Борис Бабаев премьера фильма
О премьере в бывшем Панорамном, ныне Доме кино Узбекистана , мечтают многие, но далеко не всем это удается. Нам удалось. Мы много и напряженно работали над нашей картиной потому что тема была такая, о которой можно только мечтать.
Снимали везде и всюду, особенно много в древнем Самарканде, к которому теперь приковано внимание всего мира, как одному из центров мирового туризма. Ведь приезд в эти места, также как в Бухару, Хиву, Шахрисабз и другие туристические центры нашей страны , всегда незабываемое событие. Тем более, что Узбекистан является одним из важных центров мировой цивилизации. На пути развития и перехода к эпохе Третьего Ренессанса нашей стране пришлось пройти через множество исторических событий и этапов. Особое значение в фильме придается бесценному культурному наследию Узбекистана распространенному и во многих зарубежных странах.
Об этом говорил на церемонии открытия этого вечера заместитель министра Министерства туризма и культурного наследия Узбекистана Ботиржон Завкиддинович Шахриеров, который сердечно поздравил съемочную группу фильма со столь успешным проектом.
Затем ведущий вечера , известный журналист и общественный деятель Рахимжан Султанов пригласил на сцену группу ученых, историков и археологов Узбекистана , которые снималась в нашей картине. И им было что поведать зрителям и о чем вспомнить. Они рассказывают в фильме о важных исторических эпохах и артефактах, собранных по всему миру, вошедших в наше богатейшее культурное наследие. В основе концепции создания данного фильма лежит идея изучения, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, неразрывно связанного с многовековыми традициями и укладом жизни народов Центральной Азии, возрождения историко-культурных традиций и пропаганды культурного наследия Узбекистана за рубежом.
Расположенный на перекрестке Великого Шёлкового пути, Узбекистан собрал не только множество памятников архитектуры, древних крепостей и замков, загадочных и уникальных памятников природы, но и элементов нематериального культурного наследия, многие из которых сегодня находятся под охраной Всемирного наследия ЮНЕСКО. Обо всем этом, а также уникальном проекте Всемирного общества по изучению , сохранению , популяризации культурного наследия Узбекистана за рубежом мы рассказываем в этом нашем фильме. Он снят при поддержке Министерства Туризма и культурного наследия Узбекистана в сотрудничестве с ГУП «Национальным PR-центром», Агентством культурного наследия и ташкентской студией «Шайхонтахур-фильм. Потому хотелось бы выразить им нашу сердечную благодарность.
К этому добавим, что режиссер фильма «Культурное наследие Узбекистана» Денис Кодзаев, оператор — Алексей Хакимов , директор картины — Гайбулла Раззаков.
И в заключение — интервью о фильме после премьеры :
МАВЛЮДА ЮСУПОВА,
профессор, доктор архитектуры
Меня очень впечатлило то, что в фильме рассказывается о древнем культурном, в том числе и богатейшем архитектурном наследии Узбекистана. Оно сейчас является основой для развития культурно-исторического туризма в нашей стране. Я с большим удовлетворением отмечаю стремительный рост внешнего и внутреннего туризма Узбекистана. На территории Узбекистана выявлены памятники древности, периода античности и других эпох. Особенно многочисленны памятники архитектуры исламского периода, многие из которых великолепны и являются жемчужинами мирового мусульманского зодчества. На государственной охране состоят более 8 тысяч объектов культурного наследия, из которых около 2,5 тысяч составляют памятники архитектуры.
В последние 5-6 лет главой нашего государства Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым уделяется огромное, невиданное доселе внимание сохранению, реставрации и популяризации культурного наследия Узбекистана.
Как гласит старинная мудрость «Культурное наследие – это то, что мы взяли в долг у своих потомков». Это означает, что предшествующее поколение передало нам богатое наследие в относительно аутентичном, то есть в первозданном и хорошем состоянии, и мы должны передать своим потомкам и последующим поколениям все в достоверном виде, не нарушая его оригинальности, без новоделов и евроремонтов при реставрации. Поэтому очень важно, что в последние годы в нашей стране предпринимаются серьезные меры по воссозданию знаменитой узбекистанской школы реставрации памятников архитектуры, учреждаются реставрационные центры и мастерские в исторических городах, введено уголовное наказание за причинение ущерба объектам культурного наследия. Большую работу в этом направлении проводит Заместитель премьер министра , министр туризма и культурного наследия Узбекистана Азиз Абдукаххарович Абдухакимов. Он молниеносно реагирует на озвучиваемые нами- специалистами проблемы в реставрации и сохранении объектов культуры, и нам с ним удалось уберечь от разрушения и искажения далеко не один памятник архитектуры и археологии. Такое внимание к наследию вселяет в нас надежду на бережное сохранение для потомков и достойное представление для туристов шедевров зодчества Узбекистана. И все это нашло достойное отражение в картине.
