Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.05.2018 / 18:57:12
Галерея Бонум Фактум пригласила своих почитателей на новый показ фильмов немого кино Узбекистана 1920-30 х годов в проекте "Кинолекторий"“Образовательный медиа-проект КИНОЛЕКТОРИЙ» осуществлен при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане. Говоря об этом на церемонии открытия его руководитель, кинорежиссер Эльджан Аббасов особо отметил следующее: «Это мультимедийный проект, его нельзя назвать фильмом. Это грант, и мы над этой темой очень хорошо поработали. Процесс еще не завершен. Предполагается еще много показов по всему Узбекистану. Это будут лекции, издание каталога «История немого кино Узбекистана». Вместе с тем, было подчеркнуто, что это история довольно забытая и сейчас сделана попытка восполнить этот пробел. Это репрезентация нашего немого кино и это безумно интересная вещь. Очень многие люди просто не представляют, что здесь все это когда-то было. Оно развивалось параллельно с кинематографом России. Первые показы произошли в Ташкенте в 1897 году, буквально через два года после первых показов фильмов братьев Люмьер в Париже, на бульваре Капуцинов. Потому можно уверенно говорить о том, что Узбекистан – родина кино в Центральной Азии. Именно в Бухаре и Ташкенте, в середине 1920-х годов были созданы первые игровые фильмы. Они заложили основы не только национального кинематографа Узбекистана, но и послужили примером, давшим толчок формированию национальных кинематографий всего региона. Экспресс-интервью с места события консультанта проекта, киноведа Нигоры Каримовой: - Я думаю, то, что создавалось в Узбекистане в тот период мы должны хорошо знать и высоко ценить. Эстетика немого кино продолжает жить. Это снова в тренде, наблюдается возврат к черно-белому, немому кино в определенных ситуациях. Надо воссоздать историю нашего немого кино. Там ведь были свои звезды, свои прекрасные режиссеры. Вот в этом направлении работаем. - Расскажите об авторах проекта подробнее - Эльджан, автор проекта, меня пригласили как научного консультанта. Очень убедительно звучит за кадром голос нашего диктора Михаила Гарбузенко. Мы стремились опираться на конкретные, доказанные факты, чтобы это было сделано на должном уровне. Ведь все это достоверный исторический факт. Теперь надо оцифровать все это наследие и презентовать в достойном виде, потому что мы можем этим гордиться. В мировой истории феномен немого кино прошел нелегкий путь от агитационного плаката двадцатых годов до галерейных арт-проектов или мультимедийных инсталляций двухтысячных. И это, несомненно, повлияло на принцип построения проекта. В черно-белых кадрах немого кино выходит на первый план ещё одна грань подлинной сущности кинематографа: запечатлевать и сохранять время. Основу проекта составил исторический материал, который долгие годы хранился в научных фондах Госфильмофонда РФ, в архиве Института искусствознания Академии Наук Узбекистана, Музея киноискусства Узбекистана. В экспозиции впервые представлены широкой публике также более 100 фото из ранних узбекских немых фильмов: "Минарет смерти" (1925), «Мусульманка» (1925),"Бахт куёши" (1926), "Вторая жена"(1927), «Прокаженная» (1929), «Чадра» (1930), «Подъем» (1932) "Американка из Багдада" (1932), «Джигит» (1934) и др. Всего было снято в Узбекистане 22 немых игровых лент.
Б.РАХИМОВ
|
|