Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
12.05.2025 / 14:09:01
Галерея НБУ и Дирекция художественных выставок Академии художеств открыли в честь 80-летия победы и Дня памяти и почестей выставку графики с очень впечатляющим названием "Память"![]() Этот художественный проект приурочен к великой дате, призванной напоминать о подвиге, мужестве и жертвах, принесённых во имя мира. Выставка представляет собой визуальное размышление о силе исторической памяти и её значении, как важнейшего культурного и духовного ресурса. Экспозиция включает 45 графических произведений, созданных ведущими мастерами узбекского искусства — Кутлугом Башаровым, Лекимом Ибрагимовым, Медатом Кагаровым, Нуриддином Калановым, Геннадием Жирновым, Георгием Чигановым и другими нашими замечательными художниками, чьё творчество занимает важное место в истории узбекской графики. Открывая экспозицию директор Галереи изобразительного искусства , академик Академии художеств Узбекистана Камола Акилова особо отметила, что эти работы охватывают широкий временной и тематический диапазон, демонстрируя, как личное восприятие трагических страниц истории трансформируется в пластический образ, наполненный глубиной и гуманистическим содержанием. Сердечно поздравил собравшихся с 80-летием победы над фашистской Германией посол Белоруссии в Узбекистане Алексей Огородников, который высоко оценил эту выставку. Вот, что сказал глава дипломатической миссии дружественной страны в интервью сайту Культура Узбекистана: - Правда, очень впечатляющая, очень трогательная выставка ...Вы со мной согласны? - Согласен, конечно. Обычно на таких выставках мы привыкли смотреть картины о людях, о природе, это также портреты, пейзажи и так далее. А тут совсем другое. Художники стремились донести до людей все ужасы войны . Самым важным является победа. Это, страдания людей, разрушения . Все это нашло здесь свое отражение. И это не фотографичный способ, а двумя, тремя красками , штрихами доносится до зрителя весь тот ужас пережитого прежним поколением. Авторы картин все это пропускают через себя и потому это так впечатляет и радует. Я могу сказать также, что работы эти высокого уровня, я бы назвал их высокохудожественными. Все, что увидел здесь меня очень впечатлило. - Значит , вы довольны увиденным, есть над чем задуматься, есть что посмотреть? - Абсолютно доволен. - Узбекистан и Белоруссию связывают давние узы дружбы и плодотворного сотрудничества. И продолжение следует… - Да, это именно так. Дружат между собой наши людеры, дружат наши народы и страны. И здесь я это все время ощущаю. Ничего не мешает нам вместе сидеть за одним столом, решать все нужные задачи , развивать при взаимной поддержке нашу экономику. - Война сроднила наши народы навсегда. - Абсолютно верно. Поэтому развитие наших связей будет и далее идти по восходящей. - Благодарю вас. Графика как вид изобразительного искусства, особенно чутко откликается на внутренние состояния и эмоциональные колебания. Лаконичные, выразительные средства, характерные для офорта, линогравюры или литографии, позволяют художнику точно зафиксировать настроение, интонацию, суть переживания. Именно поэтому графика становится столь уместной формой высказывания о войне, утрате, стойкости и памяти. Она говорит сдержанно, тонко, иногда почти шепотом, но от этого не менее проникновенно. Тематика выставки раскрывается посредством глубокой образной системы, в которой гармонично сочетаются иллюстративность, символизм, метафоричность и многослойное смысловое наполнение, говорится в пресс-релизе подготовленном в галерее для журналистов. Художники обращаются как к конкретным историческим сюжетам, так и к универсальным образам, позволяющим отразить трагизм и величие эпохи. В центре визуального наблюдения оказываются батальные сцены, сцены прощаний и ожидания, а также портретные образы — солдатов, матерей, детей. Через внимательно выстроенную композицию, выразительный жест, напряжённую игру светотени и пластический контур авторы передают не столько внешние события, сколько внутренние состояния — тревогу, скорбь, надежду, силу духа. Каждое произведение становится своеобразным актом памяти, через который художник вступает в диалог с прошлым. Зритель здесь не просто наблюдатель, а соучастник. Пространство выставки превращается в зону созерцательной тишины, в которой возникает особая эмоциональная вовлечённость. Работы приглашают не столько к просмотру, сколько к глубокому личностному отклику и размышлению о сущности памяти, о хрупкости мира и стойкости человеческого духа. Выставка «Память» поднимает и важный вопрос о художественной ответственности: Через какие образы, приёмы и художественные формы возможно донести до зрителя трагедию и величие человеческого подвига? Выставка демонстрирует, что искусство остаётся живым посредником между поколениями, между теми, кто помнит, и теми, кто должен узнать. В этом контексте выставка «Память» становится не только художественным, но и культурно-просветительским событием, позволяющим заново взглянуть на графику как на форму визуальной философии. Он формирует пространство, в котором прошлое не забыто, а бережно сохраняется в образах, линиях и штрихах — как свет, который не гаснет в сердцах. Выставка будет открыта для посетителей до 8 июня 2025 года.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
| ![]() |
![]()
|