Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.10.2024 / 14:00:47
Опера Генделя "Тамерлан" в ГАБТ вызвала горячие споры и бурные овации зрителей
Воистину, событием мирового значения стала премьера оперы "TAMERLANO" немецкого и английского композитора Георга Фридриха Генделя (1675-1759) на сцене ГАБТ им. А. Навои второго-третьего октября 2024 г. в интерпретации известного итальянского режиссёра Стефано Пода. Постановка инициирована Фондом развития культуры и искусства Узбекистана. Фонд развития культуры и искусства инициирует и реализует проекты, направленные на развитие культуры, искусства и архитектуры в республике. Фонд поддерживает молодые таланты, а также продвигает культурный потенциал Узбекистана на мировой арене. В наше время особенно востребованным форматом культурного обмена продолжают оставаться гастроли. Театральные и музыкальные творческие коллективы из всех стран СНГ и Западной Европы регулярно выступают в узбекской столице, а наши — пользуются успехом в братских республиках и дальнего зарубежья. Опера «Тамерлан», одно из лучших произведений Генделя, была написана композитором за 20 дней в июле 1724 года. Премьера «Тамерлана» состоялась 31 октября 1724 года на сцене Королевского театра в Лондоне и говорит об огромном интересе к личности Амира Темура в Европе, где его называли Тамерланом. Основателя империи Тимуридов воспевали как спасителя Европы от нашествия войск турецкого султана Баязета. С тех пор, путешествуя по городам Америки, Германии, Испании, России, опера Генделя претерпела значительные изменения в духе требований нового времени. В Ташкенте, по мнению режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Узбекистана А.Е. Слонима, раньше она демонстрировалась только в концертном исполнении. Эта история, полная страсти, любви, предательства и благородства, разворачивается в пекле военных событий XIV века. В спектакле на фоне монументальных декораций дворца Амира Темура развиваются камерные эпизоды любовной истории. На первый взгляд, монументальность декораций кажется чрезмерной и подавляющей человека, но в защиту сложной конструкции, имитирующей на сцене высокие своды дворца, надо вспомнить высказывание крупнейшего историка архитектуры, изобразительного и прикладного искусства Среднеазиатского региона - Галины Пугаченковой. Она подчёркивала в своём труде «Из художественной сокровищницы Среднего Востока» (Т., 1987), что архитектура эпохи Амира Темура выражала имперскую идею и отличалась небывалой торжественностью зданий, масштабностью и пышностью декора. На сцене также широко и масштабно разворачиваются в музыкально-пластическом выражении сцены сражения между армией османского султана Баязета I и войсками великого тюркского завоевателя Тамерлана. Это сражение произошло в 1402 г. в окрестностях Анкары. В той битве армия Баязета была разгромлена и это поражение стало не только военным, но и личным крахом султана, что послужило кульминационным моментом в опере Генделя. В грандиозном боевом сражении армия османов терпит поражение. У многих зрителей на глаза даже наворачивались слёзы, когда на поле битвы, где гремят звуки сражения и сталкиваются люди, кони, - армия незадачливого неумелого полководца Баязета несёт тяжёлые потери, что сильно бьёт по боевому духу его воинов. Однополчане со сцены выносят тела поверженных воинов одного за другим и над каждым совершают ритуал прощания с ним. Баязет, не вынеся позора поражения и грозящего бесчестия дочери, кончает жизнь самоубийством, выпив яд. Сердце Тамерлана прожгла любовь к Астерии, дочери его противника Баязета. Однако пройдя через все испытания своей страсти, Амир Темур, в конце концов, останавливает свой выбор на Сарай Мульк-ханум, дочери Казан-хана из чингизидской династии. Именно ей суждено было стать любимой женой Амира Темура, непобедимого полководца и стратега, стремящегося объединить разрозненные земли под своим началом. Брак с Биби-Ханум обещал укрепить политические связи и обеспечить стабильность в регионе. Опера Генделя «Тамерлан» завершается помилованием великого полководца своей пленницы Астерии и отказом насильно жениться на ней. В финале оперы звучит любовный дуэт Тамерлана и Биби-Ханум, вслед за которым хор поёт о том, что любовь способна спасти свет от тьмы. В этой идее заключается катарсис всего оперного действа и нравственного возвышения тирана над собственным эго завоевателя через его любовные страдания и сочувствие пленнице, свободолюбивой Астерии. Это прозрение живой души подтверждается историческим высказыванием Тамерлана: "Добродетель ведёт к великим делам". Народный артист Узбекистана Женисбек Пиязов (Амир Тимур, бас-баритон); драматическая актриса Юлдуз Раджабова (Биби Ханум, принцесса Сарай Мульк-Ханум), а также артисты балетной труппы ГАБТ справились со своими ролями в спектакле на должном уровне с западными звёздами - Хуан Санчо (Османский султан - тенор); Вероника Канхеми (дочь Баязета - сопрано) и вызвали в зрительном зале продолжительные овации, когда артисты выходили на поклон. Сам спектакль шёл в полнейшей тишине: зрители, затаив дыхание, следили за развитием событий. В постановке было задействовано 160 артистов. В новой концепции итальянского режиссёра Стефано Пода соединились гениальная музыка Генделя, отца европейской оперы, и национальная узбекская музыка. Пожалуй, впервые в современном спектакле были объединены Национальный симфонический оркестр Узбекистана (главный дирижёр – заслуженный артист Узбекистана Алибек Кабдурахманов); Заслуженный хоровой коллектив Узбекистана под руководством Гульнары Маликовой и наряду с ними барочные музыканты и артисты Оркестра народных инструментов под руководством Карима Аширматова; карнай-сурнай группа Узбегим - руководитель Камила Муминова и другие отечественные художественные коллективы.Эту современную интерпретацию узбекской традиционной и фольклорной музыки в диалоге эпох и культур выполнил российский композитор Кирилл Рихтер. Опера исполнялась на итальянском языке, органично включившая в себя узбекскую речь в речитативах Тамерлана и Биби-Ханум, газель Джахан-Атын Увайси и обрядовую народную песню “Yor-Yor”, рубаи Бабура в хоровом исполнении – музыкально-поэтические шедевры средневекового Востока. Новый спектакль вновь всколыхнул общественный интерес узбекистацев к личности Амира Темура. Амир Темур (1336-1405) - тюрко-монгольский завоеватель, который основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, Северной Индии и Центральной Азии и стал первым правителем династии Тимуридов. Это крупный средневековый государственный деятель, великий полководец, основатель сильного централизованного государства, покровитель науки и культуры. Он вошёл в мировую историю не только как непобедимый лидер, но и как творческий человек, который на каждом шагу заботился о благополучии страны, её развитии, образовании, науке и искусстве. Таким образом, он положил начало «Возрождению эпохи Тимуридов» в мировой истории. Заслуги Амира Темура достойно оценивают не только жители Узбекистана, но и весь просвещённый мир. Жизнь и деятельность одной из величайших личностей в истории человечества привлекают внимание всё больше исследователей, деятелей искусства и культуры за пределами Узбекистана. Для каждого соотечественника большая честь изучать и узнавать о жизни искусного полководца, являющегося историческим примером для человечества своей зрелой и великой личностью. Амир Темур оставил после себя сложное наследие, включая свою жестокость и стремление к культурному развитию, что делает его одной из наиболее противоречивых фигур в истории Центральной Азии. Армия Темура была многоэтничной и её боялись по всей Азии и Европе, часть территорий которых была опустошена его военными кампаниями. По оценкам некоторых учёных, завоевания Тамерлана привели к гибели миллионов людей. Спектакль, в целом, вызвал много вопросов, на которые в эксклюзивном интервью обозревателю сайта «Культура.Уз» попытался ответить руководитель Национального симфонического оркестра Узбекистана, главный дирижёр, заслуженный артист Узбекистана Алибек Кабдурахманов, имеющий непосредственное отношениек успеху премьерного спектакля «Тамерлан» в Ташкенте. - Алибек! Как Вы восприняли новую постановку режиссёра Стефано Пода исторической оперы Генделя «Тамерлан»? Что Вы приняли за оправданную истину современной интерпретации сюжета в вечно развивающемся искусстве, а что не хватило Вам в новом либретто Николо Франческо Хайма и Паоло Джани? Как Вы отнеслись к политической окраске образа Тамерлана-тирана и жестокого завоевателя в спектакле? - У европейцев издавна существует особый интерес к личности Амира Темура, оградившего Европу от завоевания её Османской империей. К ней обращались не только Гендель, но и другие композиторы – итальянский композитор Антонио Вивальди, известный чешский композитор Йозеф Мысливечек, современный российский композитор Александр Чайковский, а также народный поэт Узбекистана Хуршид Даврон и режиссёр-постановщик — народный артист Узбекистана Баходыр Юлдашев. В советской литературе мы знаем роман-эпопею под названием «Звёзды над Самаркандом» народного писателя Узбекистана Сергея Бородина. В мировой живописи – русского художника Василия Верещагина и одну из его наиболее известных, философских и пацифистских картин - «Апофеоз войны» (1871). Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан со средневековым правителем и полководцем Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Свою картину художник посвятил «всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим», и в настоящее время она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Либретто оперы «Тамерлан» представляет собой вольную трактовку событий, произошедших после пленения Баязида (Баязета) в битве при Ангоре. В настоящее время является одной из наиболее часто исполняемых опер композитора. В спектакле мы показали взгляд европейцев на историческую личность Тамерлана со всех сторон, которая отличается от нашего современного восприятия Амира Темура, прежде всего, как государственного деятеля. Надо изучать подлинную историю, в которой Амир Темур навсегда остался непобедимым полководцем, завоевателем, стратегом и одновременно великим созидателем. Достаточно для этого только побывать в Самарканде: Амир Темур перестроил Самарканд и превратил его в одну из прекраснейших столиц мира. В оригинальной опере Генделя «Тамерлан» партию Амира Темура исполняет альт-кастрат. Некоторые зрители высказали мнение, что «партия Амира Темура проигрывает в басовой версии, она написана Генделем для контратенора. А бас не передаёт красоту колоратуры». Ваше мнение по этому поводу? - Причина оказалась самой простой. Представьте себе, что наш национальный герой Амир Темур в спектакле запел бы высоким голосом – контратенором… Во времена Генделя это считалось высшим пилотажем. У нас бы этого не поняли: разный менталитет и разные подходы. Женисбек Пиязов адекватно показал власть и мощь правителя через свой низкий голос (бас-баритон). Это было и решение режиссёра Стефано Пода – соответствовать требованиям нового времени и независимости Узбекистана и желанию оставаться узбекистанцам самими собой, не всегда разделяющим мнения европейцев как в политике, так и в искусстве. Это был наш собственный взгляд на историческую личность. Какую роль в целом в спектакле и конкретно в восприятии главного героя Тамерлана сыграло множество вставок национального характера в либретто старой оперы? - Мы пытались создать новый формат оперы. Гендель сформировался в лоне европейской культуры. Мы стремились показать, что в это время происходило у нас в эпоху Темура и Тимуридов: подъём национального Ренессанса. В этом спектакле сталкиваются два мира и создают своеобразный симбиоз культур. Опера Генделя шла более трёх часов. Наш спектакль – длился полтора часа без антракта. Мы хотели не только сократить по времени и объёму оригинал, но внести в него что-то своё – мир меняется, и вместе с ним меняется язык искусства. Вы видели современные декорации и современные танцы. Мы пытались сделать первую национальную оперу с целью привлечь молодёжь - нам это в какой-то мере удалось реализовать. Опера никого не оставила равнодушным: до сих пор идут горячие споры о ней – и мне эта реакция очень нравится. Мы поставили оперу на самом высоком уровне - с этим спектаклем не стыдно выезжать за рубеж по всему миру. Я уверен, что мы ещё наделаем много шума с этой знаменитой оперой Генделя в новой постановке. Что бы Вы пожелали постановочной группе во главе со Стефано Пода, а также драматургу и ассистенту режиссёра – Паоло Джани в их дальнейшей гастрольной деятельности по миру с этим спектаклем? - Я хочу выразить огромную благодарность режиссёру-постановщику Стефано Пода. Я считаю, что было правильным решением пригласить его к нам, чтобы соединить воедино в спектакле – разные национальные форматы. Итальянский режиссёр прекрасно понимал европейский дух оперы Генделя и одновременно так глубоко проникся менталитетом узбекистанцев, любовью к нашей стране, что смог создать такой своеобразный симбиоз. Мы с ним вместе ездили в Самарканд, посетили в юго-западной части города гробницу Амира Темура и его потомков – величественный мавзолей Гур-Эмир и некрополь Шахи-Зинда («Живой Царь») – один из выдающихся старинных архитектурных ансамблей Самарканда, расположенный на юго-восточном склоне Афросиаб. Стефан Пода признался мне, что именно опера Генделя и посещение Самарканда открыли для него грандиозный масштаб личности Тамерлана. Он считает, что надо придерживаться такого формата оперы как «Тамерлан» в новой современной интерпретации – за ним стоит будущее мировой культуры. Я бы хотел ещё с ним поработать над балетным спектаклем. В целом, я хочу выразить благодарность Фонду развития культуры и искусства РУз и лично председателю Фонда – Гаянэ Умеровой за активную поддержку нашего смелого проекта. Многие зрители пожелали увидеть спектакль вновь. TAMERLANO можно записать как фильм-оперу – тем более, что несколько спектаклей из 100 постановок итальянского режиссёра Стефано Пода, действительно, стали фильмами. Несмотря на разные точки зрения на спектакль – от восторга до полного отрицания, зрители пришли к выводу, что современная опера «Тамерлан», в конечном итоге, как и его первоисточник, о том, что «любовь способна спасти свет от тьмы», и выразили свою признательность Фонду развития культуры и искусства Узбекистана за великолепный проект и замечательный подарок узбекскому народу.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана Фото Ихтедота Усманова и др.
|
|