Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.12.2022 / 19:59:50
Как снова всех своих слушателей, друзей и коллег обрадовал историк Ташкента, писатель Борис Голендер. В этот раз это было в конференц-зале Галереи изобразительного искусства УзбекистанаБорис Анатольевич теперь у нас в городе человек очень и очень известный. Самые интересные лекции по истории Ташкента, это он, самые лучшие экскурсии не только по столице, но и всему Узбекистану это он, самые интересные книги о Ташкенте и ташкентцах, это тоже он. Потому совсем неудивительно, что на лекцию «Ташкентский модерн» в Галерее НБУ собрался полный зал, хотя и погода была не очень, и дождь мог разразиться в любой момент. Ведь зима уже на дворе.. Приветствуя Бориса Анатольевича директор галереи Камола Балтабаевна Акилова сказала немало самых добрых слов в его адрес и сердечно поблагодарила за все, что он сделал ранее и делает сейчас. А также прозвучали сердечные слова поздравления в связи с его недавним юбилеем- 75-летием. А потом был рассказ Голендера от которого трудно было оторваться. Ведь тема какая необъятная…. Сколько у нас в городе зданий, которые созданы в стиле «туркестанского модерна». И какие замечательные люди это делали в прошлые десятилетия. И какой добрый след оставили. Прежде всего это старое здание ташкентского университета, нынешнее здание министерства культуры, здание Дворца Великого князя Николая Константиновича Романова, прекрасное , отлично сохранившееся здание в Коканде , принадлежавшее семье Потеляховых и еще многие другие. Сразу после лекции везде и всюду появились следующие отклики...Обратимся к некоторым из них: «Туркестанский модерн…Точно. Насколько для глаз приятен вот этот наш туркестанский буро-жёлтый кирпич. Очень тёплый какой-то, приятный для глаз. Когда смотрю на дома, выстроенные из «европейского» красного кирпича — глаз не радуется. А когда таких домов много — вообще тоска. Очень хочется, чтобы в Ташкенте сохранилось то, что сейчас имеется. Ведь так мало осталось вот этих «изюминок в кексе»… « И следующее мнение :«Вчера в Галерее НБУ состоялась лекция Б. А. Голендера. На лекции был аншлаг. Даже пришлось принести дополнительные скамейки. Не буду пересказывать то, что поведал на лекции Борис Анатольевич, хотя она была очень интересная. Одно хочу отметить. Когда в лекции зашла речь о Гейнцельмане Вильгельме Соломоновиче, под руководством, которого построено много исторических сооружений, вспомнил, что учился я с 74 по 79 гг в ТашПИ, ИФФ, отделение пром. электроника с Анной Гейнцельман. Красивая блондинка из Чирчика. К сожалению все связи потеряны после переезда её семьи в Германию. Напросился вопрос! Не потомок ли она Гейнцельмана Вильгельма Соломоновича?». Вполне резонный вопрос. И еще одно очень интересное мнение человека, который высоко ценит все то, что делает и о чем он рассказывает: «Борис Голендер - ташкентский журналист и писатель, опубликовал более двухсот работ по истории, культуре и искусству Центральной Азии в средствах массовой информации Узбекистана и России. Родился в Ташкенте в 1947 году. Он представляет уже четвертое поколение семьи, которая живет в нашем крае. Практическое знакомство с современными научными методами исследования и глубокий интерес Голендера к прошлому стали мотивом для сбора артефактов, прежде всего, фотографий и документов. Это позволило ему глубоко изучить историю Центральной Азии и успешно выступать в СМИ с интересными и продуманными материалами о культуре, искусстве и истории региона» . Наряду с этим, заметным событием стал цикл передач «Улица моя», выходивший на Ташкентской студии телевидения в девяностые годы ХХ века. Сотрудничество с теле- и киностудиями вылилось в создание восемнадцати фильмов, автором сценариев которых стал Голендер. Два его фильма - «Корни и ветви древа святого» (Узбектелефильм, 1998 г.) и «Светя другим, страдаю сам» (Gala-film, 2013 г.) - получили награды на международных фестивалях. Среди книг Голендера наибольшей популярностью пользуются «Мои господа ташкентцы» (2007 г.) и «В этом городе камня и солнца» (2011 г.) - эссе об истории столицы Узбекистана в биографиях ее знаменитых граждан. Знатоки охотно используют также оригинальные иллюстративные материалы из первой книги Голендера «Окно в прошлое» (2002 г.).
БОРИС БАБАЕВ фото Гуарик Багдасарова
|
|