Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
20.08.2019 / 20:08:06

Горячий и бескомпромиссный – так можно сказать о творческом вечере, состоявшемся накануне в ташкентской галерее Zero Line


 Но, кроме несомненного удовольствия от общения с интересными людьми, эта дискуссия выявила и многие проблемы, от решения которых зависит и то, сколь скоро мы будем считать себя состоявшимся «гражданским обществом».

 

Новые времена – новые песни

 

 Речь идет о дискуссии, разгоревшейся во время встречи с ташкентским кинорежиссером, сценаристом, писателем Джасуром Исхаковым. Беседа эта, очень интересная, очень острая, предполагалась как встреча г-на Исхакова с коллегами и зрителями, а вылилась в большой, и, главное – откровенный! – разговор о путях развития нашего искусства. Получилась горячая дискуссию о месте художника в непростом мире 21-го века.

 

 Сегодня наш народ заново пытается осмыслить историю. Ищет в истории основу для новой нравственности, которая органично совмещает в себя заветы предков и свое понимание будущих путей развития. И очень знаменательно, что, несмотря на порой диаметрально противоположные взгляды на сегодняшние реалии в политике и экономике, участники дискуссии оказались единодушны в одном: нет и не может быть поводов для искажения истории. Каждый волен относится к событиям так, как подсказывает «твоя» совесть и «твой» опыт. Но история – одна, а не своя собственная для каждой махалли…

 

 Дискуссия в Zero Line gallery – первая из серии творческих вечеров мастеров узбекского искусства и науки. Инициаторы этой серии – администрация галереи и ташкентский журналист, писатель и кинематографист Борис Бабаев. Назвали они свои вечера – «Лицом к лицу». И намерены и в будущем «сталкивать лицом к лицу» людей, которым есть что сказать, которые умеют что сказать, и которые готовы отстаивать свои гражданские убеждения. Я уверен, публика на таких встречах получит очень много интересного.

 

 «Искусство – это эстетическое отражение действительности».

 

«Искусство – это эстетическое отражение действительности» - эту истину студенты творческих вузов помнят с первой лекции.. Тому примером – работа в кино, книги и радиоэфир г-на Исхакова. Кто не был в этот раз в Zero Line gallery, напомню его творческий путь. Он счастливо сотрудничал с Эльёром Ишмухамедовым и Одильшой Агишевым. Их содружество подарило мировому кинематографу знаковые фильмы «Прощай, зелень лета», «Шок», «С любовью и болью». Люди уходящего поколения помнят картины «Ясные ключи», «В стремнине бешеной реки». «Взлет разрешается», «Останься!..», «Проклятие золотого коня», «Охота для настоящих мужчин», «Приключения в стране Чатранга», «День истины».

 

Г-н Исхаков - автор документальной картины «Дети войны», посвящённой судьбам детей, эвакуированных во время Великой Отечественной войны в Узбекистан, и фильма «Столица дружбы и тепла» об участии всех советских республик в ликвидации последствий Ташкентского землетрясения 1966 года.

 

Что останется потомкам

 

 А вот теперь – без эмоций. Про судьбу художника Луций Сенека сказал: «Per aspera ad astra» («Через тернии – к звездам»). Наше национальное кино – набор конкретных примеров этого. Как видно из перечисленных фильмов г-на Исхакова, его работы – не просто «кинематографически добротно сделанные». Это фильмы именно того года, который стоит в титрах. С болью того года, с ожиданиями того года. И даже с заблуждениями того конкретного года. Позволю себе процитировать Федерико Феллини, который говорил по поводу «Восемь с половиной» (фильм не понравился властям страны, а особенно – Ватикану): «Это фильм 1963 года, и он сегодняшний фильм. Я просто помог вам всем взглянуть на себя сегодняшних со стороны. Если сможете сделать выводы, будет здорово…» И, если уж говорить об итальянском кинематографическом неореализме, он стал вехой в мировом кино именно по этой причине: появилась возможность посмотреть на себя глазами большого художника. И возможность понять - а почему именно так все получилось? Ведь хотели как лучше, а вышло…

 

Я не уверен, что сегодняшнее молодое поколение сможет «понять себя» так, как предлагал г-н Феллини. В школьных учебниках по истории после правления Тимура - «черная дыра» длиной в 250 лет. И на поставленный выше вопрос «почему?» отвечают не историки, а чиновники. И об этом тоже шел разговор в Zero Line gallery.

