Новые встречи в клубе «Интеллектуал», в зале библиотеки им. А. Навои становятся все более насыщенными и интересными.
Это было отчетливо видно и на нашей недавней встрече. Чем чаще мы встречаемся, тем более очевидно становится то, что это всерьез и надолго… Темы для обсуждения становятся все более интересными, а порой и захватывающими, вопросов к нашим спикерам становится все больше и больше. Ну и понятно, всеми нами движет стремление к истине, новым знаниям и выход на новые горизонты. И что особенно приятно, к нам стремятся придти и стать участниками наших дискуссий и споров все новые и новые лучшие представители нашей интеллигенции самых разных возрастов и профессий, что не может не радовать.
А теперь по существу самого заседания. В качестве главного спикера встречи мы пригласили очень интересного человека, талантливого журналиста и общественного деятеля Аъло Максумовича Ходжаева. Я давно знал, что он является настоящим источником ценнейшей информации, свидетелем и участником самых значимых событий уходящей эпохи, и в этот вечер еще раз убедился в этом. Аъло Максумович был, как я и ожидал, очень откровенен и очень убедителен в том, что говорил нам, рассказывал о пройденных годах. Наша беседа буквально не иссякала. Все новые и новые вопросы и все новые и новые ответы… Становилось понятно, что продолжение последует. И мы еще раз встретимся и поговорим обо всем.
Не менее интересной была встреча с членом нашего клуба, известным кинооператором Батыром Базарбаевым. А еще он зав. кафедрой знаменитого у нас ТУИТа, где готовят и выпускают будущих режиссеров, операторов, работников телевидения и радио. У него тоже богатейшая творческая биография. Уже сколько фильмов снято, сколько проектов осуществлено замечательных, многие могут об этом только мечтать. Один только фильм документальный «Дочери Арала» чего стоит. Снятый давным-давно, он до сих пор не теряет своей актуальности.
А все подробности можно прочесть и узнать, если вчитаться в отзывы членов клуба «Интеллектуал» о встречах с Аъло Ходжаевым и Батыром Базарбаевым. Стоит обратить на них внимание. Вы нигде не найдете ничего подобного. Наши интеллектуалы считают так:
ЕЛЕНА ВЕТВИКОВА
Под занавес уходящего 2022 года в Клубе "Интеллектуал" состоялась встреча с поэтом, дипломатом, политиком, кинематографистом, общественным деятелем, журналистом, ярким представителем интеллигенции Узбекистана, интересным рассказчиком и собеседником Аъло Максумовичем Ходжаевым. Аъло Максумович - человек с большим жизненным опытом, много повидавший в жизни, общавшийся со многими известными людьми разных сфер деятельности. В начале встречи наш уважаемый гость рассказал немного о себе, более подробно осветив подробности получения высшего образования и защиты кандидатской, о своей общественной деятельности.
Думаю, всем надолго запомнятся воспоминания о сопровождении делегации короля Карла Густава XI с супругой в 1978 году в Узбекистан . Далее тема встречи плавно перетекла в русло искусства и культуры. Провозгласив, что музыка для него - высшее достижение человечества, Аъло Максумович рассказал об организации и становлении группы «Ялла», о встрече с прекрасной иранской певицей Гугуш, знакомстве и крепкой дружбе с Беллой Ахмадуллиной, встречах с Расулом Гамзатовым. И читал, читал,в радость и удовольствие всем присутствующим, свои стихотворения, среди которых немало было посвящений Алле Пугачёвой. Поговорили и о кино, ведь Аъло Максумович в течение 9 лет (1987-1996) возглавлял «Узбекфильм». Для многих стало открытием и то, что основателем Радио «Гранд» тоже был Аъло Ходжаев. Встречи с людьми такого уровня, выражаю мнение всех членов клуба, дорогого стоят!
Вторая часть последнего заседания в этом году была не менее значимой и интересной. Смотрели фильм «Дочери Арала» Батыра Жолдасовича Базарбаева, снятый во второй половине 80-х годов прошлого столетия, в рамках Проекта «Женщины малых народов». «Если хочешь узнать народ - загляни в лицо женщин». Всем, кому интересен этот фильм, могут посмотреть его на youtube.
Клуб «Интеллектуал» растет и развивается, мы провели вместе чудесный год, с наступающим всех Новым годом, и спасибо Борису Рахимовичу за этот замечательный проект!
