Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
05.12.2023 / 16:17:41
Маркел Калонтаров - самаркандский художник.В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Кто его помнит, наверняка скажет, что он был очень общительный, добродушный человек![]() Просматривая свои архивы, обнаружила замечательные фотографии художников Самарканда. Среди присутствующих на памятных снимках был и юбиляр этого года — Маркел Израилович Калонтаров. Замечательный художник и близкий друг моего отца, всегда отличался особым жизнелюбием и мудростью. Вдохновившись памятью, хочу представить свой небольшой очерк моих воспоминаний о нем. Маркел Израилович Калонтаров /1908-1994/ - Самаркандский художник. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Кто его помнит, наверняка скажет, что он был очень общительный, добродушный человек. А его живопись отличалась искренностью и особой живостью колорита. Всё творчество его обладает удивительной органичностью и целостностью. Моё знакомство с ним состоялось еще в раннем возрасте, в 60- е годы. Наши семьи дружили, и в те времена, когда я ещё училась в школе, мы с родителями были частыми гостями в доме у Калонтаровых. У порога нас встречали высокий дядя Маркел с большим длинным носом/я его тогда так и называла «Дядя Маркел-бинди калон»/, и радушная и гостеприимная хозяйка дома, жена художника Роза Абрамовна/ она была родом из очень интеллигентной семьи, знала 6 иностранных языков и прекрасно готовила блюда еврейской кухни/. В этой теплой, дружественной атмосфере, за уютным столом, начиналась занимательная беседа моего отца, Рашида Темурова с дядей Маркелом, о прекрасном мира сего—об искусстве, в то время, как моя мама и Роза Абрамовна уходили в свой, другой, женский диалог. В то время, как взрослые собирались за столом, мне выделялся отдельный столик на котором меня ждал большой альбом для рисования с чистыми листами и целая ваза с аккуратно наточенными цветными карандашами. И пока взрослые ели и общались, я уходила в свой, детский мир рисунков и цвета. Я всегда с особым удовольствием ходила к ним в гости. Дядя Маркел был очень рад, что я поступила в художественный ВУЗ и связала свою жизнь с искусством, особенно тогда, когда позже я начала работать в Самаркандской организации Союза художников Узбекистана. После того, как мы начали работать бок о бок, мне предоставилась возможность еще ближе познакомиться с его творчеством. Он писал пейзажи и натюрморты, занимался графикой, в основном это были монотипы и линогравюры. А позже, я участвовала в организации двух его персональных выставок и составила к ним каталоги со вступительной статьей. Маркел Израиловича можно было увидеть всегда с большой папкой и когда он видел интересующий его типаж, сразу открывал папку и начинал рисовать с натуры. Это могло произойти на улице, на Сиябском базаре, а чаще в троллейбусе. Пока от дома ехал до Регистана, до мастерской, он мог завершить этюд понравившейся ему девушки или какого-нибудь старика в чалме, или просто молодого человека. Он мог с легкостью познакомиться и обаять любого . Всё начиналось с фразы (если это была молодая девушка): «Как вас зовут моя божественная дочка?» Дальше был ещё какой-нибудь искусный комплимент и уже полное согласие на предложение написать портрет. Обычно он появлялся к 12 часам дня и по дороге в мастерскую обязательно заходил в наш кабинет, всегда одетый с иголочки, в костюме и обязательно в галстуке, с торчащим из кармана платочком, поздороваться и показать свои рисунки. Калонтаров очень любил показывать свои картины и с особой внимательностью выслушивал отзывы и замечания своих коллег—художников. Много читал об истории искусства и был активным участником существовавшего тогда, в 70-е годы прошлого века, общества «Знание», где ученые, историки могли проводить лекции, как для студентов и школьников, так и для работников различных предприятий и организаций. Маркел Израилович с особым удовольствием ходил и выступал с лекциями, проводил беседы об изобразительном искусстве, с интересом рассказывал о творчестве художников периода Возрождения, а также о других великих мастерах мировой живописи - Рембрандта и Веласкеса. И он имел большой успех. Он очень хотел просвещать и привлекать народ к искусству. Влюбленный в прекрасное, мастерски владел музыкальными инструментами. В его мастерской хранилась замечательная мандолина, чьи струны он виртуозно перебирал, и пианино, на которой он мог сыграть веселый вальс.
Автор: Гулжахон Темирова
| ![]() |
![]()
|