Фильм создан очень креативной творческой группой по сценарию известного тележурналиста Бориса Рахимовича Бабаева, режиссером Денисом Кодзаевым и др. Хотелось бы выразить им нашу огромную благодарность за их большую и интересную работу, пожелать доброго здоровья и творческих успехов! Также хотела бы поблагодарить заказчика фильма – Министерство туризма и культурного наследия за популяризацию посредством данного фильма объектов материальной культуры и исторического прошлого нашей страны.
РАХИМ КАЮМОВ,
главный искусствовед-эксперт Самаркандского областного управления культурного наследия
Я поздравляю организаторов и авторов фильма «Культурнное наследин Узбекистана», который был снять в этом 2022 году. Мне вдвойне приятно, что я работаю в этой сфере уже боле 40 лет и явлюсь участником этого фильма. В нем подняты актуальные вопросы бережного отношения к нашему культурному наследию и развития туризма через выступления руководителей и ведущих специалистов, ученых и работников отрасли.
Как известно Узбекистан является, одним из центров мирового цивилизации и здесь находится много объектов культурного наследии. Изучение, сохранение, реставрация и консервация, благоустройство, использование, пропаганда этих объектов является главным направлением деятельности вновь организованного Агентства культурного наследии.
За годы Независимости забота об объектах культурного наследии поднялась на уровень государственной политики и проведена огромная по сохранение и использование этих объектов. Если взять на примере Самаркандской области, то здесь сосредоточено самое большое количество объектов культурного наследия нашей республики. Под началом областного управления культурного наследи работают Самаркандской Государственный музей-заповедник, Ансамбль Регистан, Институт Археологии, Международный университет туризма и культурного наследия, техникум туризма и культурного наследия, Дирекция по реставрации архитектурных памятников и другие. В нашей области находится около 2 тысяч объектов культурного наследия, 12 государственных и около 30 негосударственных музеев.
Самаркандские специалисты ведут большое работу по изучению, сохранению, реставрации и консервации, благоустройству, использованию, пропаганде этих объектов. Например, впервые в нашей республике в 2012 году было создана виртуальная 3Д экскурсия по музею Мирзо Улугбека, а в 2014 году виртуальная 3Д экскурсия по настенной росписи музея Афросиоб, в 2019 году — виртуальная 3Д экскурсия Государственного музея истории культуры Узбекистана, Областного краеведческого музея .
Совместный проект Самаркандского государственного университета и Люблинского Технологического университета из Польши действует уже с 2015 года и он посвящен 3Д оцифровка объектов Культурного наследии Узбекистана. За последние 3 года наш сотрудничество расширился еще 3-я вузами Узбекистана, и работали в рамках проекта «3Д оцифровка Культурного наследие Великого Шелкового пути» (“3D Digital SilkRoad”) и достигли больших успехов. Этот робота будет продолжатся и в дальнейшем.
Одним из таких достижения я считаю фильм “Культурное наследии Узбекистана ” который интересен и нужен всем , кто интерисуется историей и культурой Узбекистана, особенно зарубежным гостям и туристам.
МАРИНИКА БАБАНАЗАРОВА,
Заслуженный работник культуры Республики Каракалпакстан
Хотела бы сразу отметить, что премьера документального фильма по сценарию Бориса Рахимовича Бабаева «Культурное наследие Узбекистана » стала для меня памятным событием. Как и все, что делает наш ветеран журналистики, которого знает вся страна еще со времен его работы в главной новостной телепрограмме страны, этот фильм вызвал самые позитивные эмоции зрителей. Во время просмотра не покидало чувство гордости и восхищения за то, что нам повезло жить на земле, где творили выдающиеся деятели науки и зодчества, оставившие человечеству гениальные творения, потрясшие весь мир. Впечатляют масштаб и глубокая проработка сценария, позволившие охватить наши основные памятники древней архитектуры и факты древнейшей цивилизации.
Все интервью, собранные у ведущих специалистов и ученых, дают исчерпывающую информацию по затронутым темам. Конечно, временной формат не позволил отобразить еще большее многообразие памятников древней архитектуры и искусства нашей страны, но считаю необходимым высказать свое сожаление о том, что все-таки упущен один из ключевых регионов древней цивилизации Узбекистана – это памятники старины на территории Каракалпакстана.Тем не менее, хочется поздравить создателей фильма с очередным кино-летописным материалом, пополнившим прекрасную видеоотеку истории культуры нашей страны. Фильм имеет огромный образовательный эффект, поможет продвигать лучшие многовековые достижения нашего народа за рубежом и служить послом культуры в широких зрительских аудиториях мира.
АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ ,
старший преподаватель кафедры режиссуры телевидения, кино и радио Государственного института искусств и культуры
Конечно, можно назубок выучить с десяток эффектных и популярных лозунгов про большую и малую Родину. И при каждом удобном случае пользоваться ими - публично и громко. А повезёт, перекрикивая других, таких же, новомодных ораторов, стать на этом поприще этаким медиа- эталоном. А еще можно разместить миллионы удачных фотографий узнаваемых и «намоленных» туристами мест везде, где только возможно и нет. Желательно с собой - любимым (-ой). Чтобы потом, снабдив их соответствующими «бомбическими» комментами, ждать неисчислимое количество лайков и репостов. А можно просто быть патриотом своей земли. Настоящим и искренним. Верным всегда, даже когда это не очень модно или не выгодно тебе самому. И тихо, но каждый день делать всё, что от тебя зависит. Популяризовать. Обозначать проблемы. Говорить о достижениях. Строить перспективы и сохранять историю. Быть именно настоящим, а не «картонным» патриотом. Таким, каким есть известный столичный журналист Борис Рахимович Бабаев. Тот самый, что не пропускает ни одного интересного или значимого, большого или малого, любого - события из мира культуры Узбекистана. Который не только пишет об этом, но и проводит огромное количество просветительских встреч и бесед про красоту, богатство, неповторимость и величие родного края. Но и объединяет этой своей любовью и преданностью многих других. Убеждает. Вдохновляет и побуждает самому что-то начать делать. Прежде всего, верить, что у нас всё точно будет хорошо. Именно такое ощущение у меня осталось после премьеры его документальной ленты «Культурное наследие Узбекистана», которая прошла 16-го декабря 2022 г. во Дворце кино им.А.Навои.
В данной, большой и интересной, работе Борис Рахимович выступил как продюсер и сценарист. Режиссёром ленты и режиссером монтажа стал его постоянный коллега - документалист Д.Кодзаев. Меньше чем за час экранного времени я, вместе со студентами «Режиссёрами кино и ТВ» ГИИК Узбекистана, были подробно, убедительно и точно ознакомлены с огромным комплексом мер и работ по сохранению и популяризации нашего материального (прежде всего архитектурного) и нематериального наследия, которое широко развернулось в последние годы в республике. Всего того, что, по словам ведущего премьеры - «Досталось нам от наших славных предков в долг и должно быть сохранено для наших потомков». Именно это и было главной мыслью, этакой красной, шёлковой нитью, проходившей через исторические и современные события, цифры, даты и персоны. Узловые точки Шёлкового пути, многочисленные документы и архивные материалы, интервью ведущих искусствоведов и специалистов в области сохранения и реставрации и многое, многое, многое другое. Всего и не перечислить. Да и не нужно.
Нужно просто взять и посмотреть этот фильм. Не только потенциальным туристам из дальнего и ближнего зарубежья с точки зрения «яркой экзотики Востока». Но и нам, коренным, часто знающим свою историю ну очень приблизительно… в рамках школьной программы. Ту историю, которая выситься рядом старинным медресе. Или находится в одном из многочисленных музеев истории в виде свитка со стихами поэта далёкого ренессанса. Или звучит в названиях улиц, районов или городов. Мелькает в узорах национальных тканей, отражается в глазури керамики или звенит в напевах бахши. А теперь ещё и навечно «визуализировалась» в этой документальной работе скромного даже в своей же картине Б.Р.Бабаева. Фильм снят при непосредственной поддержке Министерства туризма и культурного наследия Узбекистана. Отдельный респект министру А. Абдухакимову не только за убедительное продвижение данного проекта, но и за живое и человеческое присутствие в кадре. Не формальное, чиновничье, а тёплое и искреннее. Фильм снят в сотрудничестве с ГУП «Национальный PR-центр» и Агентством культурного наследия студией «Шайхонтохур-фильм». Спасибо им всем – писавшим, режиссировавшим, снимавшим, монтировавшим, спонсировавшим … всем! За искренность и последовательность. За всё, нематериальное - любовь и гордость к материальному и вечному - истории родного края.
МУХАММАД ФОЗИЛИ ,
архитектор-реставратор, художник
Материальное и нематериальное культурное наследие - это наше прошлое, настоящее и будущее.
Наследие часто определяют, как наследство прошлого, то, с чем мы должны жить сегодня, и то, что мы должны передать будущим поколениям для изучения, восхищения и наслаждения. Существуют культурные и природные места и объекты, которые мы ценим, потому что они пришли к нам от предков. Они красивы, важны для науки, являются незаменимыми примерами и источниками жизни и вдохновения. Это наши критерии, точки отправления, наше тождество. Это наследие часто отражает жизнь наших предков и выживает сегодня лишь благодаря специальным усилиям сохранить его. Фильм Бориса Бабаева раскрывает эти критерии и как наше государство сегодня по кирпичикам собирает воедино культурные ценности Узбекистана!
После просмотра зрители долго не могли уйти и обсуждали фильм, среди них были известные архитекторы, журналисты, художники, так как были затронуты недосказанные мысли каждого из них, ведь вся творческая интеллигенция часто обсуждает вопросы сохранения памятников культуры и каждый пытается внести свою лепту в этот процесс.
БОРИС БАБАЕВ, автор сценария и продюсер фильма