ЭЛЬПАРИД ХОДЖАЕВ
Магия слова. Снова вспомнилось это словосочетание, внимая Аълохон Ходжаеву – главному спикеру очередного заседания клуба «Интеллектуал», состоявшегося 17 декабря. Вроде бы уже не раз слышал рассказы о его студенческих годах, о работе в комсомоле, на партийной стезе и других поприщах, давших ему возможность встречаться, беседовать, дружить с огромным количеством интересных людей, можно сказать, исторических личностей, живших и творивших не только в нашей стране, но и за рубежом. Эти живые зарисовки обсуждались уже и в семейном кругу, и в дружеских застольях. А о том, что они известны были не только мне, можно было понять по тому, как живо реагировал Шавкат-ака Миралимов, подсказывая иногда спикеру детали, которые тот упустил.
Так вот, не раз уже вроде бы слышал и о встречах Аълохон-аки со шведскими королем и королевой, с Беллой Ахмадуллиной, Расулом Гамзатовым, Аллой Пугачевой, другими творческими личностями, с видными партийными и государственными деятелями, но все равно, зачаровано слушал, как будто в первый раз. И не нужным оказался видеоряд, который подготовил специально по просьбе Бориса Рахимовича, опасавшегося, что без него выступление будет не таким увлекательным, как хотелось бы. Собравшиеся внимали спикеру с огромным интересом, можно сказать, затаив дыхание.
И думается, заслуга в этом не в гипнозе, как предположил мой друг Валерий Ганиев, а в умении мастера подбирать и нанизывать слова, факты, детали так, что они звучат, как завораживающая душу симфония. Что и говорить, магия слов.
Познавательным был и просмотр фильма «Дочери Арала», снятый почти сорок лет назад. Уже по названию можно было понять, что он поднимет проблемы Аральского региона, достигшие критического состояния в наши дни. Потому лента и поныне остается актуальной и нужной.
ЛЕЙЛА ШАХНАЗАРОВА
Об Аъло Максумовиче Ходжаеве я знала, казалось, многое. О его харизматичной личности и ярком публицистическом даре, позволяющем быть выразителем общественных умонастроений. Об аналитическом складе ума и принципиальном, неподкупно-правдивом подходе к освещению любых событий и явлений. О его энциклопедической эрудиции, обостренном чувстве справедливости и, при умении достигать большого полемического накала, – неизменной политкорректности. Словом, обо всем том, что позволяет воспринимать этого необыкновенного человека как, в некотором смысле, совесть узбекистанской интеллигенции.
Но вот Ходжаева-рассказчика открыла для себя лишь недавно – на последнем в этом году заседании клуба «Интеллектуал», куда пригласил Ало Максумовича в качестве основного спикера Борис Бабаев, – в очередной раз продемонстрировав свою совершенно потрясающую журналистскую и человеческую интуицию.
Конечно, далеко-далеко не всё рассказал на этой встрече Аъло Максумович из того, что мог бы поведать, будь он человеком хоть чуточку более тщеславным и чуточку менее скромным. А главное – из того, что хотели бы знать жадно слушавшие его члены клуба.
Аъло Ходжаев многое знает о жизни и людях. Он видел разные их лица и лики, а порой случалось – и оскалы.... И все же, пройдя бури земные и громы небесные, – не ожесточился, не перестал любить то, что любил. Как прежде, по-юношески горячо он принимает жизнь, беззаветно верен друзьям, так же яростно бросается в бой с несправедливостью и смотрит вокруг тем же открытым взглядом, – разве что ставшим сегодня немного печальнее…
Неудивительно – ведь за плечами большая жизнь. Наверно, иной и не могла быть судьба некогда устремленного только в будущее комсомольского вожака, верящего, что именно ему и таким, как он, выпало это радостное будущее приблизить; позже – члена партийного руководства республики, отдавшего много сил участию в формировании гражданского общества в Узбекистане. Журналиста, публициста, полемиста такого полета, что впору вспомнить устаревшее слово – «трибун»…
Многие ветераны журналистики помнят историю, когда вновь назначенный редактор с распространенной фамилией Ходжаев принял руководство скромной, почти захиревшей к тому времени газеткой, – и почти что в одночасье сделал «Ташкентскую правду» одним из самых интересных и острых печатных изданий столицы! Имя Аъло Максумовича тогда было на устах у многих, даже тех, кто не был знаком с ним лично, но имел хоть какое-то отношение к журналистике и издательской сфере. Чего стоит хотя бы такой беспрецедентный поступок нового редактора доселе благонамереннейшей газеты – взять и устроить выставку статей «Ташкентской правды»… снятых цензурой!.. Шли на эту выставку, боязливо оглядываясь по сторонам, – но шли! И у всех, кто называл это имя – Аъло Ходжаев, – неизменно сопрягалось с ним, звуча неким неуловимым эхом, еще одно слово. Совесть.
Занимая видные посты (депутат, руководитель газеты, активный деятель различных государственных официозных организаций), – жить не по лжи, поступать всегда и неизменно по совести, – ох как нелегка эта ноша! Взлеты, падения и победы, порой – болезненные разочарования, но и радость от того, что удавалось кому-то реально помочь. Недаром родилось в кругу коллег удивительное определение: «Биография Аъло Ходжаева – биография страны».
Кратко и сильно. И – правда.
Аъло Максумович, может быть, ближе и нагляднее, чем другие, наблюдал крушение империи, замещение многолетних привычных ценностей новыми, – и далеко не всегда воспринимал это позитивно. Публицист, писатель, общественный деятель, человек с горячим сердцем, он многое не приемлет в нынешней реальности. Порой это значит, что приходится обрывать «с мясом» нити, связующие с дорогим когда-то прошлым. Но потому и знает он силу добра, что сталкивался и со злом, и с несправедливостью, и с агрессией. И остался – Аъло Ходжаевым.
Звучали на нашей встрече 17 декабря – встрече с настоящим интеллектуалом и подлинным интеллигентом – и его стихи. Которые представляются мне не определяющей, так сказать, «самодовлеющей» частью творчества Ходжаева, многогранного и разножанрового, а просто еще одной возможностью для него выплеснуть свою фееричную, упрямую, всепобеждающую талантливость, с которой, что называется, сладу нет.
Совесть – инструмент рабочий
У художника-творца.
Без нее талант порочен,
Он без крыльев, без лица…
Снова – о совести... Как первом, неизбежном, необходимейшем условии подлинного творчества, его «рабочем инструменте».
А знаете, кажется, я понимаю, почему это слово, эта нравственная категория так редко упоминается в привычном, обыденном общении. Наверно, на то, чтобы даже просто произнести его в разговоре – надо иметь право.
Аъло Ходжаев это право заслужил. Заплатив за него, быть может, высокую цену. Но ведь «высокий» – от слова «высота»…
ДИЛОБАР АЛИМОВА
Символ узбекской интеллигенции. Твёрдый знак узбекской журналистики.
Твёрдый знак отличия нашей общественности. Все эти эпитеты о нашем спикере в этот вечер - Аъло Максумовиче Ходжаеве, приглашенном Борисом Рахимовичем на встречу в "Интеллектуал" 17 декабря этого года.
Много слышала об этом человеке, часто видела на мероприятиях, но впервые узнала так много интересного от него самого на этой встрече. Являясь филологом по образованию, журналист, поэт, публицист, он оказался интересным собеседником, человеком, которого очень интересно слушать. Особо хотела отметить его поэзию. Он не читал стихи, он их декламировал, проживая каждую строчку. Не зря говорят, что стихи - это состояние души человека. Слушали его и понимали, что за плечами большая жизнь, полная встреч с известными людьми, борьбой и поисками истины.
Приглашение в "Интеллектуал" Аъло Ходжаева - повод выразить уважение этому всесторонне интересному человеку. Отметив 80-летний юбилей в прошлом году, Аъло Ходжаев - человек "со способностями", как он сам себя охарактеризовал, и сейчас в творческих поисках и с активной жизненной позицией.
Во второй части нашей встречи в клубе "Интеллектуал" всеми уважаемый Батыр Жолдасович Базарбаев представил свой документальный фильм "Дочери Арала", который был снят в 1988 году на киностудии научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана по заказу на тему "Женщины малых народов". В фильме показана жизнь каракалпаков в конце 80-х годов, быт, обычаи, традиции, обряды, где главным персонажем является женщина — каракалпачка. В фильмах Базарбаева главное не специальные эффекты и операторские ухищрения, сила его - это поистине потрясающие женские портреты.
Героями фильма выступают как известные женщины, прославившиеся талантом, достижениями, так и молодые ученые, простые учителя. Это известная актриса театра, прекрасная певица, народная артистка СССР Аймхан Шамуратова - единственная каракалпачка, удостоенная этого звания. Красивая молодая девушка, учёная Джамиля Ниязова, юрист, успешно окончив Ташкентский государственный университет, была направлена в Москву, где прошла аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в МГУ, получив ученую степень кандидата юридических наук, впоследствии депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз, ставшая спутницей жизни Батыра Базарбаева, подарившая ему трех одарённых детей, которые достойно продолжают её дело после внезапно оборвавшейся жизни их матери, светлая ей память!
