картин, несколько сюжетов для сатирического киножурнала. К тому же, он является автором нескольких театральных пьес, рассказов и песен. Эльёр подчеркнул в своём младшем собрате Джасуре редчайший и бесспорный талант драматурга и без шуток посоветовал ему открыть Киноакадемию и преподавать в ней основы драматургии молодым студентам, желающим снимать новое национальное кино.
Дочь узбекского писателя, поэта, публициста и переводчика Гафура Гуляма — Олмос Гафуровна Ахмедова — директор мемориального дома-музея своего отца, открытого в 1983 году к 70-летию писателя, с трепетом в голосе вспомнила родителей Джасура Исхакова. Она сказала, что природа никогда не отдыхала на творческой семейной династии Исхаковых. Мама Джасура Хабиба Зияханова, будучи по специальности стоматологом, одна из первых перевела на узбекский язык европейских классиков: Флобера «Госпожа Бовари», Достоевского «Униженный и оскорблённые», Голсуорси «Сага о Форсайтах». Олмос Гафуровна подчеркнула социальную значимость документального фильма «Судьба как эпоха» и в этом смысле — преемственность лучших традиций национального кинематографа и литературы. В заключение своего дружеского тёплого выступления Олмос всех присутствующих пригласила посетить музей своего отца Гафура Гуляма. Народный артист Узбекистана, руководитель ансамбля «Ялла» Фарух Закиров отметил наряду с сюжетной линией органично использованную в фильме музыку талантливых композиторов Румиля Вильданова и Эолы Пак, а также голос за кадром заслуженного артиста Узбекистана Олега Галахова, придавших документальному фильму высокий задушевный уровень. Мастура Исхакова поблагодарила всех гостей за возможность встретиться с самыми близкими друзьями и коллегами и познакомиться с новыми. Отдельно Мастура поблагодарила работников книжного магазина — современного и одновременно уютного помещения, в котором его работники создали все условия для комфортного просмотра сорокаминутного фильма, видеороликов и обсуждения книги «Сны о старом Ташкенте». Она отметила, что благодаря проводимым здесь мероприятиям, встречам с известными актёрами, музыкантами, поэтами и писателями, молодыми учёными, медиками, кинематографистами, книжный магазин «Китоб олами» становится одним из культурных центров нашего города. Обсуждение друзей завершилось раздачей автографов писателя и драматурга в книжной новинке, которую можно было приобрести, не отходя от кассы. Благодарные обладатели «Снов о старом Ташкенте», обогащённые новыми впечатлениями от просмотренного документального кино и непосредственного непринуждённого общения с их автором, пожелали новых творческих успехов писателю и режиссёру Джасуру Исхакову. Они поблагодарили его за содержательный и правдивый фильм и книгу. Нет сомнений в том, что фильм "Судьба как эпоха" войдёт в сокровищницу узбекского документального кино, а рассказы «Сны о старом Ташкенте», как отметил Эльёр Ишмухамедов, послужат новыми сценариями для будущих художественных кинолент в коллекции Джасура Исхакова. Гуарик Багдасарова
|
|