Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.01.2025 / 16:34:27
Исахар Акилов - основатель династии мастеров танцевального искусства Узбекистана.
Народный артист Узбекистана Исахар Акилов является одним из основателей узбекского сценического танца. В руках талантливого балетмейстера яркими красками заиграла, непередаваемая словами, палитра красок бухарской народной школы танца. Многогранная хореография отличает почерк балетмейстера - мощь и сила мужских движений оттеняют скромность и целомудрие женской пластики. Изысканные рисунки и перестроения по сценической площадке напоминают россыпи калейдоскопа – собираясь и рассыпаясь строго в орнамент, задуманный хореографом. Увлечённый с детства музыкой и танцем, Исахар Акилов получил музыкальное образование по классу скрипки и ритма в Самарканде (преподаватели - Уста Джалол, Домла Халили Ибадов), затем юноша занимался в самаркандской студии «Синяя блуза» у Али Ардобуса. «В 1929 году Кари-Якубов взял меня к себе в театр. При театре была балетная студия, где я занимался. Классику у нас преподавал Кон, Бек, пение - Саянов, узбекский танец – Уста Алим Камилов и Тамара Ханум.»[1] Как и все студийцы, Исахар Акилов танцует, поёт, играет роли в театральных инсценировках. Все эти навыки впоследствии прослеживаются в его танцах, в которых движения, ритм и музыка выливаются в стройную и гармоничную композицию. Освоив в 18-летнем возрасте сложную технику «Чархи ду зону» («круговые вращения на коленях»), он, развивает свои способности и становится виртуозным исполнителем. Завоевав популярность, Исахар Акилов не останавливается на достигнутом, продолжая работу в театре, молодой артист поступает в театральный техникум в Ташкенте, где занимается 2 года. В 1932 году он по направлению выезжает в Самарканд реорганизовывать еврейский бухарский театр. Именно там начинается углублённое изучение бухарского танца. Жизнь Исахара Акилова в постоянном движении, он много гастролирует и постоянно изучает новые танцы - таджикские и памирские у известного танцора Санг Али, самаркандские и бухарские танцы помогали освоить Ака Барака и Ака Латиф. Он учился у признанных мастеров того времени – созанда, знатоков мавриги: Муллакандовых, Толмасовых, Халирхон Керкиги, Червон-хон и многих других. Всюду он изучает и записывает ритмы, движения, зарисовывает костюмы. Став известным танцовщиком, Исахар Акилов завоёвывает популярность и как хореограф-постановщик. Работа с балетмейстерами Леонидовым, К. Беком, Касьяном Голейзовским помогают осваивать основы композиции. Дружба с народным артистом СССР Игорем Александровичем Моисеевым значительно обогатила творческий багаж Исахара Акилова. Именно у Игоря Моисеева Исахар Акилов научился построению масштабных композиций, сочетанию рисунков танца с лексикой и сценической перспективой. Его постановки «Катта уйин», «Джонона», «Ляган с кайраками», вошли в репертуар Ансамбля народного танца Игоря Моисеева. В феврале 1937 года Исахар Акилов становится художественным руководителем «Большого ансамбля песни и танца» Государственной филармонии Узбекистана, где Исахар Акилов создаёт масштабные концертные композиции и сольные номера: «Шодиёна», «Уфори калебанди», «Махваши», «Чор карсак», «Помирча», «Бадахшанский танец» и другие. Большой бухарский танец «Мавриги», состоящий из 6 частей, в котором участвовало 90 человек и сегодня можно назвать непревзойдённым шедевром бухарского танца. Каждая из частей этой танцевальной сюиты является самостоятельным законченным произведением. Центральное соло «Ларзон» Исахар Акилов исполнял самостоятельно (мужской вариант), а затем, когда 1 балетная школа выпустила профессиональных артистов, мастер передал «Ларзон» Галие Измайловой, ставшей первой его исполнительницей. Танец «Ларзон» стал самостоятельным концертным номером, одним из любимых в репертуаре народных артисток СССР Галии Измайловой, Кундуз Миркаримовой, народных артисток Узбекистана Клары Юсуповой, Халимы Камиловой, Мамуры Эргашевой, Вилоят Акиловой, Залуженного работника искусств Узбекистана Каримы Узаковой, заслуженных артисток Узбекистана Дильбар Юнусовой, Нигины Нигматовой, солистов XXI века – Алины Бабешко, Дилором Мадрахимовой, Ёкутхон Хасановой и многих молодых современных исполнительниц. Его техника сложна и искромётна, исполнение требует артистизма и тонкого чувства ритма. С танцем «Ларзон» ведущие солисты разных поколений неоднократно завоёвывали золотые медали и призовые места на международных фестивалях и конкурсах. Мастерство Исахара Акилова в работе с солистами заключалось в умении разглядеть особенности темперамента, пластики и поставить танец, раскрывающий индивидуальность исполнителя. Он ставил танцы и артистам классического балета, и танцовщикам ансамблей «Бахор», «Шодлик», «Лязги», «Гузаль». Среди его учеников - Народные артисты Узбекистана Клара Юсупова, Кизлархон Дусмухамедова, Малика Ахмедова, Дилафруз Джаббарова, Кадыр Муминов, Вилоят Акилова, Заслуженные артисты Узбекистана Нарзитдин Шерматов, Зулейха и Лола Акиловы и многие другие. Бесконечно преданный танцевальному искусству, взыскательный к себе, Исахар Акилов требовал досконально точной передачи движений, характера танца. Особенно он был строг со своими дочерями – дома любящий отец, на работе придирчивый, жёсткий педагог. Однажды в театре имени Лахути Исахар Акилов встретил свою судьбу – прекрасную Маргариту, которая стала музой и его «творческой лабораторией», как нежно называл свою супругу Исахар-ака. Именно на Маргарите балетмейстер проверял гармоничное сочетание комбинаций, движения рук, удобный для танцовщицы ход и перегибы корпуса. Дети творческой династии – Народная артистка Узбекистана Вилоят, заслуженные артисты Узбекистана Зулейха и Лола, внучка Елена развивали танцевальное направление, Гавхар и сын Юсуф посвятили свою жизнь музыке. Школу, стиль и вектор, заложенный мастером, достойно продолжила плеяда молодых танцовщиц, воспитанниц Вилоят Акиловой - Народные артистки Узбекистана Рушана Султанова, Саида Мансурходжаева, Заслуженные артистки Узбекистана Феруза Салихова, Роза Абдулхаирова, Хумора Ихтиярова и многие другие. Ученики Исахара и Вилоят Акиловых несут школу мастера не только в своём творчестве - они преподают узбекский танец, прививая своим воспитанникам самое главное - любовь и уважение к своей профессии, чистоту стиля, скрупулёзную работу над каждым элементом танца, осмысленное и выразительное исполнение. Сегодня танцевальному искусству в Узбекистане оказывается большое внимание и поддержка со стороны государства. «Само время требует всестороннего развития танцевального искусства, имеющего важное значение в повышении уровня духовности и эстетического воспитания нашего народа, широкого приобщения молодого поколения к образцам национального и мирового танцевального искусства».[2] Танцы Исахара Акилова давно перешагнули границы Узбекистана. Аплодисменты и восторженные отклики зрителей по всему миру являются определённым критерием успеха. Творчество Исахара Акилова является бесценным наследием узбекского хореографического искусства. Его танцы необходимо не только изучать, их важно и полезно исполнять молодому поколению, так как они воспитывают чувство стиля, эстетики и гордости за высокую танцевальную культуру нашей Родины.
Список литературы
Преподаватель Государственной академии хореографии Узбекистана Кари-Якубова Е. А.
|
|