Хорошая операторская работа - это как соль в хлебе, передаёт настоящую суть фильма. Хотя фильм снят одним оператором, с первых минут зритель реально чувствует жару, палящий зной, духоту, на зубах скрипит песок, слышит вой ветра, что передано оператором со всей полнотой. При этом восхищают благодарные, благородные лица женщин, любящих свой край, несмотря на трудные климатические и бытовые условия жизни. Не ошибусь, если замечу, что в зале все были заворожены показанными удивительными лицами женщин - каракалпачек.
Фильм явно глубинный, оказывает сильное воздействие на зрителя, остаётся эмоционально в подсознании.
Высокопрофессиональная, качественная операторская работа Батыра Жолдасовича позволила ему в этом фильме ярко отразить на экране его замысел, дать возможность задуматься, и таким образом усилить воздействие картины на зрителя, что редко кому удаётся. Ведь хороший кинооператор - это прежде всего хороший фотограф.
Своими выразительно снятыми психологическими портретами Базарбаев выступает, я бы сказала, как живописец, визуально воздействуя на зрителя.
Ученик основоположника нашего документального кино Малика Каюмова, отличных операторов Михаила Гойзенштейна, Шухрата Максудова, Батыр Жолдасович Базарбаев показал участникам клуба «Интеллектуал» ещё один свой достойный фильм - свидетельство прошедшей эпохи. Просмотр документального фильма "Дочери Арала" стал ярким событием в клубе. Всё гости и члены клуба пожелали творческих успехов Батыру Базарбаеву и поблагодарили за фильм.
В заключение хочется отметить, что каждая встреча в клубе "Интеллектуал" уникальна! Каждые две недели мы ждём и с большим удовольствием собираемся под руководством уважаемого основателя и руководителя Бориса Рахимовича Бабаева в одном из лучших залов Национальной библиотеки Узбекистана. Клуб развивается, идет вперёд, расширяет свои границы, и уже планируются выездные заседания и много чего еще интересного. Но все это в новом году, а сейчас - огромная признательность Борису Рахимовичу за этот успешный проект и спасибо каждому из вас, друзья! Все было здорово, а будет ещё лучше, ведь мы вместе прокладываем этот путь к новым знаниям .
ЕЛЕНА МАКАРОВА
17 декабря было последнее в этом году заседание клуба "Интеллектуал". О предыдущей встрече говорили, что такой познавательной до неё не было. Но то же самое хочется сказать и о сегодняшней. С каждым разом клуб поднимается на новую ступеньку вверх. Я бы даже сказала - "стремительно взлетает". Все встречи наполнены такой энергетикой, что вернувшись домой хочется "свернуть горы". Это ощущение силы создаётся эксклюзивной информацией докладчика, его личностью, дополнительными интересными фактами от присутствующих. Каждый раз происходят знакомства с чем-то новым, от которого получаешь импульс и для своего развития. Слушаешь спикера и думаешь: сколько успел сделать этот человек!, а сколько знает!, а этот - это же целая эпоха! Каждый спикер - легенда, глыба! И каждое заседание клуба "Интеллектуал" может по праву называться " Встреча с Личностью".
Мы все разные.
Эта избитая фраза, как нельзя лучше, показывает широту интересов и увлечений, профессиональное мастерство каждого члена клуба "Интеллектуал". Какие только темы не обсуждаются на собраниях клуба! О музее Савицкого, о поэзии Серебряного века, об истории родного края, о театрах и балете. Даже был настоящий показ мод отличного дизайнера Мархамат Умаровой! Идут просмотры новых документальных фильмов!
Ехала домой после вчерашней встречи, а в голове крутится мысль. Пирамида! Да, клуб "Интеллектуал", как пирамида. Монументально! Растёт, надстраивается. Каждый кирпичик притирается, находит своё место.
Интересно, что у членов клуба даже определились и закрепились места в зале.
Мы как студенты влетаем в аудиторию, шумно здороваемся. Обнимаемся. Киваем тем, до кого не дотянуться объятиями. Ищем глазами отсутствующих.
Час, два, три часа пролетают незаметно. Без перерыва! А вот потом - полюбившиеся всем шумные посиделки-обсуждения!
Тут, как говорится, все без комментариев. Мы с хорошим настроением и большим желанием идем дальше. Всем членам клуба «Интеллектауал» передаю свои самые наилучшие пожелания и поздравления с наступающим новым годом.
БОРИС БАБАЕВ, председатель клуба «Интеллектуал»
фотографии с места события Батыра Базарбаева