Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.04.2024 / 13:06:08
О прошлом и пережитом. Как в ташкентской парикмахерской можно было обрести облик кинозвезды. "Джуджалярим"Восьмидесятые годы прошлого века были на исходе. Теперь этот период называют застоем, но для меня – это время моей молодости. Как-то в канун Нового года я настолько увлеклась предпраздничными хлопотами, что совсем забыла о себе, а когда, наконец, взглянула в зеркало, застыла от ужаса. Обзвонив знакомых парикмахеров, убедилась, что ни у одного из них нет ни минуточки свободного времени. Поэтому, когда 31 декабря я уныло брела мимо неприглядного здания с вывеской «Парикмахерская №1», ничего хорошего не ожидала. На двери красным фломастером было написано: «Меняю судьбу. Согласно прейскуранта». Посмеявшись, я собралась уже было уходить, как в дверях показался человек средних лет в белоснежной форменной куртке. Увидев меня, он сделал приглашающий жест: – Заходи, красавица, не пожалеешь. В каком образе желаешь быть? В те времена, когда стригли как на конвейере, этот вопрос был неожиданным. – Одри Хепберн, – робко произнесла я. Так произошло новогоднее чудо – знакомство с Мастером. Рахим-ака работал весьма своеобразно: он был постоянно чем-то занят, создавалось впечатление, что на клиента он не обращает никакого внимания. Моя очередь подошла лишь к вечеру. Но Мастеру потребовалось всего десять минут, чтобы постричь меня, а вот на укладке Рахим-ака предельно сконцентрировался.
– Цып, – начесывалась прядь волос. – Цып, – другая. – Джуджалярим, – волнистый локон укладывался в прическу. Неужели эта веселая детская песенка помогает?! Когда Мастер закончил, из зеркала на меня смотрела необыкновенная таинственная красавица. В завершение, залакировав пряди, парикмахер воздел руки над своим творением и дунул на прическу.
Всю волшебную Новогоднюю ночь я чувствовала себя королевой. Мужчины бросали на меня восхищенные взгляды, а дамы откровенно завидовали. Через некоторое время слава Джуджалярим, как прозвали Рахима-ака, гремела по всей махалле. Когда на местном базаре видели прелестных восточную пери и Марлен Дитрих, громко обсуждающих семейные дела, всем было понятно, что они – творения Мастера. А на автобусной остановке вдруг мелькнет потрясающая Мэрилин, а в ресторане вас неожиданно обслужит прекрасная Афродита… И это уже не вызывало удивления. С кресла Мастера вставали очаровательные принцессы и роковые одалиски. Небольшое помещение вскоре перестало вмещать желающих чудесного преображения, и Рахим-ака поставил под дубом несколько столиков, а запись к нему начиналась на рассвете – как за дефицитным товаром. В те времена люди не сидели, уткнувшись в гаджеты, они обсуждали новости, просматривали журналы «Юность», «Работница» или играли в шашки. Время от времени конкуренты распускали слухи: дескать, Джуджалярим пользуется импортными шампунями и инструментами, купленными у фарцовщиков. Впрочем, это были только слухи, которые рассеивались при первом взгляде на стол Мастера. Как и все в то время, Рахим-ака пользовался отечественными шампунями «Солнышко», «Любава», «Яичный», лаком «Прелесть», ножницами и плойкой. Вот и весь инструмент. Дело было в другом. Талант и волшебные руки Мастера делали счастливыми и уверенными в себе сотни женщин. Не обходилось и без курьезов. Один номенклатурный работник женил сына. Его дочь, по имени Лайло, обожавшая Элизабет Тейлор, перед свадьбой брата, конечно же, пошла к Рахиму-ака. Прическа получилась замечательной, и при очень удачном макияже издали ее вполне можно было принять за королеву Голливуда. Когда Лайло вместе с другими женщинами накрывала свадебные столы в саду родительского дома, пришел корреспондент местной газеты, чтобы осветить знаменательное событие. Корреспондент, человек новый не только в махалле, но и в благословенном нашем крае, увидев «Элизабет Тейлор» в национальном платье, просто оторопел. Еще не полностью уяснив себе, что «восток – дело тонкое», репортер в погоне за сенсацией быстро сделал снимок сногсшибательной красавицы и, окрыленный, помчался в редакцию. В следующем номере газеты красовался снимок Лайло с подписью: «Элизабет Тейлор осваивает узбекские национальные традиции».
На моей памяти был и криминальный случай. Приходит к Рахим-ака одна девица и рассказывает интересную историю. Якобы поспорили они с подругой, что она придет на встречу с друзьями подруги, а они не заметят подмены. И показывает Мастеру ее фотографию. Рахим-ака, уловив некоторое внешнее сходство между девушками, и напевая цыплячью песню, принимается за работу. Кроме того, он дает несколько советов по макияжу, и советует надеть солнцезащитные очки. Потом произошла история, которая была освещена в сводке криминальных новостей. Сотрудница одного крупного предприятия, стащив со стола главного бухгалтера готовый чек на зарплату, является в банк. Там, подписав чек в нескольких отделах, получает в кассе крупную сумму денег, и сев в ожидающую машину, отбывает в неизвестном направлении. Сотрудники банка хорошо знают кассира этого предприятия, да и особо не приглядываются. Похожая фигура, внешность, черные очки - ничего не вызывает их подозрения. Злоумышленников конечно поймали, но после этого случая Рахим-ака зарекся. Теперь он воплощал в жизнь только те мечты клиенток,в которых они желали быть похожими на звезд Голливуда, оперных див и любимых киноактрис.
Когда подул ветер перемен и перетасовал людские судьбы, мне пришлось надолго уехать. Вернувшись, я стала искать Рахима-ака, но бывшее здание парикмахерской занимал теперь магазинчик. Мастера помнили, но ходили противоречивые слухи, что он то ли переехал в другой район города, то ли вообще уехал из страны. Позже я пользовалась услугами многих парикмахеров. Они стригли хорошо, талантливо, но… где та тонкая, почти неуловимая, грань, отделяющая талант от гениальности? Однако я верила, что рано или поздно найду своего Мастера. Возможно, кто-то из потомков Рахима-аки унаследовал его дар?..
Прошло время. Как-то, скучая в душном автобусе, я ехала на другой конец города. Я уже было задремала, как автобус вдруг резко затормозил. Бросив случайный взгляд в окно, увидела рядом с остановкой салон красоты. На стеклянной витрине красовалась пышноволосая прелестница, сверху желтой краской выведено: «Джуджалярим», а немного ниже: «Меняю жизнь. Почти бесплатно». Увидев это, я вскочила и, провожаемая нелестными комментариями в свой адрес, стала пробираться к выходу, активно работая локтями. Сердце забилось в нетерпении. Буквально ворвавшись в салон, я увидела довольно молодого человека, колдующего над волосами клиентки. При этом он напевал:
Цып, цып, джуждалярим, Цып, цып, цып, мои касатки, Вы пушистые комочки, Мои будущие квочки...
Дунув на залакированную прическу клиентки, он воздел над ней руки. В кресле сидела почти настоящая Софи Лорен. Ликованию моему не было предела. Я не ошиблась, предположив, что кто-то из потомков унаследует божественный дар. Какое счастье, что у Мастера есть талантливый внук, который делает мир добрее и прекраснее. Узнав у внука, что с Рахимом-ака все в порядке, я успокоилась. Снова, не обращая внимания на цены в прейскуранте, где «почти бесплатно» было большим преувеличением, я стану не просто красавицей, а богиней! Несмотря на прошедшие годы… нет, десятилетия.
Галина Ширяева
|
|