 

 Можем ли мы оценить сегодняшний день, если не знаем вчерашнего? А мы – не знаем.

 

Г-н Исхаков вспоминал как-то, как еще во времена Советов (но это уже 1986 год, уже в затылок дышала «перестройка») его фильм «Прощай, зелень лета…» был представлен на Делийском международном кинофестивале. Мастер эту самую «перестройку» чувствовал раньше многих других – фильм получился про реальных людей из реальной жизни. Без обязательной советской «лакировки»… Когда после показа в зале стихли аплодисменты, к режиссеру подошла жена советского посла в Индии и тихо, но грозно проговорила: «Как вы посмели выносить из дому грязное бельё…» Г-на Исхакова отправили в Союз. А через пару дней жюри этого киносмотра присудило его фильму «Золотого павлина». И высокую международную награду принимала из рук жюри эта самая жена посла. Улыбалась и говорила про всеобщую творческую свободу в СССР.

 

Свобода остаться самим собой

 

Сейчас у нас тоже много свободы. Журналистов после их критических материалов чуть ли не на руках носят… Но сейчас разговор о кинематографе, не будем отвлекаться. В 1989 году, перед крахом СССР и в дни Съезда народных депутатов на экраны вышел фильм г-на Исхакова «Шок». Его 7-серийный телевизионный вариант называется «С любовью и болью», и мне кажется это название более подходящим. Какая любовью к своему народу, какая боль за то, что он сегодня, сейчас переживает… Большой Мастер и подлинный гражданин делал эту работу… Ему прочили Ленинскую премию (высочайшая награда той ушедшей страны), но что-то не срослось.

 

Не будем наивными. Помешало то, что правдивый показ ситуации в Узбекистане в 1989 году позволил американским кинокритикам назвать фильм – «первым антибольшевистским фильмом». В то время мы еще сами не знали: Америка нам друг, или еще не совсем? И «антибольшевистский» - это плохо, или это уже хорошо? И фильм аккуратненько сошел с экрана.

 

Теперь – главное. И сегодня, спустя 30 лет, фильм «Шок» у нас к показу не рекомендован. Он не понравился большевикам-коммунистам, кого-то коробит и сейчас?

 

 Г-н Исхаков - лауреат Государственной премии Узбекистана. Он – часть нашего Большого кинематографа. На все времена. И вот этого уже никак не отнять, при любом раскладе.

 

 

                                                                     Юрий Черногаев, Anhor.uz

                                                                     Текст дается с сокращениями

 

 

 





Другие материалы рубрики

19.08.2019 / 20:24:50

В Ташкенте состоится пресс-конференция, посвященная деятельности Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане

В рамках мероприятия состоится презентация деятельности Центра народной дипломатии и предоставлены ответы на вопросы по его текущей деятельности. Далее...

19.08.2019 / 20:21:30

ФЕСТИВАЛЬ ТРАДИЦИОННОГО ЯПОНСКОГО ТАНЦА "БОН-ОДОРИ"

24 августа с.г. Клуб бывших выпускников японских вузов UJUAC совместно с Международным караван-сараем культуры Икуо Хираямы при содействии Далее...

19.08.2019 / 11:51:14

Яндекс запустит Новости на узбекском языке

Яндекс.Новости планируют собирать и показывать материалы СМИ, которые выходят на узбекском языке. Далее...

19.08.2019 / 00:01:55

СПЕЦИАЛИСТЫ РЕШАЮТ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С "УМНЫМИ" СЧЕТЧИКАМИ

Страна переходит на новую систему учета расхода электроэнергии потребителями. Зачастую новое встречается с негативным восприятием у людей - от недоумения до протеста. Далее...

18.08.2019 / 23:42:26

В Ташкенте состоялся международный форум , посвященный деятельности общественных советов стран Центральной Азии

У общественных советов (ОС) очень Далее...





27.11.2024 / 09:21:45
Ташкентский вечер суперсовременной музыки в московском музыкальном клубе GLASTONBERRY
 
26.11.2024 / 11:01:24
"ОН ЖИЛ МУЗЫКОЙ". К 90-летию со дня рождения известного дирижера Куванча Усманова (1934-2017)
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 


24.11.2024 / 09:23:40
"Корзинка" открыла закупочную базу в Маргилане
 
20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте