Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.09.2024 / 19:37:51
Презентация книги Г. Багдасаровой "Дорога без конца…"Презентация книги Г. Багдасаровой «Дорога без конца…» стала истинным праздником творчества
Презентаций различных книг в наши дни множество. И каждая из них своеобразна тем, как и в какой форме её организаторы выстраивают «лицо» вышедшего в свет издания, его содержания, своеобразие раскрытия автором различных тем и проблем и многого-многого иного. И тем важнее, интереснее и поучительнее, что состоявшаяся на днях презентация второй книги «Дорога без конца» авторской трилогии «Мои дорогие попутчики» Гухарик Багдасаровой предстала в своём удивительном своеобразии и редкостной доверительности всех её участников. Да – эта вторая книга трилогии, созданная из многочисленных рецензий, эссе, размышлений о жизни и творчестве известного журналиста Гухарик Багдасаровой уже и сама по себе достойна и особого внимания, и небывалого уважения многих и многих представителей творческой общественности Ташкента. Начнем с её поистине небывалого объёма – толщина тома составляет десять сантиметров и превышает 1540 страниц! Поистине, издания такого объёма можно встретить крайне редко. И дело не только в том, что Г. Багдасарова решила объединить в одном фундаментальном томе темы и материалы, достойные в каждом случае отдельного достаточно полновесного книжного издания. Да и темы особые, значительные и по смыслу, и по охвату событий, личностей, явлений творчества самых разных жанров. Одни названия циклов тем говорят сами за себя: «Пушкиниана. навстречу 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина», «Музыка», «Ташкентская и Узбекистанская епархия Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ московского Патриархата», «Я поведу тебя в музей…», Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Узбекистана», «Искусство фотографии: “Поэзия света и тени”» и «Весь мир – театр…». Поистине ошеломляет необъятная широта охвата тем, жанров, исследовательских и биографических очерков. Гухарик Багдасарова обладает счастливым свойством опережать своей неутомимой энергией события и факты и стремиться успеть отразить в своих глубоких заметках многие впечатления от восприятия Искусства в его самых различных видах и жанрах. Причём, весьма существенно то, что в любом «круге» этих тем автор вникает в суть творчества и личностей, умудряясь ни в одно мгновение, ни в одном из моментов не погрешить против истинной высоты уровня высокопрофессионального взгляда, оценок, рассуждений, размышлений. И в многоцветном спектре тем и разнообразных видах Творчества точно, тонко, умно и доверительно вскрывает и основы замыслов, и пути их раскрытия. Всё существо этой антологии отличает стремления автора проникнуть в суть замысла создателей произведений различных видов и жанров искусства, а также в те индивидуальные способы раскрытия и воплощения этих замыслов в поисках ответа – КАК, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ каждый из творцов прибегает именно к этим, а не иным формам выражения. Существенна и поистине редкостна авторская позиция Гухарик Багдасаровой – она не опускается ни до восторженного «экстаза» оценок, ни до критиканских неприятий по принципу «всё не так». Её позиция являет даже не сам результат, а вдумчивый и последовательный процесс осмысления явления, выявление его и зримых, и скрытых черт. Её особенность исследовательского процесса включает и ассоциативность, и восстановление многих исторических обстоятельств создания того или иного явления искусства. И всё то, что излагается в эмоциональном повествовании, – выявляет истинное лицо произведения живописи, литературы, театрального спектакля, поэтического вечера, концертов-композиций в зримом воссоздании образов каждого участника. И это имеет особое значение. Ведь общеизвестно, что лет через 20-30, когда сменятся поколения творцов и тех, кто воспринимает творчество, – о том, что происходило в искусстве, - новые поколения смогут судить лишь по тому, что было запечатлено в печатном слове. В особенности это касается такого эфемерного жанра как «Искусство театра», которое одномоментно в своем представлении творений и по прошествии определённого времени или меняет исполнительские краски спектакля, или же, вообще, уводит данное творение лишь в сферу воспоминаний. Да, существуют и видеозаписи спектаклей, концертов, выступлений. Они запечатлевают ФОРМУ, но вне живой связи исполнителя с публикой не в силах запечатлеть тот необъяснимый энергетический обмен между творцами сцены и зрительным залом. Гухарик Багдасарова ведёт свой процесс познавания сути единственно верным проникновением в существо замысла творцов, исполнителей и в стремлении разгадать главное в замысле и его воплощении проходит этот путь и «от себя», и в полной доверительности и открытости души к читающим её строки. Она не допускает ни менторства, ни характерной для нашего времени «единственности» собственных мнений и оценок. Она помогает тем, кто читает её статьи, исследования, размышления, – вместе с нею пройти эти непростые пути постижения и осознания художественного материала. И вместе с тем – истинная доброта её натуры пронизывает всё ее творчество и подтверждает добрый афоризм: «Талант видит и ценит талантливое в окружающем, а комплексующая бездарность рада усматривать бездарное и недостойное внимания во всём окружающем мире». Невероятно трудно сформировать такое фундаментальное собрание своих многочисленных творческих трудов. Но ещё труднее подготовить его к изданию, пройдя поистине мученический путь многочисленных вычитываний каждой строчки в поисках опечаток, технических погрешностей – а они в компьютерном процессе корректур не только не исчезают, а дарят на каждом шагу новые и новые «сюрпризы». Давайте задумаемся и оценим и весь неимоверный труд вычитывания по строчкам и буквам тома в 1543 страницы, и невероятное терпение в совместных трудах с теми, кто осуществляет вёрстку и готовит эти материалы к изданию. В данном случае надо отдать должное утончённому мастеру дизайна и вёрстки - художественному редактору журнала «Экономический вестник Узбекистана» («ЭВУ») Елене Беляцкой; художнику, изящно и с проникновенной любовью оформившему трилогию «Мои дорогие попутчики», - заслуженному работнику культуры Узбекистана - Александру Батыкову и поблагодарить за информационную поддержку - известного телерадиожурналиста, киносценариста, руководителя и главного редактора сайта «Культура.Уз» Бориса Бабаева. И вот этот невероятный, непредсказуемый путь пройден – и второй том трилогии «Мои дорогие попутчики» вышел в свет в доступном печатном тираже. Вышел, храня в своём неповторимом книжном облике и энергию души автора, и его волю и терпение, и устремления многих и многих людей, кто готовил это издание к выходу, включая типографщиков! И настал день презентации этого замечательного издания. Примечательно, что оно состоялось в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ, который по благословению Владыки Викентия стал истинным культурно-просветительским центром Ташкента. Представить этот объёмный труд крайне непросто – ведь по благоприятному замыслу автора в презентации должны отразиться и темы разделов книги, и явления, о которых идёт речь на её страницах. Да и в первую очередь – люди, которые в разных видах и жанрах искусства раскрывали и раскрывают своё видение мира, отношение к событиям жизни, образы и характеры персонажей… Было совершенно ясно, что здесь главная тонкость и целесообразность замысла должна с одной стороны – отразить многообразие объектов творчества, а с другой – не перегрузить сознание собравшихся чрезмерно увеличенным форматом самой презентации. И стоит лаконично и ёмко отметить в одной фразе тот замечательный факт, что, ко всеобщей радости, это удалось в полной мере. Встреча-презентация второго тома «Дорога без конца…» трилогии «Мои дорогие попутчики» Г. Багдасаровой прошла отлично - доверительно, искренне, динамично. Интересными были все выступавшие, каждый в своём роде. Огромного масштаба и объема труд Гухарик Багдасаровой был принят на должном уровне и оценён людьми дружественными, понимающими и внимательными. Участники презентации разных поколений, возрастов составили многоцветный коллаж излучений душ. Непростая задача презентационного вечера, посвящённого выходу в свет объёмной и содержательной антологии рецензий, репортажей, очерков, эссе на самые разные темы - была выполнена в лучшем виде и в самом полном объёме. И добавлю к этому, что и сам темпоритм вечера получился динамичным, непосредственно-живым и устремляющим к восприятию всего обилия того, что было высказано. Очень символично и то, что эта благодатная акция прошла под эгидой известного клуба «Наше родословие» и по благодатному благословению Владыки Викентия. Своеобразно и живо открыл вечер студент четвёртого курса факультета «Академическое пение и оперная подготовка» ГКУз Даниёр Джумаев. Молодой певец красивым баритоном с большой экспрессией исполнил песню «Дорога без конца» (музыка С. Баневича, стихи Т. Калининой). Это стало своеобразным эпиграфом вечера- презентации. Сменяя друг друга, по своеобразным ступеням вечера восходили на подиум: заместитель руководителя клуба «Наше родословие» Г.В. Воротникова; председатель ЛТО «Данко» при Русском культурном центре РУз Татьяна Грушина; мэтр поэзии, член СП РУз Олег Бордовский, поэт и бард Ольга Абишева, автор этой заметки, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним; председатель секции искусствоведов Творческого союза художников АХУз Эльмира Ахмедова; заслуженный работник культуры Узбекистана Александр Батыков; известный фотокорреспондент газеты «Народное слово» Владимир Гранкин, зафиксировавший мгновения и лица этой незабываемой творческой встречи, и сама «виновница» торжества – Гухарик Багдасарова.
Андрей СЛОНИМ Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, поэт, публицист Фото Владимира Гранкина
продолжение следует
|
|